На какую ошибку государство не имеет права

25 сентября, 2015, 00:00 Распечатать

Несомненно, все мы ошибаемся. Но ошибка странника удлинит ему путь, ошибка хирурга может стоить жизни пациенту, а ошибка государственного деятеля-управленца может стоить жизни или здоровья миллионов людей.

 

Несомненно, все мы ошибаемся. Но ошибка странника удлинит ему путь, ошибка хирурга может стоить жизни пациенту, а ошибка государственного деятеля-управленца может стоить жизни или здоровья миллионов людей.

Я врач и, естественно, о многих политических решениях могу судить как обыватель. Но есть сфера, где я "кожей чувствую", что прав.

Правительство обещает уже в этом месяце поднять минимальную зарплату и низкие пенсии (определив нижний уровень почему-то в 1080 грн) на 11-13%. Понятно, что грядут выборы в местные советы, и нужен какой-то "пряник" народу. Но если уж в Госказначействе появились серьезные деньги, то, может, не "размазывать" по всем жаждущим ртам эту "манну" молекулярным слоем, а пустить накопленные средства на главное — реальное спасение населения Украины?

Возможно, для кого-то предложенное мной покажется спорным, но я убежден, что говорю о главном — здоровье и жизни людей. Для сомневающихся и любящих считать ниже привожу и примерные цифры предотвращенного ущерба. Только не будем здесь говорить о Минздраве, тендерах, закупках и прочих набивших оскомину медицинских "реформах". Все они, даже при оптимальном решении, коснутся только мизерной части населения Украины. И не нужно подозревать меня в некомпетентности: в отличие от нынешних руководителей отечественного Минздрава, я прошел все уровни украинского здравоохранения (от участковой больницы до областного отдела здравоохранения) и медицинского образования ( от ассистента до профессора). И, чтобы исключить всяческие подозрения, скажу, что лично мне уже ничего от этого государства не нужно — мой профессиональный путь завершен.

Итак, главные проблемы, на решении которых немедленно должны быть сосредоточены все относительно свободные средства:

1.Питание людей. Общеизвестно, что человек "это то, что он ест". Не мной подсчитано, что сегодня, после "фортелей" с валютой и тотального повышения цен, минимально необходимая прожиточная сумма средств на одного человека в месяц составляет 5 тыс. гривен. Из этой суммы он (она) должен заплатить за ЖКХ, еду, транспорт, одежду и т.п. Если же в месяц у этого человека окажется меньше средств, то экономить он будет, прежде всего, на еде (ее количестве, качестве и т.д.) Я не буду сейчас приводить расчеты гигиенистов, сколько и в каком возрасте человеку нужно белков, жиров и углеводов, но возьму на себя смелость утверждать, что более 95% населения Украины не имеет этих 5 тысяч на душу населения, то есть явно недополучит указанных пищевых ингредиентов. Возьмите недавно опубликованные данные: в стране до 11 млн пенсионеров, получающих 1-
1,5 тыс грн и 2 млн работающих с заработками до 2 тыс грн в месяц. 10 млн молодых людей прямо или косвенно безработные. Отсюда следует, что у огромной части населения Украины будут зарождаться или прогрессировать и даже приводить к смерти заболевания, обусловленные алиментарной (пищевой) недостаточностью. Готов утверждать, что практически нет таких людей или таких заболеваний, которые без ущерба для здоровья могли бы перенести такие лишения. 

Итог: старики уйдут от нас значительно раньше, молодые будут гораздо менее трудоспособны, гораздо меньшее количество сможет быть призванными в войска, дети не смогут полноценно развиваться, образовав в ближайшем будущем в стране неполноценное поколение людей. Проблема касается практически всего населения Украины, экономический ущерб (акцентирую для лиц с математическим складом ума) от нанесенного (и наносимого ежедневно ущерба) многократно превысит бюджет Украины.

Возможные пути решения проблемы не оригинальны: создание перечня жизненно необходимых и дешевых продуктов питания (известная карточная система), пунктов питания для бедного населения. Да, по авторитету политиков это крепко ударит, в особенности имиджу президента страны. Однако для государственного деятеля (подчеркиваю его известное и принципиальное отличие от политика) это не страшно, ибо им должна руководить забота о стране, ее населении.

2.Приобретение лекарственных препаратов (ЛП). Не так давно в ZN.UA была опубликована моя небольшая статья на эту тему, где я постарался показать, что сотни тысяч пенсионеров, очевидно, уже ушли "в мир иной", ибо не в состоянии приобрести ЛП для лечения наиболее распространенных заболеваний сердца и сосудов, желудочно-кишечных, органов дыхания и многих других. Сегодня стоимость даже широко применяемых ЛП "неподъемная" для большинства населения Украины. Экономический ущерб от их неадекватного лечения я оцениваю в сотни миллиардов долларов.

Не могу здесь не упомянуть о том, что в Украине на фоне таких колоссальных бед с ЛП в Минздраве существует, развивается и ежегодно ужесточает свои требования его подразделение — Экспертный центр, после экспертиз и лабораторных исследований которого отечественные ЛП дорожают (к примеру, препараты аллергенов до 100%), а сама их перерегистрация (процесс происходит 1 раз в 5 лет, в цивилизованном мире отсутствует) затягивается почти на год. За мои письма, касающиеся этого Экспертного центра, в свое время Раиса Богатырева ликвидировала должность главного аллерголога, которую я в ее бытность министром здравоохранения занимал. Теперь уже открыто очень многие говорят о фармацевтической мафии, ее влиянии на деятельность Минздрава и т.п. Касаются ли решения Экспертного центра только "избранных" производителей ЛП или страдают все, я сказать не готов, но могу доказать, что украинской аллергологии (больным и службе) в 2015 году "деятельность" Экспертного центра обошлась (прямо и опосредовано) в сумму около 100 млн грн. Таким образом, в пору, когда нужно изыскивать возможность удешевить все жизненно необходимое и, в первую очередь ЛП, в Минздраве существует и благоденствует отдел, их удорожающий.

Итог: трудно себе представить, чтобы в Украине с ее мощной фарминдустрией нельзя было найти пути выпуска и продажи дешевых и достаточно качественных ЛП для лечения наиболее распространенных заболеваний. 

3.Инфекционные заболевания. Скажу лишь о туберкулезе (в этой проблеме я компетентен), а об остальных менее или более значимых (гепатиты, ВИЧ-ассоциированные, детские инфекции и пр.) пусть выскажутся другие. Тем более что туберкулез всегда справедливо считался болезнью бедных и, как лакмусовая бумажка, отражал состояние экономики в стране. Так вот, сегодня подавляющее большинство болеющих туберкулезом оставили профильные лечебные учреждения. Последние пустуют на 20-40% и более. Это означает не только то, что больные туберкулезом не получают лечения. Гораздо страшнее то, что они заражают туберкулезом окружающих детей и взрослых. Не могу не сказать, что наибольшая концентрация больных туберкулезом всегда была в Донецкой и Луганской областях, жители которых сегодня вынуждены "квартировать" по всей стране и, естественно, разносят эту сверхопасную заразу. Напомню, что по уровню эпидемии туберкулеза мы — давнишние лидеры в Европе. 

С учетом уже сегодняшней заболеваемости туберкулезом, я, если честно, постоянно удивляюсь, как нас еще не огородили колючей проволокой и выпускают в мир самолетами, теплоходами, поездами и машинами. Прибавьте к этому, что вакцинация детей против туберкулеза сейчас тоже "крепко хромает", и вспомните, что принесла проблема игнорирования вакцинации (или халтуры) против полиомиелита.

Крайне важно и то, что мы, как никто другой в мире, создали "рукотворную проблему" так называемого химиорезистентного туберкулеза, то есть такого, который уже не лечится одним-двумя или даже всеми существующими препаратами. Мультирезистентный туберкулез убивает человека быстрее и надежнее рака, его доля в структуре всего туберкулеза в Украине (такого нет нигде) доходит до 30% от числа всех болеющих. То есть речь идет о десятках тысяч человек, рассредоточенных по всей стране, тогда как, скажем, в США даже один такой больной рассматривается как чрезвычайная опасность для населения соответствующего региона.

Ущерб для страны от обычного и химиорезистентного туберкулеза составляет десятки миллионов долларов, причем даже при оптимальных наших действиях минимальный срок приведения этой ситуации в среднеевропейское русло составит не менее 20 лет.

Приведенное выше ни в коей мере не умаляет других многочисленных проблем, которыми сейчас "богато" наше государство. Однако (не сочтите меня настолько ослепленным проблемами здравоохранения) ни одна из них — даже АТО! — по своим социальным и экономическим последствиям не сравнится с ущербом здоровью населения Украины, который уже наносится или грозит в будущем. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • Александр Братанов Александр Братанов 27 вересня, 14:01 Все описанное верно, но это лишь мизерная часть проблем украинского здравоохранения. Пока более половины медицинского бюджета банально разворовывается, а остальная часть используется крайне нерационально, ничто, кроме радикальной реформы, не спасет от указанных последствий. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно