Прочиханный миллиард

Поделиться
«Зеркало недели» первым из периодических изданий заинтересовалось финансовой составляющей грип...

Эпидемии так называемого свиного гриппа, свалившейся на нас словно снег на голову осенью прошлого года, наш еженедельник в свое время уделил достаточно внимания. Глубоко и основательно освещая эту тему, «Зеркало недели» первым из периодических изданий заинтересовалось финансовой составляющей гриппозной «горячки», пытаясь, в частности, выяснить, куда пропали 50 миллионов бюджетных гривен, выделенных весной на борьбу со свиным гриппом. И что такое 50 миллионов по сравнению с миллиардом, щедро выделенным на противодействие эпидемии из резервного фонда и госбюджета! Разумеется, судьба «гриппозного» миллиарда весьма интересует наших соотечественников, каждый из которых в меру своих финансовых возможностей в кризисный период противостоял вирусному нашествию. Еще в дни эпидемии стало понятно, что сотни миллионов или не успевают за гриппозными потребностями, или же проплывают мимо них. Поэтому общество требовало тщательно проверить затраты фактически каждой копейки. Во исполнение указа президента, постановления Верховной Рады такую проверку осуществляла в течение более четырех месяцев Счетная палата Украины. Материалы аудита получили государственные органы власти, причастные к расходованию миллиарда, в частности, МЗ, Кабмин, а также председатель Верховной Рады.

Планы-клоны

Собираясь на дачу, в домашней аптечке ищу мазь от царапин, укусов насекомых и т.п., а в руки попадает осенний ассортимент: оксолиновая мазь, антивирусные таблетки, капли от насморка, микстуры от кашля, упаковка антибиотика. Все даже нераспакованное. Всматриваюсь в срок годности. В прошлом году осенью не очень-то об этом думалось, все покупалось «на всякий случай», еще и из расчета на каждого члена семьи. Душа болит вспоминать, как не одну сотню гривен потратил на противогриппозную оборону! И вот оно, воспоминание о гриппе, — в виде ненужных лекарств. Неоправданные затраты, убежден, претерпела едва ли не каждая семья. Да что там семья?! Государство в разгар всеукраинского эпидемиологического испуга наскребло миллиард даже при финансовом кризисе! И где он?

Вопрос не риторический, поскольку есть четкие ответы. Но сначала вспомним, как все началось и чем закончилось. 29 октября — сообщение об эпидемии. 30 октября Кабмин постановляет выделить 500 млн. грн. из резервного фонда на борьбу с гриппом. 31 октября—2 ноября из аптек исчезают все противогриппозные средства. 3 ноября парламент голосует за закон об изменениях в госбюджет, направив миллиард на противодействие эпидемии. Точная цифра такова: 1 млрд. 184 млн. грн., из которых 67,6 млн. грн. — стоимость гуманитарной помощи в виде лекарств, тест-систем, оборудования и т.п.

Самый высокий уровень заболеваемости наблюдался с 4 ноября по 6 декабря. Эпидемия заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями прекратилась в конце февраля 2010 г., и Минздрав подвел черту под эпидемией с такими данными: 5,6 млн. человек болели простудой, гриппом, ОРВИ и осложнениями (пневмонией); 325 тыс. попали в больницы; 115,5 тыс. из них поставили диагноз грипп и пневмония; 66,5 тыс. случаев заболевания были подвергнуты специальному лабораторному исследованию; у 14,1 тыс. из них обнаружили вирусы разных штаммов гриппа; у 4,5 тыс. из последних выявлен грипп А/H1N1 пандемичный (это 33,5%); 1111 людей умерли от гриппа и пневмонии.

Но вернемся к миллиарду. Что и говорить, цифра немаленькая. Почему именно столько выделило правительство на борьбу с наступлением гриппа? Вероятно, можно было вытянуть из государственного кармана меньше? Быть экономнее, скромнее в период кризиса? Точнее все обсчитать, выслушать мнение экспертов, научных сотрудников и уже потом определять объем средств? Но кто же во время паники способен спокойно считать? Хотя паниковать чиновникам медицинской отрасли по статусу не положено, они должны быть готовы к наступлению любой болезни.

Об угрозе пандемии Украина, как и весь мир, узнала в апреле 2009 г., когда ВОЗ распространила прогнозы относительно развития ситуации. Тогда же в апреле министр здравоохранения Василий Князевич предоставил правительству обоснование потребности в дополнительных средствах на подготовку к борьбе с гриппом и защиты населения от пандемии в объеме 500 млн. грн. Среди аргументов значилось: прогнозная летальность в среднем — 50—60% совокупного населения.

Хорошо, что люди узнают о таких прогнозах уже после того, как занавес театрального спектакля под названием «Спасите, свиной грипп!» опущен. А то бы не в аптеки, а наутек бросился бы испуганный люд.

Предвидя ужасный ход пандемии, МЗ закатало рукава и взялось... составлять план борьбы с будущим эпидемическим монстром. План №446-р появился на свет в апреле. Когда же осенью вспыхнула эпидемия гриппа, Минздрав быстренько разработал еще три плана! Они словно клоны были похожи на апрельский, и отличались разве что номерами — 826, 827 и 828 — и измененными сроками выполнения мероприятий.

Показательный пример — обеспечение работы Украинского центра гриппа. В апреле МЗ определило: центр и его филиалы в областях должны быть готовы к борьбе с эпидемией (оборудование, лекарства, тест-системы и т.п.) в мае 2009 г. Но в плане №826 готовность центра перенесена на 25 декабря 2009-го. А в действительности даже на начало марта 2010 г. центр полноценно так и не заработал, поскольку лабораторное оборудование, купленное за средства из резервного фонда еще в мае 2009 г., смонтировали только в марте 2010-го.

Апогеем планотворчества министерства стали пункты планов №826 и №828, где предусматривалось... разработать и утвердить план мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с распространением пандемического гриппа и других ОРВИ!

Можно было бы посмеяться, если бы не было так больно за государство и за нас с вами. Должны признать, что первый весенний план содержал 22 пункта, все оправданные и нужные. Если бы выполнили, то в конце октября никто бы не паниковал. Мало того, могли бы избежать значительного количества смертельных случаев. Не пришлось бы, наконец, тратить миллиард.

К шести пунктам приступили уже тогда, когда эпидситуация усложнилась, а семь — до сих пор на бумаге. Например, до мая МЗ запланировало собрать информацию об имеющихся запасах материальных ресурсов на случай пандемии и панзоотии гриппа, об автотранспортных средствах для быстрого применения. Но только в конце октября 2009 г. министерство потребовало от своих региональных подразделений предоставить необходимые данные.

Планировали закупить в мае лабораторное оборудование для молекулярно-генетической диагностики гриппа А/H1N1 и тест-системы к этому оборудованию. Но купили его только в сентябре, а доставлять санстанциям начали в конце октября 2009-го, и продолжалось это до февраля 2010 года.

До 7 мая 2009 г. планировали создать специализированные палаты в инфекционных и других медзаведениях для размещения больных свиным гриппом. Не создали. Инвентаризации палат интенсивной терапии в инфекционных стационарах не провели, смет их дооборудования не составили, хотя планировали. Поэтому нечего удивляться, что в ноябре не было боксов в больницах Винницкой, Житомирской, Кировоградской, Ривненской, Черкасской, Черновицкой областях.

С какой стороны ни посмотришь, а самые важные мероприятия всех четырех планов, направленные на предотвращение распространения свиного гриппа, не выполнены. Из этого следует, что объективной ситуацией МЗ не владело и именно потому не сумело определить реальный объем необходимых средств государственного бюджета для преодоления эпидемии. А потом не сумело организовать их эффективное расходование.

Немало врачей-практиков убеждены: сумма в один миллиард взята фактически с потолка. Осенью 2009 г. министерство рассчитало потребность в средствах из госбюджета на меры по предотвращению распространения и лечения гриппа А/H1N1, исходя исключительно из тяжелого хода пандемии гриппа: госпитализации на уровне 1,2 млн. человек, из них 180 тыс. — в отделения интенсивной терапии (напомним, в больницы попали с диагнозами ОРВИ и гриппа 325 тыс. граждан).

В то же время (в конце ноября 2009 г.) Академия медицинских наук Украины предоставила правительству свой прогноз развития ситуации: госпитализируют 138 тыс. человек, в т.ч. в отделения интенсивной терапии — 34,5 тыс. Общее количество заболевших ученые-медики указывали на уровне 13,8 млн., а летальность — 16 тыс.

И без подсчетов видно, что прогнозы ученых требовали значительно меньшего финансирования — как минимум в пять раз! То есть хватило бы и 200 млн. грн. Даже если принять во внимание количество попавших в больницы фактически и по прогнозам Минздрава, то все равно на борьбу с пандемией хватило бы 300 млн. Округлим, накинем на всяческие непредсказуемые ситуации и получим, ну, пусть 500 миллионов. Но уж никак не миллиард!

Однако правительство отдало предпочтение экспертам Минздрава. Причины щедрости, кроме бестолкового управления и непрофессионального подхода к подготовке к возможной эпидемии, проявленные Минздравом, кроются и в политической плоскости. В преддверии выборов правительство стремилось поразить щедростью, показать электорату заботу о его здоровье.

Еще одна причина — обогащение фирм и компаний, толпящихся вокруг медицинской отрасли. Через отработанные годами коррупционные схемы немало средств, как положено, должно было пойти в карманы предпринимателей и чиновников. Понятно, доказать это могут только правоохранители. Но они пока молчат. Однако не считаться с такой причиной направления значительных средств на грипп нельзя. Как увидим дальше, миллионы и сотни тысяч гривен расходовались отнюдь не на грипп.

Пришла беда — отворяй ворота

В том, что Украину затянуло в мощный водоворот мировой аферы фармацевтов, убеждать, полагаю, не нужно. «Фальшивая пандемия», по выражению ПАСЕ, сыграла злую шутку с большинством стран Европы. Но если евросообщество зашевелилось сразу, Украина, даже выделив весной прошлого года 50 млн. грн. на подготовку к эпидемии, начала расходовать эти средства только тогда, когда гром грянул. А дальше, уже якобы неожиданно захваченные осенней атакой свиного гриппа, не пожалели и миллиарда. Но из-за бестолковости и нерасторопности чиновников почти 46 процентов «гриппозных» денег выбросили просто на ветер.

Самые бессмысленные расходы можно отнести на счет Украинского центра гриппа. Сюда вбросили около 100 млн. грн. Центр имеет опорные базы — вирусологические лаборатории в санэпидстанциях Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Одесской, Львовской, Харьковской, Черниговской областей, а также в Киеве и Крымской автономии. Санэпидстанции других областей таких лабораторий не имеют. И не потому, что их не хватает — просто больше, чем имеется, не нужно. По международным стандартам, подвергать лабораторному тестированию каждого человека с подозрением на инфицирование пандемическим вирусом гриппа нет нужды. Специалисты ВОЗ определили, когда посещали Украину, что совокупная мощность двух лабораторий центрального уровня (Центральной СЭС и Центра гриппа), которые могут тестировать 100 образцов за день, вполне достаточна для удовлетворения нужд страны в вирусологическом мониторинге гриппа даже в условиях шестой фазы пандемии.

Заметим, что Центр гриппа в 2006—2008 годах, после вспышки птичьего гриппа, получил от России в качестве гуманитарной помощи оборудование для тех самых опорных баз. Да только Минздрав отправил оборудование и в те санстанции, где вирусологических лабораторий нет. А когда вспыхнул свиной грипп и в пожарном порядке начали покупать тест-системы (145 тест-систем на сумму 391,5 тыс. грн.), треть из них, на сумму 148,5 тыс. грн., автоматически отправили на те санстанции, где они не нужны.

В общем среди эпидемиологов существует устойчивое убеждение, что потребность в таком количестве тест-систем в Минздраве уж слишком завысили, не прислушавшись к авторитетному мнению ни отечественных, ни зарубежных экспертов. И с октября 2009-го по март 2010 года существующие 29 санэпидстанций страны (24 областные, Киевская и Севастопольская, Крымская, Центральная и Центра гриппа) установили у себя новое оборудование, приобрели тест-системы на общую сумму 36,1 млн. грн. Вот только две трети весьма недешевого добра (почти 24 млн. грн.) опять-таки попали в санстанции, не являющиеся опорными базами Центра гриппа!

Даже при условиях пандемии такое количество оборудования не оправдано, считают специалисты. Минздрав зря израсходовал миллионы государственных средств. Большинство оборудования едва ли когда-либо будет использоваться! «Отныне обеспечение дальнейшего функционирования таких лабораторий будет требовать из бюджета около 40 миллионов гривен», — заметил в четверг на пресс-конференции председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

Да и Центр гриппа отличился. Из-за капремонта его уникальная лаборатория с современным оборудованием, которое дает возможность в течение часа с высокой степенью точности определить штамм вируса гриппа, мутации, чувствительность к антивирусным препаратам, в прошлом году осенью не работала. Закупленными для нее тест-системами на 247,7 тыс. грн. так и не воспользовались.

В общем, по данным госпредприятия «Укрвакцина», по состоянию на 31 марта 2010 г., материалы и тест-системы стоимостью 4 млн. 919 тыс. грн. оказались не использованными и пылятся как в санстанциях, так и на складах «Укрвакцины». А это 99,2% закупленного!

Не было бы счастья, так эпидемия помогла

От смертельного осложнения свиного гриппа осенью 2009 г. больных спасали аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Дышать означало выжить. Поэтому рабочая группа Минздрава определила потребность в закупке 1505 единиц оборудования, среди которого основу составили аппараты ИВЛ. На закупку их из Резервного фонда ушло 197,8 млн. грн. При этом не обошлось без нарушений Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Даже для проформы не заседал тендерный комитет. Под эгидой авральной защиты от гриппа договоры с поставщиками на 287,2 млн. грн. заключили просто по результатам переговоров, проведенных под председательством замов министра здравоохранения В.Лазоришинца и В.Бидного.

А без тендеров — значит без разумного учета соотношения «цена—качество». Какую цену выставил поставщик, такую и платили. Аппараты же не имели государственной регистрации, разрешений на ввоз на таможенную территорию Украины (ООО «Профимед» закупило аппарат ИВЛ стоимостью 190 тыс. грн. без соответствующего свидетельства).

В конце концов основный казус финансирования борьбы с гриппом — время, когда вся эта нужная аппаратура поступила в больницы, была смонтирована и начала использоваться. Что и говорить, грипп усмирили раньше — ведь только 26 декабря 2009 г. Минздрав утвердил окончательное распределение приобретенного медоборудования. И хотя контролирующие органы могут выдвинуть министерству претензии по поводу поставки техники раньше, чем было утверждено распределение, логика момента все-таки по-человечески оправдывает такие действия чиновников. За поставленное больницам оборудование — будем справедливы! — министерство стоит поблагодарить. И ничего, что под прикрытием обеспечения лечения гриппа Минздрав способствовал оснащению своей отрасли. А что делать, если обычно выбить средства на оборудование просто невозможно?

По данным «Укрвакцины», медучреждениям страны поставлено 1474 единицы различного медицинского оборудования. Оно попало в областные и городские взрослые и детские инфекционные больницы (86 единиц на 3,6 млн. грн.), в детские и взрослые многопрофильные больницы областного, районного и городского уровней (944 ед. на 72,0 млн. грн.), специализированные больницы (психиатрические, родильные, противотуберкулезные, онкологические, кардиологические, сердечно-сосудистой хирургии, 47 ед. на 5,0 млн. грн.), в областные базы спецмедпоставки (397 ед. на 13,4 млн. грн.).

Все это оборудование не работало непосредственно на грипп (многое из него до сих пор не введено в эксплуатацию), однако доброе дело все-таки сделано. Не было бы гриппозной паники — кто знает, когда бы современное оборудование увидели десятки наших больниц. Ведь почти 97% закупленного оборудования отправлено в регионы.

А что касается средств, предназначавшихся на дополнительную оплату врачам за сверхурочную работу — для этого МЗ выделило свыше 101 млн. грн. — деньги поступили поздно, лишь в ноябре, и использовать их в полном объеме не удалось из-за отмены карантина. Тогда правительство изменило статью назначения — на премирование медработников и надбавки за сложность и напряженность работы. Однако деньги врачам снова не достались: 74,3% выделенных средств в конце года вернулись в бюджет. Так, санстанции Киевской, Черновицкой и Хмельницкой областей, Луганская линейная СЭС на Донецкой железной дороге не использовали все 100 процентов полученных средств! Получается, что нарушать тендерные законы и правила закупки, поставлять на сотни миллионов ненужное оборудование — можно. А заплатить людям, которые не отходили от больных неделями, задерживались в поликлиниках, колдовали над микроскопами в лабораториях, нормативы не позволили.

Пилюльная вакханалия

То, что 94% закупленных по всему миру упаковок и флаконов озельтамивира (фармакологическое название препарата, известного как тамифлю) остались неиспользованными, — цветочки. Чиновники из Министерства здравоохранения приготовили народу настоящий сюрприз.

В декабре 2009 г. из бюджета в виде дополнительных ассигнований правительство выделило свыше 600 млн. грн. И больше половины этих средств (363 млн. грн.) направило на закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и на оплату различных услуг. При этом было сорвано выполнение социально важных для страны программ в сфере здравоохранения. Мероприятия, направленные на борьбу с туберкулезом, СПИДом, онкозаболеваниями, развитие трансплантации и предоставление экстренной медпомощи, на которые в 2009 году было запланировано 1,5 млрд. грн., остались непрофинансированными, о чем также шла речь на пресс-конференции в Счетной палате.

Потребность в «чудо-препарате» тамифлю специалисты МЗ определили так: 429 тыс. 300 упаковок и 397 тыс. 900 флаконов. Покупали препарат по разным ценам — у отечественных производителей по 199,7 грн. (18 тыс. упаковок), официального дистрибьютора препарата — компании F. Hoffman-La Roche (Швейцария) по цене 251 грн. (44,4 тыс. упаковок), у фирм-поставщиков — по цене свыше 300 грн. (точное количество упаковок выяснить не удалось).

В условиях стремительно распространявшейся и пугавшей смертельными случаями эпидемии правительство позволило, как и в случае с оборудованием, отступить от требований Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. В результате без тендеров было закуплено тамифлю на 236,9 млн. грн.

Одно нарушение потянуло за собой другие. И пошел в Украину караван пилюль, не внесенных в Национальный перечень основных лекарственных средств, не сертифицированных, без надлежащих инструкций по применению и перевода на украинский язык. Медикаменты, поступавшие по линии гуманитарной помощи, завозились без таможенного оформления.

Бестендерные поставки создали еще одну проблему: тысячи упаковок тамифлю имеют небольшой, до 22 месяцев, срок использования. Еще десятки тысяч упаковок на общую сумму 5,5 млн. грн., хотя и с длительным сроком хранения, но он истекает в январе 2011 года!

Выход из ситуации, предложенный чиновниками, просто... смертельный! Представьте себе: довольно токсичный химический препарат, имеющий ряд побочных эффектов, нам предлагают использовать еще два года после окончания срока годности. И предлагает не перекупщик под аптекой, а Министерство здравоохранения! Специальным приказом срок годности тамифлю, произведенного в феврале 2006 г., изменен с пяти на семь лет! Правда, в марте этого года новым приказом определено, что тамифлю пригоден все же на протяжении пяти лет, и только в случае пандемии — семи! Не в лоб, так по лбу!

В декабре 2009 года правительство, учитывая потребность в оперативном обеспечении медпрепаратами, позволило осуществлять 100-процентную предоплату за три месяца до определенной даты поставки лекарств. Хотя так обращаться с государственными средствами украинское законодательство не позволяет. Потому соглашения были заключены в ноябре, а основной объем препаратов поступил в Украину уже намного позже снижения уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ. Скажем, только в январе—феврале и марте 2010 года получено тамифлю на 99,3 млн. грн., что составляет 84,3% общей суммы средств, предназначенных на закупку препаратов.

Значит, основной объем лекарств Украина получила, уже забыв об эпидемии. Тысячи тысяч упаковок тамифлю оказались ненужными. Вот пример: в киевскую клиническую больницу №9 28 октября 2009 г. завезли 1810 упаковок, а использовали только 820. Со временем в эту же больницу МЗ планировало поставить еще 2248 упаковок, однако поняли — незачем!

Врачи рассказывают, что контроль за использованием тамифлю был строже, чем за ядом и наркотическими препаратами. Каждый день от медиков требовали писать отчеты о том, кому, сколько и почему был назначен тамифлю. И вскоре врачи облегчили себе жизнь тем, что просто не назначали больным этот препарат.

По данным «Укрвакцины», на 31 марта 2010 г. в регионах удалось использовать этот препарат на сумму 15,3 млн. грн., а это всего 10,4% от общего количества поставок. В целом же 93,5% закупленных лекарств и изделий медицинского назначения остались неиспользованными. И сегодня на складах «Укрвакцины» их лежит на сумму 69,5 млн. гривен.

Стоит отметить, что кроме закупки тамифлю, мы обратились к мировому сообществу с просьбой предоставить нам препарат как гуманитарную помощь. И именно гуманитарные пилюли первыми поступили в Украину. И даже во время обострения эпидситуации (октябрь—декабрь 2009 г.) многие больницы вообще не использовали ни одной упаковки! Есть данные, что препарат не применялся для лечения больных гриппом в больницах Крыма, Винницкой, Донецкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Хмельницкой областей. В учреждениях Житомирщины было использовано 4,4% поставок, Черниговщины — 1,8 процента.

98% гуманитарной помощи — исключительно таблетки тамифлю. И у 90% из них на момент поставок срок годности уже закончился. В связи с этим семь тысяч упаковок этого препарата, любезно присланного в Украину из Грузии, не растаможены. Не пригодны к употреблению и не растаможены препараты стран — доноров ВОЗ: Португалии, Латвии, Швейцарии, Литвы.

Только 4,4% полученной гуманитарной помощи Украина использовала во время эпидемии. Остальное — мусор, который еще придется убирать и утилизировать за собственные государственные средства. (Как не напомнить, что на складе ГП «Укрвакцина» уже хранится 30,9 т просроченной вакцины против кори и краснухи, полученной от ВОЗ в 2008 г. На ее утилизацию придется потратить 343 тыс. грн.)

Несколько слов о миллионах, выделенных на закупку пандемической вакцины для прививания против свиного гриппа. Министерство определило: потребность страны в такой вакцине — 10 млн. доз на 720 млн. грн. Почему столько — ни расчетов, ни обоснований, как и с остальными затратами, нет. А потому на закупку вакцины, а также проведение испытаний, тестирование, приобретение специальных медицинских препаратов, оборудование иммунобиологической лаборатории и т.д. выделили 40 млн. грн.

На данный момент у нас зарегистрирована только одна вакцина — «МоноГрипол Нео», рекомендованная для прививания лиц старше 18 лет (но не беременных и женщин, кормящих грудью). В прессе также была информация относительно еще одной вакцины («Паненза», Франция), которую Украина намерена закупить: ее производитель при регистрации в декабре прошлого года отказался проводить клинико-эпидемиологические испытания, а потому соглашение о закупке этой вакцины приостановлено.

Контролировать качество вакцины должна единственная в нашей стране лаборатория, действующая в ГП «Центр иммунобиологических препаратов». В прошлом году за счет «гриппозного» миллиарда для обустройства и оснащения лаборатории потратили свыше 26 млн. грн. Однако оборудование, закупленное пять месяцев назад, до сих пор не работает.

Маски-шок

Помните масочный дефицит в первые дни эпидемии и десятигривневую цену за 50-копеечное изделие? Так вот, чтобы спасти ситуацию и срочно обеспечить страну средством предохранения номер один против гриппа, несколькими решениями правительства в октябре и декабре разбронировали 10,9 млн. м марли мобрезерва. Из них 1 млн. м передали для пошива масок Госдепартаменту по вопросам исполнения наказаний, 9,9 млн. м — Минэкономики.

На масочную интервенцию выделили 7 млн. грн. из средств резервного фонда. По расчетам Минздрава, полагалось изготовить 12 млн. 500 тыс. масок. Однако сейчас Минздрав не обладает информацией, как была организована эта работа и как на самом деле использована марля Госкомрезерва.

«ЗН» удалось раздобыть отдельные сведения о ходе событий. Так, по информации Минрегионстроя, из предусмотренных для обл(гор)госадминистраций и Крыма 7,8 млн. м марли регионы получили только 5,8 и изготовили 35,7 млн. масок. Данные о пошиве масок для Донецкой, Львовской, Южной и Приднепровской железных дорог, которым по распределению Госкомрезерва полагались
16,3 тыс. м, отсутствуют.

Любопытно, что в разных регионах из одного метра марли шили разное количество масок. Где получалось восемь, а где — 15! Скажете, ловкость рук мастериц? Нет, это ловкость рук чиновников, писавших отчеты! А вывод таков: информация о количестве изготовленных масок недостоверна. Как отчитались в «Укрвакцине», из 1,6 млн. м марли пошили 3,5 млн. масок. Вот только на такое количество нужно чуть больше 708 тыс. м марли, а из 1,6 млн. м можно пошить почти 8 млн. масок. Куда девались неиспользованные сотни тысяч метров марли Госкомрезерва, не ответит ни один из органов власти, ответственных за то, как ею распорядились. Возможно, органы правопорядка сумеют их расколоть...

Но даже имеющееся количество масок превысило потребность в них в 4,5 раза! Ныне на складе ГП «Укрвакцина» хранится
1 млн. 31 тыс. 800 масок на общую сумму 412,7 тыс. грн. А из 7 млн. грн., выделенных на пошив масок, удалось израсходовать только 4,8 млн. грн., так что 2,2 млн. возвратились в бюджет.

Ведомственная прожорливость

Среди десятков листов документов, которые пришлось перелопатить при подготовке этой статьи, на глаза вдруг попал протокол, в котором определена номенклатура оборудования и лекарственных средств на перспективу борьбы с пандемией. В расчетах до марта с.г. министерство указывало, что суммарно «на грипп» необходимо 3 млрд. 820 млн. грн. А миллиард — это только на первоочередные мероприятия.

Все! Хватит считать. Прожорливость Министерства здравоохранения образца осени 2009 года убивает наповал. И дело не в том, что десятки миллионов государственных средств были процежены сквозь коррупционные схемы, когда под видом тест-систем закупали реактивы, медоборудование (медицинские столы, шкафы), дорогостоящую аппаратуру (когда существует не хуже, но значительно дешевле) и из одного метра марли шили якобы две нормы масок. Ведь понятно, что при отсутствии тендеров настали времена почти легальных откатов. Именно поэтому опаздывали закупки, поставки и до сих пор практически по всей стране не смонтировано оборудование в лабораториях и больницах.

Дело в том, что даже деньги, в самом деле вложенные в лекарства, оборудование, вакцины, лечение и т.д., на 90 процентов, а то и больше, собственно для противодействия свиному гриппу не пригодились. А следовательно, не помогли людям, которые в них нуждались. И тех, кто встал на ноги после тяжелых осложнений, на те же 90 процентов спасли сильный иммунитет, усилия врачей, молитвы родных, но не средства государства.

Наша страна израсходовала миллиард гривен без экономических обоснований, без учета состояния оборудования, потребности в нем, без информации о фактических запасах товаров на складах медучреждений, без стратегии доступа к антивирусным препаратам — без, без, без...

Какой безнаказанный и бессмысленный апофеоз расточительства.

От редакции. Все приведенные выше цифры и факты имеют документальное подтверждение. Впрочем, чтобы нас не упрекнули в предубежденности, редакция при подготовке к печати этого материала обратилась за комментариями к высоким должностным лицам (теперь уже бывшим), причастным к расходованию бюджетных средств на борьбу с гриппом.

Экс-министр здравоохранения Василий Князевич через своего помощника от возможности защитить свое доброе имя и репутацию Минздрава, который он возглавлял при предыдущем правительстве, отказался. В ответ на обращение редакции к экс-премьер-министру Юлии Тимошенко и к экс-вице-премьер-министру Александру Турчинову получили краткий комментарий последнего: «Вопросы, касающиеся нарушений в Министерстве здравоохранения относительно закупки лекарств и медицинского оборудования, рассматривались по поручению премьер-министра Юлии Тимошенко Министерством внутренних дел. Все материалы о выявленных нарушениях и злоупотреблениях со стороны служебных лиц МЗ, которые были получены, в соответствии с принадлежностью были переданы в Генеральную прокуратуру. Дальнейшие ее действия мне не известны».

Письма МВД (от 22 декабря 2009 года, о злоупотреблении служебных лиц МЗ во время закупки тест-систем для выявления свиного гриппа, и реакция на это письмо премьер-министра Ю.Тимошенко, а также от 30 января 2010 года о результатах проверки использования бюджетных средств на борьбу с гриппом) размещены на сайте «ЗН».

Бюджетные назначения
«ГРИППОЗНОГО МИЛЛИАРДА»

На меры по недопущению занесения и распространения на территории Украины свиного гриппа и борьбы с эпидемией министерству из государственного бюджета выделено 1158,2 млн. грн.

Из них:

— 50 млн. грн. распоряжением правительства от 28.04.2009 г.

На них приобретено:

лабораторного оборудования — на 26,2 млн. грн.;

медикаментов и изделий медицинского назначения — на 23,8 млн. грн.

— 550 млн. грн. из Резервного фонда. (Средства Резервного фонда в сумме 500 млн. грн. выделены вопреки требованиям ст. 23 Бюджетного кодекса Украины и ст. 26 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год», без внесения изменений в закон о государственном бюджете.)

— 500 млн. грн. из Резервного фонда (экономические обоснования отсутствуют; планировалось закупить препарата озельтамивир 1,2 млн. упаковок, фактически приобретено 700 тыс. упаковок).

Из них:

— 244,6 млн. грн. на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения.

Из них для регионов — на 110,4 млн. грн.;

на централизованную закупку самим Минздравом — 119,9 млн. грн.;

для Госкомрезерва (за разбронированную марлю) — 14,3 млн. грн.

— 173,9 млн. грн. на медицинское оборудование (перечень оборудования для централизованной закупки из десяти наименований в общем количестве 2924 ед., в том числе 664 аппарата искусственной вентиляции легких).

— 81,5 млн. грн. на оплату труда.

Фактически в 2009 г. поступило 804,8 млн. грн., или 69,5%. Не использовано и возвращено в бюджет 66,5 млн. грн.

Сформулирована потребность в дополнительных средствах (в дальнейшем) на меры по локализации пандемического гриппа и ОРЗ в сумме 1246,9 млн. грн., в том числе на лекарственные средства и изделия медназначения — 732,3 млн. грн.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме