Равнодушие убивает врача

5 апреля, 16:54 Распечатать Выпуск №13, 6 апреля-12 апреля

Фраза, вынесенная в заголовок, — квинтэссенция книги "Небайдужі думки про медицину і медиків".

© ipag-kiev.org.ua

Ее автор — известный ученый-медик, заведующий отделением внутренней патологии беременных Института педиатрии, акушерства и гинекологии им. академика Е.Лукьяновой НАМН Украины, профессор кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии НМАПО им. П.Шупика, член-корреспондент НАМНУ Украины Владимир Медведь.

Стремительный XXI век ускорил развитие цивилизации во всех ее компонентах, в том числе и в медицине. Новые революционные медицинские технологии предоставили невиданные ранее возможности практической медицине. И, что важно, процесс лишь нарастает, а это предопределяет необходимость постоянного информационного обеспечения медицинского сообщества и, в первую очередь, врачей. Однако наряду с приоритетами и результатами инновационных технологий в медицине, мы стали забывать о роли, значении самого врача и медицинского сообщества в целом. Между тем медицинские технологии реализуются врачебным сообществом, и каждый врач является тем субъектом, который обеспечивает достижения конкретного результата в лечении больного. Причем этот врач, всегда является личностью, предоставляющей возможности современной медицины своим пациентам. Поэтому врач не только должен знать, уметь, но он обязан через свой разум и душу "пропустить" новые медицинские знания, и лишь затем эти технологии предоставить своим пациентам. 

Именно обязательное наличие высокой нравственности и отличает врача от представителей всех иных профессий. В этой связи выход в свет книги профессора Владимира Медведя "Небайдужі думки про медицину і медиків" очень своевременное и крайне важное для медицинского сообщества явление.

Безусловно, эта книга о врачах и для врачей, профессия которых предполагает, как справедливо подчеркивает автор, кроме профессионализма, "…такике человеческие качества, как порядочность, честность и интеллигентность". Именно о таких качествах врача и рассуждает автор. Именно они одухотворяют профессионализм, и такой врач уже становится интересен большему числу людей, ибо нет профессии, которая бы так интересовала общество, как врачебная.

Вот этот ключевой тезис о духовности врачебной профессии и ее прямом влиянии на профессиональные результаты красной нитью проходит через все три раздела книги.

От кратких этюдов о медицине через призму особенностей личности врача, стоящего у начала новой жизни, точнее, даже на этапе подготовки к этому событию, до анализа наиболее значимых вопросов профессиональной медицины в неразрывном единстве перед нами предстают профессиональные и моральные (духовные) качества врача. 

Автор ведет нас к тому, что именно такое единство приводит к успеху в медицине, и оно же востребовано нашим обществом. Это особенно важно, поскольку ныне на всех этапах обучения в высшей медицинской школе, да и работы врачей вопросы духовности отходят на второй план, ибо их оттесняют информационные, технологические проблемы. Между тем именно первые являются определяющими, формирующими личность врача.

Примечателен в этом отношении раздел "Профессиональные диалоги". В нем, с одной стороны, рассматриваются профессиональные, порой очень "зауженные" вопросы медицинской практики, в первую очередь в области профессиональных интересов автора. Однако как раз в этом разделе показано особое значение врачебной морали, этики в решении врачебных вопросов, ибо они формируют не только профессиональную, но и социальную позицию современного врача. А уж она является тем моральным стержнем, на который нанизываются профессиональные вопросы. В целом можно сказать, что автору удалось донести свою позицию о комплексном характере личности врача, значении его духовной составляющей для его профессии. Закономерно возникает вопрос: что же реально необходимо делать, чтобы эти качества возникли у врача, кто их формирует?

На этот вопрос автор частично отвечает в третьем разделе книги, рассказывая о выдающихся деятелях медицины, которые его особенно впечатлили. Закономерно, что прежде всего он подробно рассказывает о своем выдающемся Учителе — академике Владимире Фролькисе. Прочитав этот раздел, каждый из нас ясно представляет роль Учителя в становлении личности ученого, врача, мы вспоминаем всех тех, кто нас учил врачебной профессии. Действительно, велики примеры личностей, которые воспитывали автора и помогли ему сформироваться самому, как, впрочем, и нам всем. Да, профессионально-личностная среда является важным, даже обязательным условием формирования личности. Такие яркие неординарные личности, как Владимир Фролькис, Николай Амосов, Юрий Кундиев, Валентин Грищенко, Алексей Коломийченко, с которыми посчастливилось встречаться и общаться автору книги, предстают перед читателем как живые, с их научными и жизненными интересами, мыслями, любовью, увлечениями, шутками и искрометным юмором. Жаль, что автор лишь мимолетно коснулся роли более узкого круга — семейного, но у читателя есть надежда узнать о ее роли в жизни автора в следующих его книгах.

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть: выход в свет издания, в котором рассматриваются проблемы духовности врача, его приверженность высоким нравственным принципам, чувству долга, является крайне важным сегодня, когда в качестве приоритета отечественного здравоохранения выступает медицинская реформа. К большому сожалению, указанные выше проблемы не нашли должного отражения в проводимой реформе. Этот пробел должен быть восполнен.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Valerij Tkachenko Valerij Tkachenko 10 квітня, 08:00 Поэтому врач не только должен знать, уметь, но он обязан через свой разум и душу "пропустить" новые медицинские знания, и лишь затем эти технологии предоставить своим пациентам. ____________ к несчастью приходится сталкиваться с нашей "реформированной" медициной. в учебных заведениях (даже не знаю как теперь их называть, раньше это были институты, теперь присвоили себе "погремуху" - академия (?)) учат или учили, много лет специалистов конкретной специальности, И.О. сподобилась все специальности опустить до "техников" - чему нибудь и как нибудь... не может человек знать и уметь абсолютно все... я бы хотел чтоб её лечил об болезней сердца, на пример проктолог или психотерапевт... , а оперировал фельдшер или как сейчас называются люди "в красном" со скорых помощей? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно