«ОДОБРЕНО МИНЗДРАВОМ»: ВЕРИТЬ НА СЛОВО ИЛИ ДЕЛИТЬ НАДВОЕ?

15 февраля, 2002, 00:00 Распечатать

...Докторша из районной поликлиники несколько раз «клюнула» меня холодным кружочком фонендоскопа, посмотрела горло и вынесла «приговор»: — Грипп...

...Докторша из районной поликлиники несколько раз «клюнула» меня холодным кружочком фонендоскопа, посмотрела горло и вынесла «приговор»:

— Грипп. Могу предложить прекрасное средство — всего 35 грн., и через неделю будете полностью здоровы.

С этими словами дама достала из необъятной сумки яркую коробочку. Вообще-то, грипп я и без всяких снадобий лечу за ту же неделю (ну максимум за полторы!) — малиновым чаем, чесноком, витаминами и настойкой эхинацеи. Поэтому дистрибьюторша в белом халате меня удивила.

— А если денег нет — как быть? — спросила я.

— Постельный режим, горячее питье, ромашковые или эвкалиптовые ингаляции и чеснок.

— Скажите, вы платный агент фирмы или действительно считаете, что данный препарат лучше испытанных средств?

Женщина поджала губы:

— Не нравится, не берите. Только я вам честно предложила купить, а не выписала рецепт. Некоторые мои коллеги сами ничего не продают, зато подписали контракты с крупными фармфирмами и получают деньги за каждый «правильный» рецепт. Причем формально придраться не к чему: кто заподозрит в корысти врача, выписавшего больному современный импортный препарат, скажем, от кашля? Правда, в данном случае прекрасно помогла бы недорогая отечественная микстура, но заботиться о кармане пациента врач не обязан. Так же и с детьми. Для некоторых при высокой температуре намного эффективнее (и, главное, безопаснее!) разрекламированных средств оказывается обычная клизмочка с анальгином или уксусные обтирания. О подгузниках я и не говорю. Вон по телевизору часто мелькает реклама известной марки, рекомендованная, кстати, нашей ассоциацией педиатров. У многих малышей (мне коллега-педиатр рассказывала) именно от них возникает жуткая аллергия — далеко не всем младенцам подходит лосьон, которым пропитаны «непромокашки».

Докторша ушла, а я задумалась. Действительно, довольно часто на том или ином товаре попадаются надписи: «Рекомендовано ассоциацией педиатров (диетологов, гинекологов)», «Одобрено Минздравом» и так далее. Стоит ли прислушиваться к подобным рекомендациям?

— Все это — не более чем рекламный трюк, — безапелляционно заявила директор Центра независимых потребительских экспертиз Лина Попова. — Но проблема, на мой взгляд, в другом — в ужасающем состоянии отечественных лабораторий, проводящих экспертизу. Просто «пещерный век». Многие опасные вещества, которые могут находиться в том или ином продукте питания или лекарственном средстве, у нас просто не определяют, так как лаборатории не владеют методикой их определения, не имеют необходимой техники и реактивов. Помните знаменитый «диоксиновый» скандал? Так вот, наши нормативы не предусматривают его выявление, а значит, нет гарантии, что опасное вещество не содержится в каких-либо разрекламированных продуктах питания или биодобавках. Более того, в России недавно вышел сборник, включающий в себя 200 наименований фальсифицированных лекарственных средств. Я специально прошлась по аптекам Запорожья (там расположен Центр. — Т.Г.) и обнаружила на прилавках 80 препаратов из этого сборника. Думаю, по стране в целом ситуация сходная. У нас нет возможностей для определения подобных фальсификаций. Поэтому, в принципе, назвать наш рынок безопасным невозможно.

Вот так — не больше и не меньше. Косвенное подтверждение столь резким заявлениям я нашла, как ни странно, в официальном учреждении — лаборатории экспертизы пищевых продуктов Украинского научно-исследовательского института питания.

— Задача Минздрава, — прокомментировала ситуацию старший научный сотрудник лаборатории Татьяна Химич, — определить безвредность (не качество и полезность! — Т.Г.) того или иного товара для потребителя. Идентификация же — вопрос сложный. Зарубежный производитель, как правило, указывает методики, по которым можно идентифицировать состав, но у нас не всегда есть возможность для проведения соответствующих исследований. Что касается диоксина, то действительно он у нас не нормируется и далеко не каждая лаборатория сможет его определить. Это относится и к ряду других веществ. Но в самом деле, не будешь же каждый продукт проверять на содержание всех возможных опасных элементов? Тестируются, как правило, лишь вещества, предусмотренные нормативами. При этом в безопасности товаров, которые прошли через наши руки, мы полностью уверены.

То есть, покупая продукт питания, биодобавку или лекарство, мы, в лучшем случае, можем быть уверены лишь в их безопасности — да и то, если соблюдены сроки и условия хранения. В эффективности же и соответствии заявленному на этикетке приходится убеждаться на собственном опыте. Несколько иной взгляд на проблему у Петра Карпенко, заведующего отделом диетологии и клинических исследований медико-профилактических средств Института экогигиены и токсикологии им. Л.Медведя:

— Говорить о неспособности отечественных лабораторий делать качественную экспертизу могут лишь люди, далекие от проблемы. Подобные заявления абсолютно голословны. Наш институт, к примеру, имеет уникальное оборудование, владеет всеми современными методиками исследований, что позволяет полностью гарантировать эффективность и безопасность товара, прошедшего у нас клинические испытания.

— Но ваш институт один, а экспертизу проводит множество лабораторий. Многие из них не имеют технических возможностей для определения целого ряда опасных веществ. К примеру, диоксина, который, как выяснилось, у нас вообще не нормируется.

— Все лаборатории и не должны это делать. Каждая утверждена Минздравом для проведения экспертизы определенных товаров: пищевых продуктов, биологически активных добавок (БАД), лекарственных средств. А если какой-либо элемент не нормируется, значит, он и не должен находиться в том или ином товаре. Если на рынок попадает продукт, прошедший все необходимые испытания и оказавшийся далеко не таким, как о нем повествует реклама, виновата в этом не система экспертной оценки. Может быть, просрочен срок годности, нарушены правила хранения или эксплуатации. Случается, под уже имеющиеся документы ввозится не одна, а несколько партий товара. Возможно, что действие БАД или фиточая гипертрофировано недобросовестной рекламой: средство может быть вполне хорошим, но принимать его нужно в комплексе с другими препаратами и методами лечения, либо только на начальной стадии заболевания. Но это уже относится к сфере деятельности контролирующих и правоохранительных органов.

— А все импортные товары, предназначенные для внутреннего употребления, проходят клинические испытания?

— К сожалению, у нас недостаточно жесткая нормативная база, и если фирма предоставляет результаты клинических исследований зарубежных лабораторий, то в Украине они не проводятся. Хотя, на мой взгляд, это серьезное упущение.

Формально путь на украинский рынок нелегок: необходимо получить гигиеническое заключение и результаты клинических испытаний из Минздрава, сертификат из Госстандарта и код из Торгово-промышленной палаты (то есть пройти идентификацию с определением названия в стране-производителе). Соответствовать санитарным нормам должна база и торговая точка, продающая товар непосредственно потребителю.

Кстати, о первых двух. В конце каждого из этих документов эксперты пишут: «Подтверждено клиническими испытаниями», «Рекомендовано для...» или «Одобрено ...». Так как за проведение экспертизы платит фирма, торгующая товаром, то она с чистой совестью наносит эти слова на упаковку. Так что эта надпись говорит лишь о том, что данный продукт прошел все установленные законом проверки, — не более того. Вряд ли кто-то станет заниматься сравнительным анализом и рекомендовать именно такие витамины или лекарственное средство. Встречающиеся же специализированные рекомендации («Рекомендовано Ассоциацией стоматологов (Институтом ПАГ и т.д.), скорее всего, также свидетельствуют лишь о том, что товар получил стандартный набор экспертных оценок, в том числе и в лабораториях специализированных институтов. А где еще проводить клинические испытания, скажем, предметов женской и детской гигиены, как не в стенах НИИ ПАГ? Проводятся ли при этом дополнительные испытания, сказать сложно. Известно лишь, что инициируются подобные вещи фирмами-производителями. Вот как пояснил происхождение надписи «Рекомендовано ассоциацией педиатров Украины» на известной марке одноразовых подгузников вице-президент Ассоциации и одновременно замдиректора НИИ ПАГ Юрий Антипкин:

— К нам обратилась компания-производитель с предложением заключить договор на проведение исследования. Проведя клинические испытания — на дерматиты, аллергию и так далее (по этим показателям в обязательном порядке тестируется любое гигиеническое средство. — Т.Г.), — мы выдали свое заключение и рекомендации.

И еще о предпочтительных рекомендациях, выданных тому или иному товару. Несколько лет назад компанией, предлагающей на нашем рынке одну из известных марок жевательной резинки, было инициировано проведение социологических и стоматологических исследований, призванных показать, что их товар — лучший. Действительно, социологические исследования доказали несомненное преимущество над всеми «соперниками», но тут есть широкий простор для исполнителей — если правильно поставить вопрос, респондент ответит так, как необходимо заказчику. А вот медицинские исследования остались беспристрастными (хотя медики и пытались представить заказчика в наиболее выгодном свете): положительный эффект достигается при жевании любой качественной жевательной резинки без сахара в течение 10 минут после приема пищи.

Как уже говорилось, формально выйти на наш рынок с каким-либо товаром довольно непросто. На практике же ловкие коммерсанты все «рогатки и препоны» ухитряются обходить стороной. На оптовых рынках весь товар нередко «уходит» вообще без всяких документов. С аптеками и магазинами такой вариант не проходит, но при наличии определенной суммы эта проблема легко устранима: всего за 100 у. е. вам выпишут любое необходимое заключение.

Свои действия многие предприниматели оправдывают тем, что, мол, во всем цивилизованном мире за качество отвечают производитель и продавец. Это действительно так. Но в развитых странах Запада, в отличие от Украины, рынок сформирован, а институт защиты прав потребителей существует не одно десятилетие, и все его действия отработаны до деталей. Я помню случай, как три студентки-иностранки одного из наших вузов, ведя бурную личную жизнь, в качестве средства предупреждения беременности пользовались контрацептивами известной западной фирмы. Однако случилось непредвиденное: все трое дружно «залетели». Недолго думая, девушки отправились в офис фирмы-изготовителя, которая за свой счет сделала им аборты и выплатила щедрую моральную компенсацию. Во многих странах Европы потребителю даже нет нужды жаловаться непосредственно продавцу в магазине или менеджеру компании. Ему достаточно обратиться с жалобой в Общество защиты прав потребителей, которое имеет огромное влияние, и нарушителю не всегда удастся «отделаться» лишь штрафами и предупреждениями: может случиться, он потеряет значительную часть рынка или вовсе обанкротится. Поэтому каждая компания и делает все возможное, чтобы ее никогда не обвинили в ущемлении прав потребителей. Если же это произошло, фирма принимает все меры ради спасения своей репутации, каких бы денег это ни стоило.

Самое интересное, что украинские потребители по закону могут защитить свои права практически так же, как и их западные «коллеги». Но на деле все оказывается значительно сложнее. Это еще попробуйте доказать, что купленная вами биодобавка была просроченной, а не мирно состарилась в вашем шкафчике, и что отравились вы именно ею. Так что чаще всего защита потребителей — дело рук самих потребителей. Поэтому в наших реалиях во избежание головной боли, прежде чем выкладывать денежки, нужно досконально изучить товар, как говорится, «не отходя от кассы». А если речь идет о дорогостоящем импортном средстве, особенно новинке, стоит не полениться потребовать у товароведа оригиналы документов, перечень которых указан выше. И главное, не стоит слепо доверять рекламе, таким на первый взгляд, внушающим доверие грифам, как «рекомендовано...», «одобрено» и иже с ними. Помните, это может быть лишь ловким рекламным трюком.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно