Медицинская реформа-2020: что нужно знать?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Медицинская реформа-2020: что нужно знать? © depositphotos / everythingposs
Что ожидает пациентов, медицинские учреждения и врачей в связи с изменениями.

С 1 апреля 2020 года существенные изменения ожидают учреждения здравоохранения "вторички" и "третички", то есть те, которые предоставляют специализированную (городские, районные больницы) и высокоспециализированную (областные больницы и центры) медпомощь.

Украинцы получат бесплатный гарантированный пакет медуслуг по Программе медицинских гарантий (ПМГ), которая включает:

- первичную помощь;

- экстренную;

- амбулаторно-поликлиническую - услуги профильного врача, к которому направил семейный врач;

- стационарную;

- паллиативную медпомощь - обслуживание неизлечимых болезней (обезболивание, помощь семьям пациентов, поддержка жизнедеятельности, уход за пациентом), в том числе мобильные паллиативные службы;

- медицинскую реабилитацию;

- медицинскую помощь в связи с родами;

- реимбурсацию лекарственных средств (программа "Доступные лекарства").

В госбюджете-2020 на все это предусмотрено 72 миллиарда гривен.

ZN.UA попробовало разобраться в том, что ожидает пациентов, медицинские учреждения и врачей в связи с изменениями; изложить основное в инфографике, дав к каждой из них перечень полезных ссылок.

Пациенты должны знать, что входит в программу медицинских гарантий, состоящую из 26 пакетов, а что - нет, чтобы по ошибке не ожидать от реформы лишнего и не пропустить надлежащего. Врачи должны научиться защищать свои права с помощью коллективных трудовых договоров и участия в комиссиях по выбору главного врача учреждения, в котором работают. А главным врачам, в свою очередь, придется стать эффективными менеджерами. Прежде всего от их управленческих решений будет зависеть то, насколько успешно их учреждения пройдут непростой процесс обкатки реформой и смогут предоставлять качественные услуги. Ведь именно от качества и количества услуг зависит то, придет ли в учреждение пациент (который теперь получает право свободно выбирать больницы не только первичного звена, но и вторичного и третичного), а с ним - и деньги.

Проблемы и недоразумения, конечно, будут. О них нужно говорить конструктивно и задавать вопросы Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ), чтобы с учетом уже практического опыта была возможность что-то корректировать. Паника всегда падает на благодатную почву либо полного отсутствия необходимых коммуникаций, либо их недопустимой корявости. К сожалению, со стороны Министерства здравоохранения в отношении второго этапа реформы мы видим и первое, и второе.

Пациентам

Елизавета Чижик, ZN.UA

Елизавета Чижик, ZN.UA

Полезные ссылки

1.Закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения".

2. Перечень платных услуг, которые могут предоставлять государственные и коммунальные учреждения здравоохранения.

3. Со спецификацией предоставления и условиями закупки медицинских услуг можно ознакомиться здесь.

4. С описанием всех 26 медицинских пакетов можно ознакомиться в "Порядке реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году", утвержденном постановлением Кабмина №65 от 5 февраля 2020 года.

5. Постановление Кабмина №152 от 17 марта 2017 года "Об обеспечении доступности лекарственных средств".

Больницам и врачам

Реформа изменяет принцип финансирования медицинских услуг. Источников финансирования больницы теперь несколько, в том числе за услуги, - от НСЗУ либо из местных бюджетов в пределах программ на здравоохранение. За счет средств местных бюджетов оплачиваются коммунальные услуги, приобретение оборудования, ремонты и реконструкции помещений. Для того чтобы зайти в реформу, больница должна отвечать следующим критериям - автономизация, компьютеризация и выбор медицинской информационной системы (МИС), спецификации к контракту. Оплата за предоставленную услугу или пролеченный случай происходит на основании электронных данных, которые больница подает в центральную базу данных. Если возможности передавать эти данные нет, то, соответственно, и невозможно проводить оплату, а следовательно, законтрактовать такое учреждение.

У каждого учреждения есть владелец. Если он не подготовил учреждение к контрактованию с НСЗУ, то будет вынужден содержать его сам. Потому что из госбюджета дополнительных средств на это он не получит. Другого варианта нет. Закрыть такие учреждения не могут, это запрещено Конституцией.

Елизавета Чижик, ZN.UA

Елизавета Чижик, ZN.UA

На программу медицинских гарантий-2020 в бюджете заложено 72 миллиарда гривен. Это, очевидно, немного, учитывая то, что в Законе "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения" сказано, что именно на Программу медгарантий должно выделяться не менее 5% ВВП, и эти расходы являются защищенными статьями бюджета.

Оплата услуг специализированной помощи намного сложнее первичного звена и напрямую зависит от качества предоставленных услуг, так что ожидать существенного улучшения условий и повышения зарплат автоматически и мгновенно точно не следует. Для этого главный врач учреждения должен стать хорошим менеджером, который может эффективно управлять учреждением, минимизировать лишние затраты и создать такие условия, чтобы пациент в эту больницу пришел. Но у нас главных врачей этому до сих пор никто не учил. Так что будет непросто. Хотя успешные примеры есть - в Ковельском горрайонном территориальном медицинском объединении некоторые высококвалифицированные врачи получают зарплаты, сравнимые с зарплатами, например, польских врачей.

Врачи, прежде всего, ожидают изменений в заработной плате. Они должны понимать, что улучшение уровня зарплат сегодня - не предмет регулирования правительства, а решение главного врача и трудового коллектива. Поэтому для разрешения этого вопроса у врачей есть два инструмента - коллективный договор и участие в выборах руководителя учреждения.

Коллективный договор - это инструмент, с помощью которого врачи могут влиять на свою заработную плату. Если к этому отнестись серьезно, то может случиться так, как в некоторых учреждениях первичного звена, где подписали, чтобы что-то подписать, и в результате зарплата врачей не увеличилась. Есть случаи, когда семейные врачи в результате реформы "первички" начали получать более 30 000 гривен зарплаты, но есть и такие, когда врачи ведут огромное количество пациентов, а их зарплата не изменилась. Это - результат коллективного договора.

Полезные ссылки

1.Постановление Кабмина №410 от 25 апреля 2018 года "О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий".

2. Требования пакета медицинских гарантий.

3. Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году.

4. Перечень платных услуг.

5. Закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения".

6. Постановление Кабмина №1075 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении Методики расчетов стоимости услуги по медицинскому обслуживанию".

7. Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденный постановлением Кабмина №65 от 5 февраля 2020 года.

8. Постановление Кабмина №1094 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении Порядка проведения конкурса на занятие должности руководителя государственного, коммунального учреждения здравоохранения".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме