НЕСЛУЧАЙНОСТЬ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

4 августа, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 4 августа-11 августа

Смысл вот в чем: несчастных случаев не бывает, по крайней мере, с точки зрения общественного здравоохранения...

Смысл вот в чем: несчастных случаев не бывает, по крайней мере, с точки зрения общественного здравоохранения.

Не обсуждая веру в судьбу, Провидение, карму и кисмет, доктор Линда Дегутис из Медицинской школы Йельского университета и другие эксперты по предотвращению травм настаивают, что не существует физического события, угрожающего здоровью, которое нельзя было бы предотвратить или, по крайней мере, нивелировать его последствия.

Таким образом, люди, пострадавшие в автомобильных авариях, считаются не «жертвами несчастного случая», а «жертвами ненамеренных повреждений». И хотя, может быть, нереалистично предугадывать, в какой год на дорогах страны не произойдет никаких аварий, связанные с ними смертность и серьезность травм могут быть — и уже были — уменьшены благодаря мерам, основанным на эпидемиологии.

То же самое относится к падениям, пожарам, утоплениям, отравлениям и другим категориям ненамеренных повреждений. Все вместе эти происшествия ежегодно уносят 900 тысяч жизней в США и являются ведущей причиной смерти в возрастной группе от 1 до 24 лет. Среди людей в возрасте от 25 до 44 лет ненамеренные повреждения были ведущей причиной смерти до 1993 года, когда их обогнала эпидемия СПИДа.

«С нашей точки зрения, травмы и несчастные случаи —не одно и то же», — говорит Джеффри Сакс, врач и медик-эпидемиолог в Отделении ненамеренных повреждений Национального центра по предотвращению и контролю травм Центра контроля над болезнями США. Этот центр, которому на текущий год был отведен 45-миллионный бюджет, был учрежден в 1992 году как ведущее федеральное агентство для проведения и поддержки исследований в области предотвращения намеренных и ненамеренных повреждений.

«Мы различаем в высшей степени предсказуемые закономерности, которые показывают нам, что травмы отнюдь не хаотичны, — говорит Сака. — Если вы попали в автомобильную аварию и пробили головой ветровое стекло, это потому, что вы не пристегнулись ремнем к сиденью. Если ребенок утонул в бассейне на заднем дворе, это потому, что бассейн не был обнесен достаточно высокой оградой, чтобы ребенок не мог туда попасть без помощи и наблюдения взрослого. Если вы задохнулись ночью в постели во время пожара, это потому, что у вас не было детектора дыма, который бы вовремя вас разбудил. Существует масса травм, которые можно предотвратить самыми дешевыми и эффективными способами».

Но любая успешная стратегия предотвращения травм должна включать серьезную дозу общественного просвещения. Учитывая популярное заблуждение, что «от несчастных случаев никуда не денешься», здесь просвещение может быть даже важнее, чем для профилактики заболеваний, с которой многие американцы знакомы лучше.

Другой барьер: ненамеренные повреждения — настолько часть социального ландшафта, проблема настолько распространенная и недраматичная, что привлечь к ней внимание публики порой оказывается трудновато.

«Мне всегда казалось иронией, что люди так расстраиваются из-за какого-то химикалия в воде, от которого один человек из миллиона может заболеть раком, и только хмыкают, когда им говоришь, что на американских дорогах 40 тысяч людей в год гибнет в автомобильных авариях, — говорит Сакс. — Если бы люди сравнили ненамеренные повреждения с ежедневным крушением авиалайнера, они бы возмутились и потребовали, чтобы кто-нибудь принял меры. Наша главная задача — изменить мировоззрение публики, чтобы люди начали думать о безопасности как о своем праве».

Отчасти ирония заключается еще и в том, что оборотная сторона ненамеренных повреждений — намеренные повреждения, нанесенные насильственным путем — привлекает столько внимания и вызывает столько горячих споров, хотя насилие гораздо меньше грозит общественному здоровью. В 1991 году, например, в Америке было совершено 57 тысяч убийств и самоубийств — на 30 тысяч меньше, чем смертей от ненамеренных повреждений.

«Как я предполагаю, дело заключается в том, что насилие затмевает сопоставление, и люди теряют из вида вторую половину вопроса о травмах, — говорит Дегутис. — В общем и целом публика смотрит на насилие как на нечто, что мы можем и должны предотвратить, потому что они видят в нем умысел. Я не говорю, что насилие надо игнорировать — нет, это очень важная проблема, — но надо все-таки делать что-то и с ненамеренными повреждениями».

Сакс отмечает, что насилие — серьезная угроза здоровью в определенных группах населения, например, это ведущая причина смерти черных мужчин в возрасте от 15 до 34 лет, но ненамеренным повреждениям подвержены все слои общества.

«Ненамеренные повреждения не спрашивают о расе и возрасте, — говорит он. — Хотя о насилии сейчас много беспокоятся и говорят, так называемый средний американец гораздо больше рискует получить травму от ненамеренного повреждения, чем от намеренного».

Эксперты по предотвращению травм надеются, что растущая популярность идеи общественного здравоохранения, финансовая доступность которой зиждется на предотвращении проблем, приведет к росту программ по сокращению числа травм и просвещению публики.

Активная инициатива по предотвращению травм проводится уже пять лет в «Кеар Америка», медицинской ассоциации со своим планом здравоохранения, насчитывающей 223 тысячи членов и основанной в Вудленд-Хиллс, штат Калифорния.

В «Кеар Америке» есть две программы по детской безопасности: одна популяризирует важность велосипедных шлемов, другая — детских сидений для машин. Третья программа нацелена на безопасность пожилых людей.

По этому плану организация продает вступающим в нее семьям велосипедные шлемы для детей со скидкой (по 18 долларов), одновременно добиваясь выполнения нового калифорнийского закона, требующего, чтобы велосипедисты моложе 18 лет обязательно надевали шлемы. По этому плану продается около 20 шлемов в месяц. В прошлом году «Кеар Америка» организовала клуб для детей-велосипедистов в возрасте от 8 до 11 лет, чтобы научить их не считать шлемы чем-то постыдным, над чем смеются более отважные ровесники. Члены клуба участвуют в лотереях и соревнованиях и получают каждые три месяца газету о новостях в области велосипедной безопасности.

«Кеар Америка» также продает своим членам детские сиденья для машин по 25 долларов, т.е. с 50-процентной скидкой. Сиденья раздаются бесплатно новым членам в классах первой беременности и на рекламных мероприятиях, таких как ярмарки здоровья. По этому плану распространяются около 1300 сидений в год.

С 1990 года статистический отдел ассоциации обнаружил, что 23 ребенка побывали в автомобильных авариях, сидя в сиденье, выданном их родителям «Кеар Америкой», и ни один не получил серьезных повреждений.

«Когда подумаешь о том, что даже одна очень серьезная головная травма обойдется твоей компании в 4,5 миллиона, замечаешь, что сиденья — здоровая мысль, — говорит Дебора Рефф, директор отдела общественного просвещения ассоциации. — Для нас они оказались хорошей рекламой. На членов производит впечатление, что мы раздаем их даром или со скидкой, и мы получаем много писем и звонков с благодарностью. Это хорошо для рекламы, это спасает людей и экономит деньги».

Джеффри Сакс надеется, что общественная поддержка предотвращения травм последует по стопам антитабачного движения.

«30 лет назад большинство людей курили, и им ничего такого в голову не приходило, — говорит он. — Затем правительство провело исследования и сообщило всем, что курение очень вредно для здоровья, и теперь курение перешло из разряда обычной привычки в разряд социально неприемлемых вещей. Я точно так же смотрю на предотвращение травм. Я хочу, чтобы люди посмотрели на ребенка на велосипеде без шлема и решили, что это неприемлемо, что это ужасно. На это уйдет некоторое время, но, я думаю, это случится, если мы не свернем с намеченного пути».

НЕСКОЛЬКО ЦИФР:

· В 1993 году ненамеренные повреждения повлекли за собой примерно на 74,7 миллиона немедленных и последующих медицинских расходов. · Смерти от автомобильных аварий в том же году обошлись в 29 миллиардов медицинских расходов; смерти от огнестрельного оружия — в 2,7 миллиарда. Каждая смерть в автомобильной аварии обходится в среднем в 900 тысяч, что включает медицинские и административные расходы, потерянные заработки и продуктивность, а также порчу имущества. · Каждый год производственные травмы обходятся работодателям в 136 миллиардов. Непроизводственные травмы, оплачиваемые страховкой работникам и их иждивенцам, обходятся в дополнительные 45 миллиардов. · Каждый доллар, потраченный на велосипедный шлем, экономит обществу 30 долларов, каждое детское сиденье для машины — 32. Если бы 85 процентов детей-велосипедистов неукоснительно надевали шлемы в течение одного года, предотвращенные травмы сэкономили бы обществу 109—142 миллиона медицинских расходов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно