Николай Полищук |
1. Инициатива передачи учреждений здравоохранения АМН Министерству здравоохранения принадлежит не Минздраву и не депутатам. Такое подчинение предусмотрено поручением Президента Украины от 23 мая с.г. с целью обеспечить население полноценной специализированной медпомощью. И я не усматриваю в этом никакой проблемы. Наоборот, проблематичным является дальнейшее существование этих учреждений как отдельных. Кстати, нигде в мире не существует научно-исследовательских клинических институтов. За рубежом клиники — нейрохирургии, кардиохирургии, пульмонологии и т. п. — работают в многопрофильных больницах, выполняя как лечебную, так и научную работу.
Высокоспециализированная медпомощь практически стала недоступной для населения. Так сложилось, что подобная помощь сконцентрирована в учреждениях Академии медицинских наук. Эти учреждения финансируются отдельно от системы здравоохранения. Больные, приезжающие в академические клиники из регионов, очень часто вынуждены платить от трех до двадцати тысяч гривен за лечение или операцию. Кроме благотворительного взноса, больной платит за расходные материалы, диагностику, каждую манипуляцию. В эти счета зачастую включают то, что уже оплачено государством. (В адрес народных депутатов и Минздрава поступает по этому поводу много жалоб пациентов.) Нередко институты выставляют счета областным и городским отделам здравоохранения. В определенной мере исключением является Институт кардиохирургии им. Н.Амосова. В прошлом году, когда был создан Центр кардиохирургии младенцев при Минздраве Украины и на это были предусмотрены бюджетные средства, их стали использовать также для лечения взрослых. А потом, во время пересмотра бюджета, дополнительно выделили средства также на «взрослую» кардиохирургию, и сегодня практически почти все операции и диагностические манипуляции в Институте имени Амосова проводятся бесплатно.
Кое-кто высказывает обеспокоенность, что переподчинение академических учреждений Минздраву отрицательно скажется на их роботе. Я так не считаю. Наоборот, высокоспециализированная медпомощь станет доступнее для тех, кто в ней нуждается. Ныне средства и ресурсы в сфере здравоохранения используются крайне неэффективно. У нас имеется на сегодня самое большое количество врачей, «узких» специалистов, лечебных учреждений и нефункционирующих коек. Подсчитано: простаивающая койка требует на свое содержание 60—65% затрат от средств, идущих на содержание функционирующей. То есть сетовать на нехватку ресурсов, и не только финансовых, — старая песенка. Ресурсов, как известно, всегда не хватает. Руководство отраслью здравоохранения переходит к вопросам эффективности их использования.
2. Хоть как это ни досадно, коэффициент полезного действия медицинской науки в Украине очень низок. По данным Украинского центра научной медицинской информации и патентно-лицензионной работы, только 0,2% отечественных научных работ в области медицины используются в практике. Нужно откровенно признать, что сегодня европейские научные издания не ценят нашу информацию, наши технологии никто не покупает. Всемирное здравоохранение, прежде всего цивилизованных стран, перестраивает медицинскую науку и практику на принципах доказательной медицины. По заключению специалистов названного центра, «НИИ АМН Украины не надлежащим образом интересуются доказательной медициной, не применяют современную методологию медицинской науки, а это крайне отрицательно сказывается на реализации не только чисто научной, но и инновационной политики в здравоохранении». Значительная часть научных сотрудников наших НИИ ходят на работу лишь ради зарплаты. В ответ на мои предостережения о том, что не стоит расходовать средства на не имеющие перспективы работы и повторять то, что давно изучено и разработано за границей, приходится слышать: «Если мы не будем выделять средства на науку, то разучим людей выполнять научные работы». На мой взгляд, сегодня целесообразнее было бы выделять средства только на те научные разработки, на которые существует государственный заказ, на определенные фундаментальные направления, для развития которых у нас есть как научный потенциал, так и соответствующая лабораторная база. Что касается остального, то целесообразно было бы сделать так, как поступила Япония в послевоенные годы. У нас нет достаточных средств на развитие настоящей науки, а расходовать их на имитацию научной работы, на мой взгляд, неразумно.
На сегодняшний день Академия медицинских наук как самоуправляющаяся организация сама планирует, сама финансирует, сама контролирует научные разработки и сама оценивает их стоимость. Подобная практика недопустима, и ее нужно менять. Финансирование научных исследований должно проводиться на конкурсных основаниях, в конкурсе могут принимать участие не только институты, но и отдельные кафедры, научные коллективы, отвечающие за качество проведенных исследований, а не ссылающиеся в конце года на то, что им средств хватило лишь на зарплату. Вместе с тем у нас продуцируется большое количество научных работ, на которые нет спроса. Например, особенности хирургического лечения или особенности клинического протекания того или иного заболевания. Все это давно уже в мире разработано и известно. Нужно лишь изучить и внедрить у нас. Учитывая состояние заболеваемости населения, медицинская наука должна бы, в частности, исследовать, почему в одном регионе более распространены сердечно-сосудистые заболевания, а в другом — респираторные или онкологические, с чем это связано и что можно сделать для улучшения ситуации. Научные программы сегодня должны быть направлены на нужды государства, на то, чтобы было здоровое общество.
Безусловно, фундаментальные исследования нужно развивать. Но не забывая при этом известного выражения: «Из дешевых лабораторий выходят дешевые роботы». Такая аналогия. Весь мир занимается автомобилестроением, и Украина тоже. Но конкурентоспособны ли наши автомобили?.. Сегодня нужно четко определиться, куда именно вкладывать средства, которых у нас маловато. От того, что мы перестанем финансировать то, на что нет смысла ныне расходовать деньги, мы ничего не потеряем. Наоборот. Накопив багаж данных, со временем, когда появятся возможности, мы сможем достичь большего. Ну что с того, что мы обладаем на сегодняшний день наибольшим количеством трансплантаций эмбриональной ткани при ишемических инсультах, черепно-мозговых, спинальных травмах? А каковы результаты лечения?.. Или, быть может, кто-то захотел купить у нас эти разработки? Зато мы хвалимся количеством научных работ, статей, диссертаций и т.п. А разве от этого что-то качественно изменилось? Поэтому, сегодня, исходя из имеющихся ресурсов, нужно взвешенно подойти к тому, куда мы их должны вложить с наибольшей пользой.
3. В этой концепции учтено основное: максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. Она предусматривает реструктуризацию отрасли здравоохранения. Сегодня, несмотря на большое количество врачей, никто из них не заинтересован в здоровых пациентах. А потому краеугольным камнем концепции является реорганизация первичной медпомощи на принципах института семейного врача. Учреждениям здравоохранения предусматривается предоставить статус самостоятельных субъектов хозяйствования. На сегодняшний день законодательная база позволяет это сделать. «Зеркало недели» подробно рассказывало об этой концепции («Дождались?.. », «ЗН», № 13, 2004 г.)
Над ее разработкой трудилась рабочая группа ученых и специалистов, созданная при Министерстве здравоохранения и профильном комитете Верховной Рады. Вместе с тем, со временем я узнал, что создается рабочая группа при Кабинете министров, в состав которой входят представители академических медицинских учреждений, финансисты, производители фармацевтической отрасли и медицинской промышленности. Цель этой группы — не реструктуризация отрасли для повышения эффективности ее деятельности, а перераспределение средств. На сегодняшний день нужно рассматривать не только привлечение дополнительных средств в здравоохранение, а прежде всего эффективное использование имеющихся ресурсов.
Кстати, эксперты ВООЗ, побывавшие в Украине, предостерегали: самымм ярымм противниками реформирования здравоохранения будут чиновники высокого уровня и медицинская элита. Им не нужны изменения, они требуют дополнительного финансирования и перераспределения денег. А потому концепция, обнародованная на расширенной коллегии МЗ, понятное дело, не пришлась ко двору.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что одними лишь финансовыми инъекциями нельзя улучшить ситуацию в отрасли. На здравоохранение из всех источников у нас направляется около десяти миллиардов гривен. Это в два раза больше, чем выделялось три года тому назад. Ощутили ли это пациенты? Вопрос риторический. Хотя, следует отметить, для некоторых лечебных учреждений было куплено оборудование, министерство сегодня обеспечивает выполнение программ «Диабет», «Туберкулез», химиотерапевтические препараты первого порядка получают все онкобольные. За год приобретены 32 аппарата «искусственная почка», тогда как раньше покупали не более одного-двух. Во Франции, где количество населения не намного больше, чем у нас, бюджет здравоохранения составляет 136 млрд. евро, тогда как весь сводный бюджет Украины — 60 млрд. грн. И французы жалуются, что им не хватает средств на медицину. Эта страна сегодня планирует провести реструктуризацию отрасли, дабы эффективнее использовать средства.
4. Полагаю, в ближайшие два-три года нам удастся провести реструктуризацию. И для этого должна быть политическая воля как на самом высоком уровне, так и на местах. Уже почти полтора года профильный комитет Верховной Рады и МЗ подчеркивают: самый эффективный путь использования средств в здравоохранении — это развитие института врача общей практики, семейного врача. Кстати, соответствующее постановление Кабинета министров подписано еще в 2000 году. Что же имеем сегодня? Подготовлены всего лишь около четырех тысяч семейных врачей, и то только половина из них работают по избранной специальности. И это при том, что потребность в таких врачах — почти 30 тысяч. Министерство направляет выпускников согласно заявкам регионов. В прошлом году всего 14 % выпускников получили направление работать врачом общей практики (семейным). Реально же трудоустроились по этой специальности, полагаю, не более половины. В Киеве врачами общей практики пошли работать в прошлом году аж... два выпускника. И удивляться этому не приходится. Несоответствие объемов работы и зарплаты просто потрясающе. И вдобавок нередко приходится слышать от некоторых руководителей столичной медицины, что, дескать, семейная медицина — это для села, а в городе все должно остаться как есть. Но ведь есть семейные врачи в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке. И, как доказала мировая практика, они наиболее эффективны в медицинском и экономическом планах.
— Много разговоров по поводу оптимизации сети лечебных учреждений. Говорят, скоро начнут закрывать больницы. Но ведь есть 49-я статья Конституции, согласно которой, в частности, сеть лечебных учреждений не может быть сокращена. И эта статья — как священная корова, никто не смеет ее затронуть, боясь повредить своему политическому имиджу.
— Несмотря на закрепленное в Основном Законе право на бесплатную медицинскую помощь, сегодня, по некоторым данным, система здравоохранения на две трети финансируется теневыми платежами. Все об этом знают, но избегают этой скользкой темы.
По моему мнению, целесообразнее было бы записать в Конституции, что медпомощь в учреждениях государственной и коммунальной собственности предоставляется за бюджетные, страховые и прочие финансовые поступления. Но при этом стоит определить группы населения, которым медпомощь будет предоставляться бесплатно, и определить базовый уровень медпомощи, гарантированный государством.
Сеть медицинских учреждений должна отвечать реальным потребностям предоставления медпомощи. Внедрение новых технологий, таких, как малоинвазивная хирургия, амбулаторная диагностика и лечение и т. п., позволяет сократить часть медицинских учреждений, а на их базе создать учреждения социальной и медицинской реабилитации, хосписы.
— Кое-кто спит и видит себя директором частного института с собственной клиникой.
— Я сторонник всех форм собственности в здравоохранении. Но сегодня делать научно-исследовательские институты частными я бы не рискнул. Приватизация НИИ приведет к тому, что будут развиваться только услуги, приносящие экономическую выгоду. Это угрожает тем, что мы можем потерять высокоспециализированную медицинскую помощь. Рынок в здравоохранении должен быть управляемым.
Убежден: взвешенный подход к реструктуризации как первичной, так и специализированной помощи в соответствии с положениями, провозглашенными на коллегии МЗ, позволит улучшить использование имеющихся ресурсов в системе здравоохранения, прежде всего в пользу населения.