«А и лекаря уважь, ибо он тоже Господом создан: пускай тебя не оставляет, ведь и тебе он нужен; случается не раз, что выздоровление в их руках пребывает. Да им нужно также ко Господу молится, чтоб ими
Он изволил дать облегчение и принести оздоровление для спасения жизни».
(Из Библии)
Медицина эпохи ликвидации последствий перестройки — суть зрелище жалкое. Особенно по большому счету, в свете древних заповедей «Не навреди!». С религией — чуть легче: покаявшись в грехах семидесятилетнего сосуществования с атеизмом, она обретает все более широкие перспективы. И хотя по сей день церковь у нас считается отделенной от государства, она реально никоим образом не отделена от душ граждан сего государства.
А недавно в чьей-то умной голове возродилась и вовсе мудрая мысль: ведь медицина-то первоначально вышла из религии, на ее почве возросла! Врач лечит тело человека, а духовный пастырь исцеляет душу. Словом, много общего, есть о чем потолковать.
К организации научной конференции «Медицина и религия» взывала и девятисотлетняя годовщина смерти известнейшего врачевателя крещеной Киевской Руси монаха Агапита Печерского. Его святые мощи покоятся в ближних пещерах Киевской лавры и слывут в народе источником благодати, вспоможения в болезнях. Предание гласит, что Агапит врачевал бренную плоть и зельем и молитвой, то бишь не разьединяя дух и тело. Светлые головы, которыми не оскудела наша медицина, сейчас начинают исповедовать тот же принцип целостности.
Инициировали и провели вышеуказанную конференцию Институт геронтологии АМН, медико-биологическое общество «Гиппократ» и научно-медицинский центр «Геросан». Председатель оргкомитета конференции, доктор медицины Владимир Войтенко заметил, что одному Богу известно, чего стоило собрать в одно и то же время в одном и том же месте высоких представителей различных официальных религий да еще и светил медицины. Однако собрание получилось представительным. Его почтили своим присутствием вице-президент Академии медицинских наук Украины В.Фролькис, Святейший Патриарх Киевский и всей Украины (УАПЦ) Димитрий, писатель, народный депутат Украины В.Яворивский, Глава Духовного управления мусульман Украины Муфтий Шейх Хаджи Ахмед Тамим, Епископ Житомирской епархии Римо-католической церкви Ян Пурвинский, преподаватель психологии Киевского медучилища №2 Людмила Самеко и многие другие. Если не личным присутствием, так письменным благословением приветствовали собрание глава Украинской греко-католической церкви из Львова Мирослав Иван Кардинал Любачивский и патриарх (УПЦ) Киевский и всей Руси-Украины Владимир.
«Организация конференции с участием такого большого числа разных специалистов... сама по себе знаменательное событие. Врачи, богословы, ученые, юристы совместными усилиями, научным поиском поддерживают учение церкви о сохранении жизни и здоровья человека, которые суть дары Божьи и никто не имеет права их калечить», — сказано в послании Кардинала Любачивского.
А в приветствии Патриарха Владимира говорится следующее: «...Только в сотрудничестве медиков и священнослужителей существует гармоничный человек, сотворенный по образу и подобию Божьему. Надеюсь, что эта конференция станет началом взаимодействия медиков и духовенства нашей церкви, которая старается делать все для того, чтобы, врачуя человека, пробуждать его душу. В прошлом году при Черновицком мединституте открыт православный медицинский колледж, где будут готовит медиков, могущих нести нашему народу и здоровье, и духовность...»
Само собой разумеется, спектр поднятых вопросов был весьма широк. Но условно их можно разграничить на три основных айсберга по временному и действенному признаку: теория взаимосвязи медицины и религии, совместная история и такая же практика в настоящем. Отсюда и плясать попробуем.
«Хомо разнообразус» (Теория)
Организаторы конференции исходили из того, что интересней всего для человека — изучение человека. В том числе, когда речь о медицине и биологии. Праотец современной науки Аристотель определил человека как существо, которое ходит на двух ногах, но в отличие от птиц, не имеет на теле перьев. Способность человека ходить, опираясь на две точки, а не на четыре, фиксирует и современная наука, употребляя термин «Homo erectus», то есть человек прямоходящий. Освободив руки, человек получил удивительный инструмент, а значит, способность к труду. «Homo faber» — человек производящий, работающий — вот еще одно определение. Однако наиболее употребимым остается термин «Homo sapiens» — человек разумный.
Что есть разум? Эта проблема не исчерпана, а возможно, и неисчерпаема. Отдельные ученые утверждают, что именно он, разум, позволил человеку осознать свою смертность, что тоже отличает нас от всех живых существ. Понимание своей смертности повлекло еще одну черту поведения: человек прячет, хоронит, погребает тех, кто умер. Человек погребающий — «Homo sepeliens» — так определил эту черту русский философ Федоров. Ритуал погребения готовит человека к иной, другой жизни. И представление о жизни после смерти остается основополагающим для всех религий. Верить или нет — личное дело каждого. Но проблемы жизни и смерти, здоровья и болезни, страдания и милосердия — общие для всего человечества, то есть близки медикам и священнослужителям. Исходя из вышесказанного, конференция «Медицина и религия» была и прецедентом, и первой ласточкой.
Откуда пошла есть украинская медицина (История)
Как навыки лечения, как накопление народного опыта врачебной помощи, медицина существовала издавна на территории современной Украины — у восточных славян и их предков. Это волхвы и ведуны-знахари. Два таких вот направления целительства, так сказать, две школы, тесно переплетались, обе обращались к определенной лечебной магии, но и отличались. Собственно знахарский прародительский опыт стал основой дальнейшего развития медицинских знаний и становления медицинской науки. В определенной степени он жив и сегодня.
Об истоках украинской медицины был основательный доклад доктора медицины Юрия Дупленко. В частности, ученый отметил, что принятие Киевской Русью христианства в его византийско-греческом варианте повлекло за собой распространение на киевских землях несколько нового вида медицинской помощи — монастырского врачевания. Через посредничество Византии монахи Киево-Печерского монастыря имели возможность приобщиться к культурным наработкам древних цивилизаций, в частности античной медицины. Основатель киевских пещер преподобный Антоний самолично ухаживал за болящими, собственными руками готовил микстуры и отвары, творил над этими лекарствами молитвы перед тем, как лечить.
События тех времен известны нам, благодаря таким источникам, как «Киево-Печерский патерик», «Житие Феодосия Печерского» и «Повесть временных лет». Самая первая монастырская больница на Руси была открыта игуменом Печерским Феодосием в третьей четверти XI века. Именно тогда в монастыре работала целая плеяда монахов-врачей, о чем свидетельствует «Киево-Печерский патерик». Среди них самой яркой фигурой, безусловно, был Агапит — один из первых печерских монахов. О нем говорится в «Патерике», что «мнози приношаху к нему болящая». Преимущественно пациентами были бедняки. Но монастырской медицинской помощью не брезговали и представители общественной элиты. Об одном из больных говорится, что он «первый бысть у князя Всеволода». За помощью к Агапиту обращался и Владимир Мономах в бытность свою князем Черниговским.
Неизвестно, когда родился Агапит, но имел постриг от первого печерского игумена Антония. Исцелял он молитвой и зельем чаще всего внутренние болезни. Известно, что он знал сочинения Гиппократа и Галена, читал их в оригинале. Его монашеское имя Агапит в переводе из греческого обозначает «Божественная любовь». «Патерик» говорит, что Агапит без призыва шел к больным: какое-то внутреннее чутье подсказывало ему, где более всего нужна его помощь. Над мощами Агапита в ближних пещерах висит икона с надписью «Преподобный Агапiт — врач безмездный». Он никогда не брал денег за свой труд, будь то князь или нищий. Сказано же, был лекарем Божьей милостью. Умер Агапит в 1095 году, ровно 900 лет назад.
Кто же были его коллеги и последователи?
«Патерик» и летописи называют иконописца Алимпия, практиковавшего как дерматолог, Григория Чудотворца, преуспевшего в психотерапии, Дамияна — исцелителя, который хорошо разбирался в детских болезнях. Лекарственные растения выращивал преподобный Прохор Лободник. Лаврентий Затворник, ставший впоследствии епископом Туровским, будучи печерским монахом, прославился тем, что хорошо лечил поражения кожи и умел изгонять бесов.
Словом, есть основания утверждать, что в больнице Печерского монастыря существовала медицинская школа — первая, подтвержденная письменными документами на Киевской земле. Показательно, что достославный Авиценна, предлагая в «Каноне» целый перечень лекарств, называл их «руськими».
«Аркадий, прошу, не говори красиво» (Практика)
В самом деле: в течение конференции «Медицина и религия» было сказано много умных, гуманных, далекоидущих речей, прочитано немало интересных докладов. Если чего-то недоставало, так это прикладных сведений. Как, когда, где и каким образом можно, скажем так, воплотить в жизнь проекты взаимодействия медиков и священнослужителей в случае обыкновенной, простой и конкретной помощи больному? Тем более, что преимущественно страдают от болезней сейчас те, кого во времена Агапита называли либо нищими, либо средним сословием. Ответ на все эти вопросы прозвучал из уст одного-единственного докладчика — доктора медицины, представителя Украинской церкви евангельских христиан-баптистов (от греческого «баптизо» — крестить водой) Алексея Гавриленко. Во-первых, он приветствовал присутствующих от имени пока малоизвестной Христианской медицинской ассоциации Украины. Оказывается, она существует уже несколько лет кряду. А основана в 1991 году 87 медработниками — евангельскими христианами-баптистами. За прошедшее время число официальных членов ХМА возросло до тысячи, не говоря уже о сочувствующих. Сейчас отделения ХМА есть в каждом областном центре Украины. В Запорожье, Ужгороде, Львове, Ривно, Киеве при евангельских молитвенных домах действуют более 17 медицинских кабинетов и центров, где врачи в свободное от основной работы время бесплатно лечат, помогают медикаментами и верующим, и преимущественно не верующим. В частности, киевские кабинеты имеют конкретные адреса: Щекавицкая, 2, и Мичурина, 8. Одной из основных своих целей ХМА ставит помощь людям в их телесных недугах во времена обнищания. Поинтересовавшись у Алексея Феодосиевича источниками поддержки, я узнала, что, скажем, лекарства чаще всего поступают от братьев-христиан из Германии, Швеции, Норвегии, Англии, США в виде гуманитарной помощи. Более того, за границей нашлись желающие приехать этой весной в Украину и вместе с украинскими коллегами-врачами принимать больных во время своих личных отпусков. Это называется медицинским проектом между штатом Северная Каролина и Украиной. Врачи, медикаменты, медицинское оборудование будут направлены через христианские медассоциации сначала в четыре области: Киевскую, Львовскую, Полтавскую и Сумскую. Алексея Гавриленко нашли тем человеком, который сможет координировать эту работу в Украине. Уже сейчас известно, что в начале мая, ориентировочно с седьмого по двадцатое, в Киевскую область приедут два стоматолога, один хирург и один терапевт со своими ассистентами. По мере приближения указанного времени подробнее все можно будет узнать, позвонив главному пастору по Киеву и области Николаю Михайловичу Черненькому —
225-37-13.
ХМА имеет также перспективную договоренность с христианскими медицинскими ассоциациями штатов Коннектикут и Арканзас. Налаживаются контакты с ассоциациями Австралии, Канады, Швеции, Германии, Великобритании. Тем более, что ХМА Украины является членом международной ХМА со штаб-квартирой в Лондоне. А это уже своеобразный сертификат, признание плодотворности работы.
Таким образом, Украинскую церковь евангельских христиан-баптистов можно считать неформальным лидером в праведном деле практического, действенного сближения издавна родственных отраслей человеческого знания — медицины и религии.