КОМПЬЮТЕР ДЛЯ ГЛАЗ — НЕ ПОДАРОК

27 августа, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 27 августа-3 сентября

Изобретатели книгопечатания, сами того не сознавая, впервые поставили перед человечеством проблему взаимоотношения глаз и так называемого плоского изображения...

Изобретатели книгопечатания, сами того не сознавая, впервые поставили перед человечеством проблему взаимоотношения глаз и так называемого плоского изображения. С появлением телевизора, компьютера и электронных игрушек типа «тетриса» конфликт между органом зрения, созданным эволюцией для ориентации в живой природе, и искусственными картинками стал проявляться все больше.

Дело в том, то плоское изображение не требует для своего восприятия качественного бинокулярного зрения. То есть человек может с одинаковым успехом работать на компьютере, пользуясь и двумя, и одним глазом. Этим и пользуется наша центральная нервная система - в случае, когда двумя глазами смотреть становится физиологически дорого, она один из них просто выключает из работы. И мы незаметно для себя становимся эдакими одноглазыми пиратами.

Со стороны организма это вынужденная приспособительная реакция на тяжелую ситуацию. Причем глаз отключается независимо от желания его хозяина. Только спустя какое-то время мы может почувствовать неприятную резь, жжение в глазах, головную боль. После окончания работы у взрослого нормальное объемное зрение обычно восстанавливается.

Этот механизм приспособления человека к работе с плоским изображением обнаружили ученые Харьковского медицинского университета при обследовании большого количества операторов в динамике зрительного труда.

- Мы разработали специальные методики, позволяющие документированно подтвердить этот феномен, - рассказывает руководитель работ, доктор биологических наук Марина Кочина. - В эксперименте операторы ЭВМ в течение нескольких часов выполняли обычное производственное задание. А до работы и после работы мы их фотографировали в специальном поляризованном свете. Эти снимки и выявили особенности настройки зрительного аппарата при работе на компьютере. Так, обычно у одного из глаз хрусталик был более выпуклым, зрачок - суженным, а ось самого глазного яблока повернута несколько внутрь. Это все характерные признаки зрительной работы на близком расстоянии. Но в это же время у другого глаза эти признаки не наблюдались!

После рабочего дня разница довольно быстро исчезает. Но у некоторых людей она со временем закрепляется, и один глаз отключается совсем, постепенно теряя зрение. Развивается амблиопия. У детей жалоб на самочувствие из-за длительного сидения у экрана обычно нет. Но асимметрия в зрительной системе наблюдается все равно. Глаз, выключаемый из акта зрения, детренируется и постепенно начинает терять зрение. При обследовании школьников харьковские ученые не раз наблюдали этот феномен. Причем, и у взрослых, и у детей система выбирает для отключения худший для данной ситуации глаз. Чаще всего это левый.

Если детскую амблиопию заметить сразу и начать ребенка лечить (что и долго, и сложно, и по нынешним временам дорого), то, возможно, ему удастся вернуть полноценное зрение. Но чем дольше существует это нарушение незамеченным и не леченным, тем меньше шансов его исправить. А одноглазый человек- это сразу и ограничения в выборе профессии, и другие неприятности.

Конечно, так плачевно обстоят дела не у всех.

- Достаточно много и взрослых, и детей имеют хорошие зрительные системы, сформированные в условиях оптимальной нагрузки на фоне хорошей наследственности, - говорит Марина Леонидовна. - Они могут без какого-либо ущерба работать со всякого рода плоскими изображениями. Разумеется, при условии соблюдения всех гигиенических требований. То есть при нормальном освещении, нормальном рабочем месте, нормальном мониторе или полиграфии. Но все-таки самое главное - здоровая зрительная система. Ведь даже компьютерные игры могут быть отнесены к точным зрительным работам, на которые должен производиться тщательный отбор по зрению. У нас же за мониторами оказались все, кому не лень.

Нужно заметить, что в случае с компьютерными играми в действие мощно вступает еще один фактор - нервная система. Вместе с офтальмологами работали невропатологи и психиатры, которым впервые удалось не просто заметить отрицательное воздействие виртуальных игрушек на ребенка, но и измерить его величину. У большой группы школьников с помощью известного метода Накатани они определяли суммарный энергетический уровень организма и показатели энергетического дисбаланса отдельных меридианов до и после сорокаминутной игры в известную «стрелялку» Doom II.

Как известно, эта популярная игра имеет ярко выраженный агрессивный характер, построена на неожиданностях, которые заставляют непрерывно отслеживать плоскость всего экрана и вызывают ускорение зрительно-моторной реакции, а значит, и нервно-эмоциональное напряжение.

Оказалось, что всего через сорок минут у подростков общий энергетический уровень снижается, а разбалансировка всей энергетической системы в целом резко возрастает. При этом идет нагнетание тревожности из-за жесткого временного режима принятия решений. Так называемого навязанного темпа. Это типичная стрессовая ситуация со всеми ее отрицательными последствиями, которая создается добровольно! И при этом не разряжается двигательной активностью, как в обычных играх или спорте! Это очень пагубно для детского организма.

- Между тем в Харькове, как и в других городах Украины, существует огромное количество коммерческих компьютерных залов, где никто не контролирует, кто, сколько и во что играет, - говорит Марина Леонидовна. - У некоторых детей возникает настоящая наркотическая зависимость со всеми ее признаками, мы таких наблюдали. Нужно заметить, правда, что не все виртуальные игрушки действуют одинаково отрицательно на нервную систему. Сейчас мы хотим пропустить разные типы игр через наши методики. Тогда станет возможным впервые создать их классификацию именно с точки зрения воздействия на разные системы организма.

- Родители, прежде чем купить ребенку «тамагочи» или «тетрис», подумайте, что вы делаете! - призывают харьковские ученые. - Ведь они даже не сертифицированы как оптические устройства! «Тетрис», например, отнесли к ...калейдоскопам. А ведь размер символов там всего 2 на 2 миллиметра! Да еще на сером фоне. В то время, как для первоклассников, например, буквы должны быть не меньше 10 миллиметров. Конечно, у здорового ребенка компьютерная игра в течение 15-20 минут не вызовет каких-либо нарушений. Но игры-то рассчитаны на гораздо большее время... И далеко не у всех детей здоровые глаза... Обследуйте своего ребенка, пусть врачи определят, есть ли у него проблемы со зрительной системой, каков его нервный статус. А потом уже делайте свой выбор! Наше анкетирование показало, что как раз у многих детей с «проблемными» глазами есть дома «тетрис», компьютер или приставка, дающие непосильную для них зрительную нагрузку.

Японские и американские ученые заметили также, что распространение компьютеров привело к увеличению числа тучных детей из-за гиподинамии, повышенной склонности к простудным заболеваниям, понижения иммунитета и нервно-психологических проблем, из-за ухода от реальности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно