ИНТЕРВЕНЦИЯ — ПУТЬ... К СВОБОДЕ

Поделиться
… В круге — пятнадцать юношей и девушек. Психолог Оксана Волуйко предлагает ребятам поиграть. Каждому раздают 12 листиков...

… В круге — пятнадцать юношей и девушек. Психолог Оксана Волуйко предлагает ребятам поиграть. Каждому раздают 12 листиков. На четырех нужно написать по названию любимых блюд, на остальных — перечислить четыре увлечения и имена четырех самых близких и дорогих людей.

— А теперь давайте на минутку представим, что каждый из нас — человек, зависимый от психоактивного вещества, — обращается к ребятам Оксана. — Любая болезнь лишает чего-то: выберите, что ей отдать.

Дальше — больше. Болезнь требует новых жертв, юноши и девушки решают, с чем расстаться на этот раз. «А потом, — продолжает психолог, — болезнь отнимает то, что сама считает нужным отнять». И Оксана, не глядя, лишает ребят еще нескольких символических листочков. Казалось бы, все прекрасно понимают, что происходящее — всего лишь игра, но…

— Болезнь забрала у меня всех близких, и я ощутил себя по-настоящему одиноким, — с некоторым удивлением признается один паренек.

— А я почувствовал страх, что это действительно когда-нибудь может случиться, — вторит ему другой.

— Выбор сделать куда легче, нежели смириться с неизбежной потерей, — замечает вдруг посерьезневшая девушка.

— К сожалению, — резюмирует психолог, — болезнь не выбирает, что именно забрать у человека. Но рано или поздно она лишает его всего самого дорогого и важного.

— Различные превентивные мероприятия, проходящие под девизом «Пьянству — бой» и «Скажи «нет» наркотикам», для нас привычны, — говорит главный нарколог МЗ Украины и г. Киева, директор Киевской наркологической больницы «Социотерапия» Анатолий Виевский. — Во всех учебниках советских времен подчеркивалось: наша медицина должна быть профилактической. Насколько эффективным был ее упредительный удар, общеизвестно.

Можно считать, что, занимаясь лечением человека, имеющего алкогольные или наркотические проблемы, ты в какой-то мере занимаешься профилактикой поведенческих и социальных осложнений, связанных с употреблением пациентом психоактивных веществ. Но лечение — это почти всегда большие финансовые расходы, непредвиденность результатов и т.п. Профилактические же программы, реализуемые в так называемой здоровой среде и даже в контингентах повышенного риска, намного эффективнее и выгоднее лечебных.

В советские времена все врачи обязаны были прочитать за месяц минимум две лекции на антиалкогольную тематику. Во что это превращалось, напоминать не буду. Только подчеркну: врачей никто никогда не учил читать лекции. А ведь это тоже нужно уметь. Еще одно слабое звено профилактики такого рода — работа с абсолютно недифференцированным, многочисленным контингентом.

Из-за неопределенности аудитории, целей, механизма проверки полученных результатов к понятию «профилактика» стали относиться как минимум с недоверием, а саму проблему попросту заговорили. Практические же мероприятия сводились к элементарному запугиванию: давайте покажем наркоманов с вывалившимися зубами или окончательно опустившихся алкоголиков. Но ведь преимущественное их большинство отнюдь не допивается до подзаборного состояния, а у львиной доли наркоманов — все зубы на месте, и вообще по внешним признакам вычленить их из толпы неспециалисту весьма затруднительно… Такое смещение акцентов, по сути, уход от решения проблемы, умноженное на политический заказ (возьмем хотя бы небезызвестную кампанию 1985 года), стало причиной полной оторванности от жизни и, следовательно, неэффективности работы, именуемой профилактической.

Во всем мире такая деятельность направлена в иное, более практическое русло. Там проблема здоровья была переосмыслена в первую очередь как социальная. Подсчитав деньги, западное общество пришло к выводу: профилактические программы, во-первых, гораздо дешевле лечения, во-вторых, быстрее дают контролируемый результат. Несколько обязательных условий — дифференцированный контингент «профилактируемых» и соответствующий инструментарий. Вопрос инструментария очень важен: если не лекции, то что? Постепенно мир убедился в максимальной эффективности интерактивных учебных программ — тренингов, которые и стали главным средством любой профилактической работы.

Со временем появилась специальная технология под названием «краткие профилактические интервенции». Жизнь показала: овладеть ими могут не только медики или просвещенцы, но и представители любых иных профессий. Такие интервенции продолжительностью от пяти до сорока минут стали распространенным инструментом антинаркотической и антиалкогольной работы в десятках стран мира.

Уже семнадцать лет в столице Украины работает «Социотерапия» — первое в СССР, первое среди постсоветских и многих стран Восточной Европы медицинское учреждение, успешно внедряющее в жизнь реабилитационные программы для алко- и наркозависимых. На новые рельсы перевели «социотерапевты» и профилактическую работу. В итоге, изучив зарубежный опыт и обогатив его собственными наработками, киевляне создали несколько модельных программ, на практике продемонстрировали их эффективность, чтобы в перспективе экстраполировать на отрасль, город, регион, страну.

— Наши пациенты — обычные люди, живущие от срыва до срыва нормальной жизнью, — объясняет Анатолий Николаевич. — Те же наркоманы, находящиеся в активной зависимости, являются абсолютно правомочными и дееспособными членами общества. И все они, скажем, заболев гриппом, обращаются не в наркологическое учреждение, а в обычную поликлинику. Врачи этих учреждений так или иначе говорят с пациентами на алкогольно-наркотические темы. Так почему бы, подумали мы, не обучить медиков технологии кратких интервенций?

В декабре 2002 года на базе двух столичных медучреждений — поликлиники семейного врача «Русановка» и детской клинической больницы №4 Соломенского района — впервые в мировой практике стартовал столь масштабный эксперимент. Его цель — изучить реальные возможности привлечения к антинаркотической и антиалкогольной профилактической работе педиатров, семейных и участковых врачей.

— Почему мы решили начать именно с медиков? Увы, очень немногие из них имеют надлежащие знания по данным вопросам и умеют грамотно говорить с пациентами на темы алкоголя и наркотиков, — констатирует заведующая информационно-аналитическим отделом «Социотерапии» Елена Зимина. — А ведь это — нонсенс... Руководство «Русановки» и детской клинической больницы №4 поддержало наше начинание. Мы создали группы по 15—16 человек и начали с ними работать. Таким образом, фактически все врачи (около 120 человек) вышеупомянутых медучреждений приняли участие в трех полутора-двухчасовых тренингах. С наиболее активными впоследствии провели трехдневные углубленные занятия, предусматривающие обучение определенным психологическим приемам: как разговаривать с пациентами на темы алкоголя—наркотиков, общаться с родителями проблемных подростков, какие могут быть вопросы и как на них отвечать.

На третью, заключительную, тоже трехдневную тренинговую «ступень» отобрали восьмерых. (Эти лучшие из лучших впоследствии примерили на себя тренерские «мундиры» и на «отлично» провели обучение младшего и среднего персонала своих клиник.) Но подошло лето, «социотерапевты» и их подопечные на время расстались. Осенью оказалось, что посеянные семена дали хорошие всходы. Медики наперебой рассказывали, как пригодились им полученные на тренингах знания, и высказали желание дальше работать по этой программе. Хотя, заметьте, никто никого не принуждал принимать участие в тренингах, каждый это решал для себя сам. Кстати, напрочь отсутствовала и какая-либо материальная заинтересованность — никому из «тренирующихся» не обещали увеличения зарплаты. Но оказалось, что возможность повысить свой профессиональный уровень, стать более полезным своим пациентам и в наше прагматичное время — отнюдь не пустой звук.

— Благодаря тренингам я стал совершенно по-другому воспринимать проблемы наркомании и алкоголизма, — делится заведующий отделением семейной медицины поликлиники семейного врача «Русановка», тренер по антинаркотической и антиалкогольной работе Владимир Кривенок. — Очень сложно рассказать, как именно происходила эта трансформация сознания, — такое нужно пережить. Ведь понимание приходит не только через информацию, но и через ощущения: порой нужно почувствовать то, что чувствует зависимый человек. Именно тренинг дает такую возможность. Теперь я знаю, что наркомания или алкоголизм не просто медицинская, а биопсихосоциальная проблема. Что ее решение должно быть комплексным и зависит не только от медиков, но и от психологических, социальных условий, в которых живет человек. Новое, более широкое понимание проблемы рождает новое отношение к зависимым людям, дает возможность более правильно с ними работать. Ведь иногда для успешной профилактики достаточно грамотно построенной беседы. Для того же, чтобы правильно провести такой разговор, необходимы определенные психологические навыки. К сожалению, немногие из врачей (кроме специалистов) владеют приемами практической психологии. Врач общей практики мало знает о наркотических веществах, провоцируемых ими эффектах, признаках наркотического опьянения и т.д. Безусловно, я не занимаюсь лечением алкоголизма и наркомании. Но, скажем, натолкнуть человека на нужную мысль, подсказать, что нужно вовремя обратиться к специалисту, могу. Право пациента — следовать моим советам или нет. Но именно от меня, от того, насколько грамотно я проведу свою работу, во многом зависит, примет ли человек правильное решение.

За несколько месяцев до медицинского эксперимента началась реализация проекта по профилактике употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи. Плацдармом для его «обкатки» вызвалась стать Национальная академия внутренних дел Украины. Первыми «потренироваться» решили руководители вуза. Об успешности антинаркотическо-антиалкогольного старта свидетельствует последовавшее «добро» на проведение аналогичных занятий с преподавательским составом и курсантами одного из институтов этого высшего учебного заведения.

— Выработать у курсантов иммунитет против наркотиков и злоупотребления алкоголем — вот к чему мы стремились, — рассказывает начальник Учебно-научного института подготовки кадров оперативных служб милиции Национальной академии внутренних дел Украины, полковник милиции Виталий Горбачевский. — Начали с преподавателей и командиров. Сегодня многие из них сами выступают в качестве тренеров и проводят профилактические занятия. И, должен сказать, небезуспешно: в этом году у нас не было ни одного неприятного случая такого рода. Еще один несомненный плюс антинаркотических и антиалкогольных тренингов в том, что они ориентируют курсантов, как нужно относиться к людям, зависимым от психоактивных веществ. Убежден, в будущем, сталкиваясь с такими людьми при исполнении служебных обязанностей, наши выпускники поведут себя грамотно, адекватно и, несомненно, гуманнее.

Курсанты тренинги восприняли… Впрочем, обратимся непосредственно к наиболее характерным их отзывам: «Сначала отнесся к мероприятию скептически, но оказалось интересно. Спасибо»; «Длинно, но не скучно и довольно интересно»; «Не жалею! Доволен!»; «Такие программы нужно проводить, набирая новые группы»; «Узнал довольно много нового. Понравилась форма проведения занятия». К слову, в следующем учебном году антинаркотические и антиалкогольные тренинги войдут в программу занятий Национальной академии внутренних дел Украины, соответствующим образом изменится и содержание всех учебных программ.

Сейчас «социотерапевты» зондируют почву в Национальном медуниверситете и Национальном педуниверситете на предмет внедрения и в этих вузах аналогичных проектов. А тем временем стартовала программа «Профилактика употребления психоактивных веществ в общеобразовательных заведениях города» — совместное начинание столичных систем здравоохранения и образования. Ее идея такова. В городе функционируют 515 школ. Из них 320 имеют школьных психологов и учителей валеологии. Всего — где-то 360 специалистов. Сотрудники киевской наркологической службы отберут из их числа и обучат будущих тренеров. Затем каждый из них проведет около двадцати тренингов — передаст свои знания, касающиеся прежде всего методики кратких профилактических интервенций, остальным коллегам. В итоге получим 360 обученных специалистов, которые вернутся в 320 школ. Новоиспеченным тренерам немного поменяют график работы: скажем, они обязательно будут работать в родительский день. Таким образом в городе откроются 320 бесплатных анонимных пунктов консультирования и психологической помощи для родителей и детей.

— Мы стремимся постепенно сформировать сеть сплошного информирования, — подытоживает А.Виевский. — Ведь, получая из разных мест разную информацию, тот же подросток формирует свою, отдельную и нередко ошибочную точку зрения. Когда же он отовсюду — от родителей, школьных педагогов, семейного врача, старшего брата — получит одинаковую информацию, он не подвергнет ее сомнению. То есть, если информационный поток сформирован правильно, неизбежно возникнет так называемый коммулятивный профилактический эффект. И международный опыт наглядно демонстрирует его действенность. Например, у шведов очень эффективной была антитабачная кампания: благодаря ей миллион граждан этой страны бросили курить. Соцопрос подтвердил, что отправной точкой для принятия такого решения была именно профилактическая информация.

P.S. Порой кажется, что наша жизнь — сплошная борьба с проблемами. День ото дня нерешенных вопросов становится все больше плюс вчерашние более-менее мелкие неурядицы набирают вес и перерастают в масштабные «долгострои». И, заметьте, погрязая в процессе преодоления препятствий, факт достижения цели иногда вовсе и не преследуется. Попросту кому-то выгодно само «путешествие». Особенно часто принципом «главное — не победа, а участие» руководствуются реализаторы всевозможных проектов и программ. Нашумят, напиарят и… в общем-то все. Куда меньше тех, кто (к слову, не поднимая вокруг своей работы никакой шумихи) на деле доказывает: проблемы решаемы. Даже самые сложные. Причем, как показывает практика, для этого не требуется много денег — лишь профессиональный подход к делу и желание изменить жизнь к лучшему. Не только свою, но и вокруг себя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме