Как быть потребителю медицинских услуг, если при лечении больного врач допустил ошибку, повлекшую за собой тяжелые последствия для здоровья? Есть ли какая-то компенсация за моральные и физические страдания пациента и как она определяется?
Ответственность за причиненный пациенту ущерб несут поликлиника, больница или фирма, в которой работает врач. В практике российских адвокатов есть уже несколько выигранных судебных дел по данному вопросу. Что интересно: замечено, чаще всего конфликты возникают при оказании стоматологической помощи. Украинская ассоциация потребителей впервые в своей судебной практике подала такой иск в один из районных судов столицы. До сих пор судебные процессы, которые, кстати сказать, ассоциация выигрывала, были связаны с некачественным ремонтом телеаппаратуры, пошивом одежды, прочих бытовых услуг.
Но вернемся к последнему иску, касающемуся услуг медицинских. История его следующая: Татьяна Александровна Борисова решила подлечить зубы в хозрасчетной стоматологической поликлинике. Сделала рентгеновский снимок, однако ошибочно доктор удалил коронку со здорового зуба. Мирным путем (а в этом случае нужно написать претензию на имя главврача поликлиники) конфликт решить не удалось, и тогда пострадавшая решила призвать на помощь правосудие. При этом, подсказали ей в ассоциации потребителей, она вправе требовать не только возврата уплаченной за «лечение» суммы — она мала по сравнению с физическими и нравственными страданиями, — а компенсации морального вреда. Это записано в соответствующих документах — «Законе о защите прав потребителей» и основах законодательства Украины «Об охране здоровья». Закон не указывает, в какой денежной сумме должны быть компенсированы страдания потребителя, — это можно оценить только в результате подробного анализа ситуации, включая тестирование. В данном случае моральный ущерб оценен в 150 миллионов карбованцев.
А теперь совет от Украинской ассоциации потребителей: фиксируйте все свои обращения к врачам, которые будут исправлять ошибки своих коллег. Пусть каждое из обращений будет оформлено справкой с подписями и печатями. К исковому заявлению нужно приложить копии всех документов, которые, по вашему мнению, помогут суду найти истину и вынести правильное решение.
От редакции. С Татьяной Борисовой и ее адвокатом вы можете встретиться в телевизионной передаче «Полдень» в рубрике «Спрашивайте — отвечаем», которая выйдет в эфир 10 октября с 12 до 13 часов по УТ-1.