ПСЕВДОРЕФОРМА В «БУМАЖНОМ» АНТУРАЖЕ

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 21 февраля-28 февраля 2003г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

В начале 90-х годов XX века украинское здравоохранение как составная часть советского проводило экс...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

В начале 90-х годов XX века украинское здравоохранение как составная часть советского проводило эксперимент, направленный на реализацию нового хозяйственного механизма по отработке экономических моделей в сфере оказания медицинской помощи. Тогда медработники учились на практике хозяйственному расчету, арендным отношениям, кооперации, осваивали азы экономики здравоохранения. Но при переходе к государственной самостоятельности, сопровождавшемся резким экономическим кризисом, отрасль оказалась фактически брошенной государством на произвол судьбы. Рыночные отношения, как приоритетное направление государственной экономической политики, ее даже не коснулись. Череда министров, почти ежегодно сменявших друг друга, управленческий аппарат на местах лишь твердили о необходимости перемен в отрасли, которые, по сути, были сведены к бюджетному «обрезанию», сокращению численности медперсонала и мощности лечебных учреждений, снижению уровня жизни специалистов.

Ситуация десятилетнего развития отрасли во многом напоминает сюжеты «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, когда одни градоначальники секли глуповцев «абсолютно», другие объясняли это «требованиями цивилизации», а третьи добивались, чтобы обыватели сами пожелали быть посеченными. Пока чиновники разрабатывали всевозможные способы порки населения, глуповцы в первом случае в ожидании ее трепетали бессознательно, во втором — с сознанием общей пользы, а последние возвышались до трепета, исполненного доверия.

Поразительно, но факт: медицинская общественность со своего молчаливого согласия позволяет повторять чиновничьи эксперименты над собой, аналогичные действиям глуповских градоначальников. Свежи в памяти предания, как медицинские работники многие месяцы не получали зарплату либо получали ее «натурой» (водкой, колбасой, коммунальными платежами). На фоне обвального сокращения лечебных коек и штатных медицинских должностей представители «самой гуманной профессии» по собственному желанию умоляли главврачей перевести их на пол-, а лучше — на четверть ставки. А с каким трепетом люди в белых халатах в преддверии президентских выборов 1999 года восприняли «общественную инициативу» за здоровую нацию — «Пульс Украины»! Какие надежды возлагали работники здравоохранения на программу реорганизации медицинской помощи «Перспектива-2010», реализацию которой взял на себя гарант Конституции, подписав соответствующую декларацию на Первом всеукраинском съезде медицинских работников. Заканчивается очередной срок президентства, а отраслевой «воз» до сих пор так и не сдвинулся с места.

В 1999 году распоряжением главы облгосадминистрации на Луганщине в первичную медико-санитарную помощь «внедрен» семейный врач. В 2000-м совместным распоряжением губернатора и председателя областного совета поддержана инициатива управления здравоохранения по проведению «медицинского эксперимента» в области. Только жители обо всем этом узнали из средств массовой информации, и не более того.

Зато о ходе успешного проведения медицинского эксперимента начальник областного управления здравоохранения проинформировал региональную власть следующим образом: «С целью расширения многоукладности в системе здравоохранения, создания лечебно-профилактических учреждений смешанных форм собственности, формирования мотивации по созданию дополнительных источников финансирования, активизации инвестиционной политики по инициативе управления здравоохранения созданы: 1) областная общественная организация «Общество содействия медицине»; 2) областная медицинская газета «Здоровье региона»; 3) акционерная компания «Медиком»; 4) инвестиционный комитет» и т.д. Читая решения региональной власти, «отписки» медицинских чиновников и сравнивая их с реальной действительностью, невольно поражаешься, как отсутствие ответственности и безнаказанность порождают «мыльные пузыри» за бюджетные средства, за счет налогоплательщиков. Приходится лишь надеяться, что пена такой безответственности со временем исчезнет, а виртуальные пузыри обещаний лопнут. И первые признаки тому начинают появляться.

В ноябре прошлого года Верховная Рада Украины, проанализировав информацию Кабинета министров о состоянии дел в отечественной системе здравоохранения, впервые признала работу исполнительной ветви власти в этой сфере неудовлетворительной. Среди рекомендаций субъекта законодательной власти обращают на себя внимание положения о необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс о передаче права распорядительства бюджетными средствами не государственным чиновникам, а руководителям центральных районных больниц; о необходимости изменения правового статуса государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, гарантирующего их хозяйственную самостоятельность; о признании реальности медицинских услуг, которые в учреждениях здравоохранения должно покупать государство. Тем самым отрасли потребовалось более десяти лет протоптаться на месте, чтобы государство осознало старую истину: с чем лучше может справиться рынок — нужно предоставить рынку; там, где рынок не срабатывает или его функционирование чревато большими социальными издержками, должны быть использованы другие механизмы.

Эту истину уже начинают понимать в некоторых регионах страны. Например, мэр г. Комсомольска Полтавской области бюджетные средства не «закапывает» в долгострой и незавершенное строительство стационарных лечебных учреждений, а вкладывает в создание амбулаторий для семейных врачей. Городская власть на основе договорных отношений через органы управления отраслью определяет, какой объем и уровень медицинской помощи должен быть оказан частнопрактикующим семейным врачом. Последний из городского бюджета получает средства в объеме из расчета стоимости среднегодовой первичной медико-санитарной помощи на одного жителя, помноженной на число обслуживаемых горожан. Семейный врач, по инициативе городской власти, получает статус частнопрактикующего специалиста, самостоятельно распоряжается переведенными на его счет бюджетными средствами, нанимает на работу в свою амбулаторию других медицинских работников, т. е. является настоящим, самостоятельно хозяйствующим субъектом. Жизнь уже показала эффективность такой модели — жители удовлетворены качеством медицинской помощи, выросла материальная заинтересованность медицинских работников, получающих зарплату в два-три раза выше своих «участковых» коллег. А самое главное, «головная боль» местной власти — вечный дефицит бюджетных средств на здравоохранение превратился в экономию этих средств.

В Полтавскую область едут организаторы здравоохранения перенимать полезный опыт. А вот в Луганскую за опытом «регионального эксперимента» — как за два года «перепрыгнуть» с 24-го рейтингового места по медицинскому обслуживанию на пятое — коллеги почему-то не спешат. Видимо, проблема заключается в том, что на Полтавщине считают: для улучшения оказания медицинской помощи населению не нужно ждать указаний и постановлений из Киева, а засучив рукава следует заняться ежедневной и кропотливой работой, взяв ответственность на себя. У нас же медицинские чиновники почему-то предпочитают стиль «навешивания лапши»: на телеэкране — для населения, в отчете о проделанной работе — для начальника повыше.

Объявленного в региональном медицинском эксперименте внедрения гарантированного объема и уровня медицинской помощи так никто и не ощутил, потому что эти «гарантии» дальше бумаги своего действия не имеют. А привлечение дополнительных источников финансирования в отрасль в итоге реализовалось в принудительной «благотворительности» пациентов, самообеспечении больных в лечебницах. Особенно грустно звучит в заявленной программе эксперимента пункт о внедрении в практику стандартов качества медицинской помощи. Недовольство наших сограждан ситуацией в медицинском обслуживании, которое проявляется в региональных опросах, росте жалоб пациентов, как раз и подтверждает, что в этом вопросе медицинские чиновники более всего преуспели. Стремление к расширению многоукладности в отрасли и созданию лечебных учреждений смешанных форм собственности на практике свелось к тому, что в ряде больниц области под крышей лечебниц появились частные структуры, использующие ресурсы бюджетного здравоохранения и получающие за это оплату больных. Результаты деятельности таких «смешанных форм собственности» описаны в соответствующих актах контрольно-ревизионного управления, однако ответственности экспериментаторы так и не понесли.

Нужно ли реформировать отрасль? На мой взгляд, это необходимо было делать еще вчера. Будущее здравоохранения лежит в рамках рыночных отношений. Для полноценного функционирования отрасли, создания внебюджетных финансовых источников, формирования рынка медицинских услуг необходимо рациональное разгосударствление лечебной сети. Оно приведет к появлению новых форм хозяйствования и к многоукладности в здравоохранении. К сожалению, медицинские учреждения в подавляющем большинстве являются организациями с государственной и коммунальной формой собственности вследствие сохранившейся инфраструктуры здравоохранения, из-за исключения отрасли из процесса приватизации.

Если лечебным учреждениям не будет дана хозяйственная самостоятельность, то ни о какой реформе в отрасли не может быть и речи. Без реализации этого условия медицинское страхование, о котором в последнее время так много говорят, станет очередным блефом и дискредитацией самой идеи. А путь к самостоятельности учреждений отрасли только один: через механизмы корпоратизации нужно перевести часть объектов медицинской сферы из коммунальной собственности в собственность коллективную с сохранением рычагов государственного влияния. Медицинская помощь должна покупаться через систему государственного заказа, который формируется исполнительной властью лечебным учреждениям. Тем самым сфера здравоохранения станет субъектом рыночных отношений, польза от этого будет всем: и государству, и медицине, и населению.

Осуществление таких перемен требует определенных изменений в отечественном законодательстве. Но и сегодня есть механизмы, полномочия у органов местного самоуправления, позволяющие начать реальную трансформацию отрасли. Только это требует определенной воли и желания перемен у власть предержащих. Разница между чиновниками (например, полтавскими и луганскими) заключается в том, что одни делают, а другие говорят и объясняют свое бездействие.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК