Географическая принадлежность Украины к Европе неоспорима. Тем не менее, нелегкий путь ее вхождения в европейское сообщество в качестве равноправного партнера нам еще предстоит преодолеть.
В этом контексте чрезвычайно популярным стал лозунг адаптации законодательства Украины к европейскому. Этот масштабный по замыслу процесс должен коснуться всех сфер жизни государства.
Фармацевтическая промышленность, с результатами деятельности которой не в последнюю очередь связано качество жизни, тоже ждет изменений.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.97 г., №244 «О мерах по поэтапному внедрению в Украине требований директив Европейского союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм и международных и европейских стандартов», предполагается разработать и ввести в действие комплекс нормативных документов, согласованных с европейскими нормами. В фармацевтической сфере говорится прежде всего о GMP — надлежащей производственной практике, в соответствии с которой в ближайшие годы должны привести свое производство фармацевтические предприятия.
Еще в 1998 году в рамках государственной программы были подготовлены первые нормативные документы по контролю качества лекарственных препаратов, полностью согласованные с соответствующими европейскими аналогами. Тем не менее, в последние два года «адаптация» и «гармонизация», несмотря на чрезвычайную популярность этих определений у чиновников всех рангов, приостановлены.
Гармонизация нормативно-правового поля фармацевтической отрасли — вопрос прежде всего экономический. Экономические последствия торможения этого процесса для украинских производителей обсуждались не раз.
Малоутешительной видится и перспектива развития событий с позиций рядового клиента аптеки. Действующая нормативно-правовая база не позволяет обеспечить защиту от некачественной продукции извне. По этой же причине приобрели большой размах фальсификации «brand name» известных иностранных фирм. По отчетам Государственной инспекции, страдают от подделок и отечественные производители. И столкнуться с этой опасностью может любой из нас.
Большие надежды возлагались на административную реформу и изменения в структуре МЗО. Тем не менее, как это часто бывает, смена вывесок не разрешила проблем.
Активность нынешнего руководства отрасли направлена прежде всего на коммерциализацию обязательных процедур. Крайне запутанной и непонятной остается процедура регистрации, но вполне конкретной является высокая цена за оформление необходимой документации. Это тормозит введение в производство новых препаратов, уже давно ожидаемых больными. Дополнительные затраты уменьшают оборотные средства предприятий (которых и так мало), тормозя модернизацию производства и оборудования.
Введение аккредитации аптечных учреждений, которая, по сути, повторяет процедуру лицензирования (тоже не бесплатную), выкачивает деньги у бедных и без того далеких от процветания розничных точек... Даже не имея бухгалтерского образования, нетрудно понять: все эти новации аукнутся повышением цен на лекарства.
Не следует забывать, что 85% затрат на лекарства покрывают сами больные, большинство которых — малообеспеченные.
Пополнение бюджета за счет самих же граждан — изобретение до банального простое. И судьба потребителя в этой цепочке перераспределения денег, похоже, не интересует никого. Однако в течение последних трех лет прослеживается странная тенденция. В условиях повышения курса доллара сумма, израсходованная гражданами Украины на приобретение лекарств, не изменилась. И причина, естественно, не во внезапном улучшении здоровья.