Начинается самое интересное…

Поделиться
Кредит доверия у новой власти огромен, но не вечен. Чтобы граждане страны уже в ближайшее время поч...

Кредит доверия у новой власти огромен, но не вечен. Чтобы граждане страны уже в ближайшее время почувствовали положительные сдвиги в здравоохранении, необходимо незамедлительно и, главное, единовременно решить ряд задач.

Во-первых, разработать перечень медицинских услуг и определить стоимость каждой из них (пока только услуг — стандарты как комплекс медуслуг будут разработаны позже под конкретный источник финансирования).

Во-вторых, определить конкретную сумму денег, которая может быть выделена из госбюджета непосредственно на лечение граждан, и обнародовать перечень бесплатных медицинских услуг, которые могут быть предоставлены украинским гражданам во всех (!) медучреждениях государственной и коммунальной форм собственности.

В-третьих, нужно определиться со статусом семейного врача, источниками его финансирования и принципами взаимодействия с другими специалистами.

Это фундамент, на котором будут выстраиваться все последующие реформы в отрасли: введение обязательного и добровольного медицинского страхования, реформа системы до- и последипломной подготовки медиков. От прочности этого фундамента зависит и здоровье нации, и политическое будущее новой власти...

А теперь по порядку.

1. Перечень медуслуг необходим для перевода здравоохранения с финансирования «койко-места» на финансирование конкретного пациента и как основа для введения страховой медицины. Это единственный способ привести сеть медучреждений и кадровый потенциал отрасли в соответствие с потребностями общества и прекратить масштабное разбазаривание бюджетных средств.

2. Перечень бесплатных медуслуг, которые могут быть предоставлены гражданам во всех медучреждениях государственной и коммунальной форм собственности необходим для того, чтобы четко знать, какие медуслуги покрываются госбюджетом, а какие нет, а потому должны стать объектом обязательного (или добровольного) медицинского страхования.

3. Семейная медицина... Сколько лестного о ней было сказано за последние десять лет, кроме главного — что это такое и откуда она взялась! Родом она из Великобритании, где в соответствии со схемой Бевериджа отношения между врачом общей практики и пациентом начали выстраиваться согласно следующим принципам:

— свободный выбор пациентом — врача и врачом — пациента;

— договорные отношения (права и обязанности сторон оговариваются взаимным договором);

— предоплата услуг врача (по сути, врач получает деньги за опеку пациента, а не за оказанные ему медицинские услуги. Главный источник финансирования при этом — госбюджет и/или деньги самого пациента. От денег медицинского страхования семейный врач, как правило, огражден, поскольку его задача — предотвратить «страховой случай», а не иметь с него выгоду).

Собственно, именно эти принципы и делают врача общей практики действительно «семейным врачом», иными словами — доверенным лицом пациента в его отношениях с национальной системой здравоохранения. Именно доверенным, а не первым встречным... Ведь основная функция семейного врача — не только оказать клиенту квалифицированную медпомощь, но и оградить его от недостаточного либо чрезмерного (!) внимания со стороны «узких» специалистов в виде необоснованных диагностических процедур и/или оперативных вмешательств.

Семейная медицина — это децентрализация отрасли. Это рыночный пряник, а не административный кнут. Она никак не вписывалась в существовавшую у нас систему здравоохранения. По иронии судьбы именно эта система и должна была ее внедрять.

Семейный врач, для которого доверие пациента — превыше всего, изначально не устраивал ни Минздрав, ни «организаторов здравоохранения» областного и районного масштаба, поскольку выходил за рамки административно-командной системы. Он оказался опасным и для «узких» специалистов, поскольку делал их подконтрольными обществу и потенциально отсекал от них львиную долю пациентов. Он оказался ненужным участковым педиатрам и терапевтам, большинство из которых — женщины пенсионного или предпенсионного возраста, уже не желающие конкурировать с себе подобными. Их естесственно не устраивает нищенская зарплата, но она компенсируется юридической безнаказанностью.

Семейный врач, дорожащий своей репутацией, оказался ненужным и влиятельным фармацевтическим компаниям, превратившим Украину в свалку фармацевтической продукции, а участковых врачей — в ее распространителей. Очень даже неплохих! Жаль таких терять...

Так, общими усилиями и с помощью нескольких приказов Минздрава семейная медицина из прекрасной, прошедшей испытание временем идеи превратилась в посмешище.

Если верить нашему Министерству здравоохранения, в Украине счет семейным врачам уже пошел на тысячи, на их обучение из госбюджета тратятся сумасшедшие деньги. Но если взглянуть на этого «семейного врача» по-внимательнее, начинаешь понимать, что это не более чем узаконенный «гибрид» участкового терапевта с педиатром, перегруженный обязанностями, а потому он бесправен и полностью зависим от своего начальства... Какое там «доверенное лицо»!

Все ли врачи, получившие в Украине сертификат «лікаря загальної практики/сімейної медицини», потенциально могут работать по принципам семейной медицины?

Конечно... нет!

Ведь семейная медицина предусматривает равноправие в отношениях врач—пациент, а это не всегда возможно. Ну, скажем, откуда у пациента, живущего в украинском селе, свободный выбор врача? Такого выбора у него нет, что делает его зависимым от эскулапа: «Куда ты от меня денешься?». Семейная медицина возможна только в городах, где есть реальный выбор: у пациента — врача, у врача — пациента. Село нуждается в другой модели первичного звена, но это уже отдельная тема. В любом случае найти адекватный баланс в отношениях врач—пациент и на селе несложно, была бы политическая воля.

Без чёткого определения статуса семейного врача и принципов его взаимодействия с другими специалистами не может быть реформы системы до- и последипломного образования медиков!

Только определившись с перечнем медуслуг и принципами функционирования первичного звена здравоохранения можно переходить к следующему этапу — введению обязательного медицинского страхования.

И тут начинается самое интересное. Необходимость введения обязательного медицинского страхования (ОМС) очевидна. Но на пути внедрения ОМС стоит не что иное, как Конституция Украины. Точнее — статья 49. Давайте вчитаемся в нее еще раз.

«Кожен має право на охорону здоров’я, медичну допомогу та медичне страхування. Охорона здоров’я забезпечується державним фінансуванням відповідних соціально-економічних, медико-санітарних і оздоровчо-профілактичних програм.

Держава створює умови для ефективного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування. У державних і комунальних закладах охорони здоров’я медична допомога надається безоплатно; існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена. Держава сприяє розвиткові лікувальних закладів усіх форм власності.

Держава дбає про розвиток фізичної культури і спорту, забезпечує санітарно-епідемічне благополуччя».

В этой статье заложено сразу три законодательных казуса.

Во-первых, по всему видно, что медицинское страхование — святое право наших граждан, но никак не обязанность.

Во-вторых, гарантируется бесплатность медпомощи для граждан, но не указаны источники ее финансирования. Все бы ничего, но как узнать, какая часть медуслуг в процессе оказания медпомощи покрывается госбюджетом, а какая — за счёт средств ОМС? Ну не платить же за анальгин дважды! Для разработки стандартов оказания медицинской помощи нужны четкие финансовые ориентиры. А их нет! Более того, у нас до сих пор законодательно не урегулировано само понятие медицинской помощи! И все по той же причине.

И, наконец, в-третьих, — наложив табу на сокращение «существующей сети» медучреждений государственной и коммунальной форм собственности, общество даровало им... безнаказанность!!! Во всём цивилизованном мире единственный критерий функционирования подобных заведений — эффективность/рентабильность, а у нас — сам факт существования! Понятно, что хотелось как лучше, а получилось...

Хотим мы того или нет, но пришло время признать: без приведения статьи 49 Основного Закона в соответствие с элементарной логикой, никакого существенного улучшения в отрасли быть не может! Пришло время заявить об этом честно и открыто. И первым шагом в данном направлении должно стать парламентское слушание на тему: «Проблеми у сфері забезпечення охорони здоров’я і медичного обслуговування громадян України та шляхи їх розв’язання», запланированное на июль 2005 года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме