Медицинская реформа-2020: что нужно знать?

22 февраля, 09:00 Распечатать Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля

Что ожидает пациентов, медицинские учреждения и врачей в связи с изменениями.

С 1 апреля 2020 года существенные изменения ожидают учреждения здравоохранения "вторички" и "третички", то есть те, которые предоставляют специализированную (городские, районные больницы) и высокоспециализированную (областные больницы и центры) медпомощь.

Украинцы получат бесплатный гарантированный пакет медуслуг по Программе медицинских гарантий (ПМГ), которая включает:

— первичную помощь;

— экстренную;

— амбулаторно-поликлиническую — услуги профильного врача, к которому направил семейный врач;

— стационарную;

— паллиативную медпомощь — обслуживание неизлечимых болезней (обезболивание, помощь семьям пациентов, поддержка жизнедеятельности, уход за пациентом), в том числе мобильные паллиативные службы;

— медицинскую реабилитацию;

— медицинскую помощь в связи с родами;

— реимбурсацию лекарственных средств (программа "Доступные лекарства").

В госбюджете-2020 на все это предусмотрено 72 миллиарда гривен.

ZN.UA попробовало разобраться в том, что ожидает пациентов, медицинские учреждения и врачей в связи с изменениями; изложить основное в инфографике, дав к каждой из них перечень полезных ссылок.

Пациенты должны знать, что входит в программу медицинских гарантий, состоящую из 26 пакетов, а что — нет, чтобы по ошибке не ожидать от реформы лишнего и не пропустить надлежащего. Врачи должны научиться защищать свои права с помощью коллективных трудовых договоров и участия в комиссиях по выбору главного врача учреждения, в котором работают. А главным врачам, в свою очередь, придется стать эффективными менеджерами. Прежде всего от их управленческих решений будет зависеть то, насколько успешно их учреждения пройдут непростой процесс обкатки реформой и смогут предоставлять качественные услуги. Ведь именно от качества и количества услуг зависит то, придет ли в учреждение пациент (который теперь получает право свободно выбирать больницы не только первичного звена, но и вторичного и третичного), а с ним — и деньги.

Проблемы и недоразумения, конечно, будут. О них нужно говорить конструктивно и задавать вопросы Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ), чтобы с учетом уже практического опыта была возможность что-то корректировать. Паника всегда падает на благодатную почву либо полного отсутствия необходимых коммуникаций, либо их недопустимой корявости. К сожалению, со стороны Министерства здравоохранения в отношении второго этапа реформы мы видим и первое, и второе.

Пациентам

 

Инфографика по медреформе 3
Елизавета Чижик, ZN.UA

Инфографика по медреформе 4
Елизавета Чижик, ZN.UA

Полезные ссылки

1.Закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения".

2. Перечень платных услуг, которые могут предоставлять государственные и коммунальные учреждения здравоохранения.

3. Со спецификацией предоставления и условиями закупки медицинских услуг можно ознакомиться здесь.

4. С описанием всех 26 медицинских пакетов можно ознакомиться в "Порядке реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году", утвержденном постановлением Кабмина №65 от 5 февраля 2020 года.

5. Постановление Кабмина №152 от 17 марта 2017 года "Об обеспечении доступности лекарственных средств".

Больницам и врачам

Реформа изменяет принцип финансирования медицинских услуг. Источников финансирования больницы теперь несколько, в том числе за услуги, — от НСЗУ либо из местных бюджетов в пределах программ на здравоохранение. За счет средств местных бюджетов оплачиваются коммунальные услуги, приобретение оборудования, ремонты и реконструкции помещений. Для того чтобы зайти в реформу, больница должна отвечать следующим критериям — автономизация, компьютеризация и выбор медицинской информационной системы (МИС), спецификации к контракту. Оплата за предоставленную услугу или пролеченный случай происходит на основании электронных данных, которые больница подает в центральную базу данных. Если возможности передавать эти данные нет, то, соответственно, и невозможно проводить оплату, а следовательно, законтрактовать такое учреждение.

У каждого учреждения есть владелец. Если он не подготовил учреждение к контрактованию с НСЗУ, то будет вынужден содержать его сам. Потому что из госбюджета дополнительных средств на это он не получит. Другого варианта нет. Закрыть такие учреждения не могут, это запрещено Конституцией.

Инфографика по медреформе 1
Елизавета Чижик, ZN.UA

Инфографика по медреформе 2
Елизавета Чижик, ZN.UA
 

На программу медицинских гарантий-2020 в бюджете заложено 72 миллиарда гривен. Это, очевидно, немного, учитывая то, что в Законе "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения" сказано, что именно на Программу медгарантий должно выделяться не менее 5% ВВП, и эти расходы являются защищенными статьями бюджета.

Оплата услуг специализированной помощи намного сложнее первичного звена и напрямую зависит от качества предоставленных услуг, так что ожидать существенного улучшения условий и повышения зарплат автоматически и мгновенно точно не следует. Для этого главный врач учреждения должен стать хорошим менеджером, который может эффективно управлять учреждением, минимизировать лишние затраты и создать такие условия, чтобы пациент в эту больницу пришел. Но у нас главных врачей этому до сих пор никто не учил. Так что будет непросто. Хотя успешные примеры есть — в Ковельском горрайонном территориальном медицинском объединении некоторые высококвалифицированные врачи получают зарплаты, сравнимые с зарплатами, например, польских врачей.

Врачи, прежде всего, ожидают изменений в заработной плате. Они должны понимать, что улучшение уровня зарплат сегодня - не предмет регулирования правительства, а решение главного врача и трудового коллектива. Поэтому для разрешения этого вопроса у врачей есть два инструмента - коллективный договор и участие в выборах руководителя учреждения.

Коллективный договор - это инструмент, с помощью которого врачи могут влиять на свою заработную плату. Если к этому отнестись серьезно, то может случиться так, как в некоторых учреждениях первичного звена, где подписали, чтобы что-то подписать, и в результате зарплата врачей не увеличилась. Есть случаи, когда семейные врачи в результате реформы "первички" начали получать более 30 000 гривен зарплаты, но есть и такие, когда врачи ведут огромное количество пациентов, а их зарплата не изменилась. Это - результат коллективного договора.

Полезные ссылки

1.Постановление Кабмина №410 от 25 апреля 2018 года "О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий".

2. Требования пакета медицинских гарантий.

3. Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году.

4. Перечень платных услуг.

5. Закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения".

6. Постановление Кабмина №1075 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении Методики расчетов стоимости услуги по медицинскому обслуживанию".

7. Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденный постановлением Кабмина №65 от 5 февраля 2020 года.

8. Постановление Кабмина №1094 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении Порядка проведения конкурса на занятие должности руководителя государственного, коммунального учреждения здравоохранения".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно