Коэффициент умственного развития (IQ), который в западных школах замеряют также педантично, как рост и вес учащихся, оказывает существенное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Вне зависимости от вопроса целесообразности такого влияния ученые давно уже ведут ожесточенную дискуссию по вопросу о том, что же оказывает наибольшее влияние на сам этот коэффициент - наследственность или обучение?
Свою лепту в решение этой проблемы внес Роберт Пломин из Лондонского института психиатрии. Он не стал мудрствовать лукаво и ставить хитроумные эксперименты, а решил попробовать узнать ген гениальности, что называется, в лицо. Для этого он взял образцы наборов хромосом лондонских студентов, чья гениальность не вызывала ни у кого сомнения, и начал сравнивать их внешний вид с хромосомными наборами людей с самыми средними или даже низкими IQ. Особое внимание он уделил 6 хромосоме (просто потому, что благодаря своему наиболее структурированному строению она наиболее хорошо изучена). После того, как определенный ген таки привлек внимание ученого, была проведена следующая стадия исследования по выявлению гена гениальности.
Д-р Пломин с коллегами отобрали две группы детей в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих в окрестностях Кливленда. В каждой группе было по 51 ребенку, причем в первой средний IQ составлял 136 единиц, а во второй - 103. Так вот у детей из первой группы ген, так понравившийся д-ру Пломину, встречался в два раза чаще, чем у детей второй группы - в 32% против 16%.
Правда, сам д-р Пломин возражает против того, чтобы называть данный ген геном гениальности. Уже последующие эксперименты позволили установить, что 23% детей со средними показателями IQ имеют этот ген, тогда как 54% гениев отлично обходятся без него.
И тем не менее установленный д-ром Пломином факт вызвал большой интерес со стороны ученых. Ген, о котором идет речь, расположен в 5 аллели 6 хромосомы и называется IGF2R (рецептор инсулиноподобного фактора роста 2). Он отвечает за связывание инсулиноподобных гормонов с рецепторами клеточной мембраны. Такие гормоны в некоторых случаях вызывают усиленный рост клетки, а иногда доводят клетку до самоубийства. В том случае, если речь идет о клетках головного мозга, связь такой «режиссерской» работы с умственными способностями очевидна. Тем более, что ученые из Национального института здоровья установили, что инсулин способен стимулировать рост нервных волокон. А гистологические исследования тех областей мозга крыс, которые ответственны за память и обучение, выявили громадную концентрацию там рецепторов инсулина.
В то же время и скепсиса в оценках открытия д-ра Пломина тоже достаточно. Прежде всего обнаруженная особенность может оказаться чисто этнической. Кроме того, очевидна необходимость поискать «грибы не только под фонарем, где светло, но и там, где они могут расти» - то есть изучить и все остальные хромосомы. И все же новое направление психофизиологии уже создано, и даже есть некоторые предложения прикладного характера: скорее всего, действие этого гена (в случае его подтверждения) максимально проявляется на эмбриональной стадии, так что возможно, имеет смысл тестирования хромосом плода за два месяца до рождения на предмет коррекции соответствующего снабжения клеток мозга инсулинопободными гормонами.