ДОК, А У ВАС ЕСТЬ ЛИЦЕНЗИЯ? - Здоровье - zn.ua

ДОК, А У ВАС ЕСТЬ ЛИЦЕНЗИЯ?

14 июля, 2000, 00:00 Распечатать

Глубокие сомнения в компетентности некоторых наших эскулапов лично у мена возникли еще в далеком детстве...

Глубокие сомнения в компетентности некоторых наших эскулапов лично у мена возникли еще в далеком детстве. Расскажу почему. В четвертом классе я заболела: лежу, скрючившись в кровати, и не могу даже пошевелиться из-за дикой боли в животе. Приезжает педиатр, задает пару стандартных вопросов, делает беглый осмотр и ставит диагноз — ОРВИ. Через пару дней мне становится еще хуже. И снова та же участковая ставит прежний диагноз. Еще через день или два родители, не на шутку напуганные моим состоянием, опять вызывают доктора. На этот раз приехал другой специалист и тут же определил, что у меня типичнейшая... болезнь Боткина — в просторечии желтуха.

Эту историю я вспомнила неспроста. Ведь подобный случай, к сожалению, не относится к разряду чего-то из ряда вон выходящего. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался если не с вопиющей безграмотностью некоторых отечественных медиков, так с низким уровнем их профессионализма. А ведь даже одна паршивая овца все стадо портит. Побывав в руках врача-недоучки, человек начинает сомневаться в профпригодности всех докторов. В результате кредит доверия к медработникам падает, и пока по-настоящему не «припечет», наши сограждане стараются обходить больницы и поликлиники десятой дорогой. В итоге большинство людей попадает в поле зрения врачей, уже имея тяжелые формы заболевания. Столкнувшись однажды с горе-докторами, пациент вправе задаться вопросом: как же могло случиться, что человека, не усвоившего необходимый минимум знаний, могли допустить к практике? Как он мог сдать госэкзамены, если на поверку оказался профнепригодным? Только, пожалуй, гражданина действительно цивилизованной и высокоразвитой страны такие вопросы способны поставить в тупик. Мы же с вами прекрасно знаем, почему и за счет чего подобное иногда происходит. Но все не так уж безнадежно. По крайней мере, теперь у Украины появилась возможность «просеять» выпускников медвузов через «сито» лицензионных экзаменов, где ни личные симпатии педагога, ни пресловутое «телефонное право», ни финансовые возможности родителей не помогут.

Наша страна стала первой среди государств Восточной Европы и бывшего СССР, где внедряется национальная система медицинских лицензионных экзаменов. Подготовкой и проведением последних занимается созданный в январе 1999 г. в рамках проекта Tacis Bistro Центр тестирования профессиональной компетентности при Минздраве Украины — неприбыльная независимая организация.

О том, что такой центр необходим, говорить излишне. Тем более сейчас, когда проблема объективного оценивания профессиональных знаний и навыков учащихся еще более обострилась из-за внедрения в систему высшего образования рыночных отношений. Ведь в Украине сегодня около 56% студентов медицинских и фармацевтических специальностей учатся на условиях контрактной оплаты. Потом, независимо от того, какой вуз закончил молодой специалист, он обязан иметь хотя бы тот минимальный уровень знаний, без которого врач просто не может состояться и вообще таковым считаться.

Как было буквально до недавнего времени? Госэкзамены принимали те же, кто и учил (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Из-за существенных отличий в вузовских программах не было никакой возможности сравнить уровень подготовки выпускников разных учебных заведений. Потому и родилось решение: создать в Украине структуру, которая независимо от вуза выносила бы вердикт — достоин человек высокого звания врача или нет. Кстати, если кто-то, прочитав вышеизложенное, подумает: мол, опомнились только на восьмом году независимости, он очень ошибется. Создавался центр и его организационно-методическая база пять лет. К слову, учитывая массив проделанной работы, — это просто рекордный срок.

У Центра тестирования есть свой web-сайт, всем 24 медицинским вузам Украины переданы лазерные диски с полным набором ситуационных заданий, то есть создан огромнейший банк тестов, открытый для студентов. Ежегодно эксперты выбирают из него определенное количество заданий, которые и ложатся в основу лицензионного экзамена. Нынче технология последнего, как компонента государственных стандартов высшего образования, апробирована во всех медвузах Украины. С 1999-го лицензионный интегрированный экзамен по специальности «Стоматология» стал составляющей государственной аттестации. В текущем году к стоматологам присоединились и специалисты лечебного дела.

В будущем система лицензионных экзаменов будет состоять из трех этапов. Первый: интегрированный экзамен (фундаментальные дисциплины), который студенты сдают на IV курсе. В один день, в одно время во всех медвузах страны учащимся раздадут единые для всех тесты. По окончании экзамена письменные работы студентов опечатают и передадут в центр для компьютерного анализа. Буквально на следующий день вузы получат результаты. Такова технология и второго экзамена (клинические дисциплины). Его сдают выпускники. И наконец, третий этап, пребывающий сейчас в стадии разработки. Это лицензионный экзамен для заканчивающих интернатуру, медучилища и колледжи.

Естественно, сама по себе деятельность Центра тестирования не решит всех проблем, связанных с подготовкой отечественных медиков. Поэтому внедрение новой системы оценивания требует прежде всего, кардинальной перестройки образовательной философии, подчеркнула на пресс-конференции, посвященной презентации центра и его достижений за год существования, первый заместитель министра здравоохранения Украины Ольга Бобылева. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. В нашей стране внедрена ступенчатая система подготовки будущих врачей. Как и во многих государствах, ни один выпускник медвуза сразу после получения диплома не имеет права на практику. Он обязан пройти интернатуру, где готовят узких специалистов. Теперь же в Украине появилась и третья ступень — магистратура. Во многом благодаря именно последней, отметил начальник Главного управления образования, науки и информационно-аналитического обеспечения Минздрава Юрий Вороненко, возникла реальная возможность значительно повысить эффективность аспирантуры. Существенные изменения произошли и в подготовке медсестер; программу их обучения кардинально обновили, ввели бакалаврат. Так что теперь после получения диплома человек может еще в течение двух лет углубленно изучать сестринские дисциплины для последующей работы старшей или главной медсестрой. Кроме того, расширены функции младшего медперсонала — ему передана часть рутинной работы, до этого выполнявшейся врачами.

Одним из немаловажных этапов реформирования высшего медицинского образования стала разработка и внедрение методологии интегрированных лицензионных экзаменов. Кстати, в рамках проекта Tacis Bistro «Развитие независимого Центра тестирования для внедрения лицензирования специалистов в систему здравоохранения Украины» нашу страну посетили сотрудники Центра медицинского образования университета Данди (Великобритания). Они провели экспертизу деятельности украинского центра, качества реализации технологического цикла стандартизированного тестирования, которое лежит в основе тестовых проектов, и подготовили рекомендации на будущее. Работу, проделанную в Украине, они оценили весьма высоко. А, согласно решению VIII Всемирной оттавской конференции по медицинскому образованию, украинская программа лицензионных экзаменов даже рекомендована как модель для использования другими государствами, которые хотят внедрить у себя такую же систему.

В одном из предыдущих номеров «ЗН» была опубликована статья доктора медицинских наук, профессора Н.Яблучанского «Грабли», где автор поделился своими мыслями по поводу проведенного в нынешнем году лицензионного экзамена. Разумеется, я не могла не попросить организаторов пресс- конференции прокомментировать некоторые положения названного материала. Например, почему на Западе за экзамен платит соискатель лицензии, а у нас — вуз? Ведь не учебному заведению, а будущему врачу она нужна. Ректор Днепропетровской государственной медакадемии, академик Георгий Дзяк считает, что было бы, конечно, неплохо, если бы за лицензионный экзамен платили сами студенты. Но при нынешнем уровне благосостояния, мизерных стипендиях это нереально. Потому данный экзамен, как и любой другой, оплачивают пока вузы — деньги на его проведение министерство изначально закладывает в их смету. Не согласен Георгий Дзяк и с утверждениями Николая Яблучанского, что, цитирую, «ряд тестов, особенно по медицине, архаичен, из прошлого» и «серьезная «мина» центру закладывается тем, что тесты готовят преподаватели вузов. «Болеют» они, точнее — вуз, за своего студента, вот почему «выживают» более простые тесты». Господин Дзяк убежден: сегодняшний банк ситуационных заданий — настоящее сокровище. Конечно, желательно, чтобы в их разработке участвовали и врачи. Но это станет возможным лишь тогда, когда в Украине будут мощные ассоциации и лиги медиков. Сейчас же они переживают только период становления. А Юрий Вороненко напомнил, что в нашей стране все преподаватели, готовящие тесты, отнюдь не теоретики, а практики.

Относительно «выживания» более простых тестов господин Вороненко сказал следующее: «Да, мы отбраковывали не только те задания, на которые большинство студентов отвечали без труда, но и те, на которые почти никто не ответил. Но делали это лишь с одной целью: сначала нужно человека научить, а лишь потом экзаменовать».

Ирина Булах, директор центра, опровергла заявления Николая Яблучанского о том, что преподаватели вузов могли помогать студентам на лицензионном экзамене. «Все время в аудитории находился наш наблюдатель, поэтому никто из преподавателей не имел туда доступа. И статистическая программа, созданная для анализа результатов тестирования, показала: нарушений процедуры экзамена не было».

Что ж, если это действительно так, дружно порадуемся. Ведь объективная оценка знаний будущих врачей нужна не только центру, вузам и Минздраву, а в первую очередь всем нам, всему нашему обществу. В котором, к слову, циркулирует масса анекдотов типа: «Ну, мой юный коллега, как прошла ваша первая операция? — А разве это было не вскрытие?» Согласитесь, ведь неспроста подобные перлы народного творчества пользуются огромной популярностью...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно