ЧТОБЫ ХОРОШО ЛЕЧИТЬ, НУЖНО ПРЕЖДЕ ХОРОШО СЧИТАТЬ

Поделиться
Сколько бы и как бы ни судачили о политике и политиках, экономике и финансах, но сказано, всему свое время...

Сколько бы и как бы ни судачили о политике и политиках, экономике и финансах, но сказано, всему свое время. Все мы живые люди, и никто, в том числе и вознесенные удачей на вершину успеха и славы, не застрахованы от болезней. В этом плане мы действительно все равны. И посему не найти человека, за исключением разве что пребывающих в поре безоблачно-беспечной юности, которого бы не волновали проблемы своего здоровья и нашего здравоохранения.

Проблемы отрасли находят регулярное и, надеемся, неискривленное отражение в «Зеркале недели». В любом случае, бывшее руководство Минздрава имело возможность в этом убедиться со всеми вытекающими последствиями.

После того, как за два последних года сменилось четыре министра здравоохранения, а перемены в отрасли наблюдались только в худшую сторону, к кандидатурам на эту должность правительство относилось достаточно критично. А их было немало, из регионов и из столицы. Полтора месяца назад претендентам на министерское кресло было предложено предоставить правительству свою программу развития отрасли, выведения ее из кризисного положения. Наиболее конструктивной и конкретной была признана программа А.Сердюка. Поэтому правительство вышло с предложением к Президенту о назначении Андрея Михайловича на должность министра здравоохранения - отрасли, которую он, как уверяют многие, знает, как свои пять пальцев.

Представляя в минувший понедельник нового министра в Минздраве, премьер-министр Украины П.Лазаренко отметил, в частности, конструктивность его подхода к рассмотрению государственного бюджета на 1997 год на заседании Кабмина: «32 выступающих вносили предложения относительно увеличения расходов, и только министр здравоохранения высказался за нормальный подход к урегулированию некоторых параметров». за что и был удостоен чести быть представленным премьером лично. Как сообщил П.Лазаренко, правительство приняло постановление, которым предусмотрена «жесткая вертикаль контроля, постатейный контроль за использованием бюджетных средств всех без исключения бюджетных организаций и учреждений. Мы не можем согласиться с тем механизмом регулирования, который позволял бесконтрольно использовать средства на зарплату. Такого не будет». Были приведены примеры, когда, пользуясь бесконтрольностью использования бюджетных средств на зарплату, главврач районной больницы имел в среднем 100 млн. крб. в месяц, а то и 200 - 250 млн. крб., в то время, как рядовой врач той же больницы получал 12 - 13 млн. крб.

Новый министр намерен решительно покончить с бесконтрольностью в отрасли здравоохранения, экономно и рационально использовать средства, иначе говоря, научить всех считать.

Следуя сложившейся традиции представлять на страницах «ЗН» новых лиц на руководящем олимпе, сегодня публикуем интервью с А.Сердюком.

Интервью читайте

на 12-й стр.

- Андрей Михайлович, о бедах нашего здравоохранения писалось уже столько, что, думается, нет необходимости вновь говорить об этом. В последние месяцы, насколько мне известно, в Минздраве наработано много конкретных предложений по реформированию отрасли. Чего они должны коснуться в первую очередь?

- Вопросов экономического обеспечения отрасли. Ее назревшие проблемы находят понимание в правительстве. 30 августа на заседании Кабмина рассматривался вопрос о работе Минздрава в современных социально-экономических условиях. Я там отчитывался, скажу, что это было нелегко. Все наши предложения были поддержаны и приняты, все до единого. Более того, отдельные из них я вносил уже, как говорят, с листа. Дело в том, что некоторые проекты мы наработали уже после того, как сдали на рассмотрение основной документ. Премьер-министр принял проект к рассмотрению и отметил, чтобы любой документ, касающийся отрасли охраны здоровья, улучшения ее деятельности, сразу же предоставляли ему.

При рассмотрении в Кабмине бюджета на 1997 год я внес предложение, касающееся обеспечения льготных категорий населения. вы знаете, что льготники высказывают большое неудовольствие тем, что мы очень плохо обслуживаем их лекарствами. Поскольку у нас существует около 45 категорий населения, получающих льготные рецепты, поскольку все это координируется и юридически определено в рамках тех или иных законов, то именно государство, правительство должно сделать адресную дотацию каждому гражданину, имеющему право на льготы.

Наверное, не открою вам секрет, если скажу, что самая большая задолженность у нас сегодня между лечебными учреждениями и аптеками именно по льготным рецептам. Когда будет такая адресная дотация, то каждому больному будет определен тот перечень необходимых лекарств, которые он должен будет получить как льготник, и государство выплатит ему за них деньги. А дальше уже дело самого больного, как ими распорядиться - или он их использует по прямому назначению, если заботится о своем здоровье, либо потратит, как ему заблагорассудится. И таким образом все станет на свои места, и у некоторых исчезнет непомерное желание взять любые лекарства и к тому же зарубежные, тогда как у нас и своих достаточно. между прочим, Кабинетом министров утвержден перечень, т. н. гарантированный уровень лекарств, который должен быть в каждой аптеке и каждом аптечном киоске. Это более 200 наименований отечественных и 57 зарубежных препаратов.

Теперь приведу такой пример. В прошлом году только в Киеве на оплату льготных рецептов было затрачено 700 млрд. крб. если бы мы тратили их по адресной дотации, то, по нашим подсчетам, сэкономили бы около 30% этих средств.

- А какие шаги будут предприняты уже в ближайшее время по кардинальному изменению ситуации в отрасли?

- Мы подготовили около десяти проектов постановлений, семь из них уже приняты. Как вы, наверное, помните, в прошлом году было распоряжение Президента относительно изменения системы финансирования здравоохранения: вместо старого традиционного подхода - по количеству коек и врачей - вводилось выделение средств на одного жителя. Это, революционный шаг в реформировании отрасли. Однако целый год не было механизма внедрения такой системы финансирования. Мы подготовили проект соответствующего постановления (Кабмин его утвердил) «О временных коэффициентах распределения ассигнований на здравоохранения в расчете на одного жителя». Т. е. теперь руководитель медицинского учреждения любого ранга имеет право, в зависимости от обстоятельств, направлять деньги на то, что наиболее необходимо для данного региона.

- Вопрос лишь в том, достаточно ли этих денег?

- К сожалению, недостаточно. Поэтому в этом же постановлении есть пункт, где записано, что в соответствии со ст. 49 Конституции Украины (она гласит, что государство обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание) Министерству здравоохранения необходимо в течение двух месяцев представить проект решения Кабинета министров о гарантированном объеме и уровне бесплатной медицинской помощи. Этот проект уже почти готов, нужно только более детально обосновать его экономически. Услуги, которые не войдут в этот перечень, будут осуществляться на платной основе.

- Объем и ассортимент платных услуг, следует понимать, будет возрастать?

- Проект постановления об утверждении платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения, сейчас находится на рассмотрении. Предусматривается, что это позволит нам привлечь средства в размере два-три процента нашего бюджета.

К платным услугам мы относим все те, которые необязательно предоставлять за государственный счет. Например, какая необходимость государству оплачивать около миллиона абортов в год? Исключения здесь могут иметь случаи, связанные с необходимостью прерывать беременность из-за состояния здоровья женщины. Почему государство должно брать на себя все косметологические операции или обследования на право получения разных удостоверений - водителя, охотника и т.д?

- Как сообщалось ранее в «ЗН», в Минздраве под вашим руководством работала комиссия по реформированию отрасли, в которую были привлечены самые светлые медицинские умы. Одним из результатов ее деятельности стала концепция здравоохранения в нынешних условиях. Пожалуйста, несколько слов о том, что она собой представляет?

- Этот документ мы должны представить на рассмотрение Кабмина в декабре с.г. Если коротко, то в нем заложен абсолютно новый подход к проблемам охраны здоровья. Приведу один лишь пример. Во всем мире медицина работает по принципу семейного врача. В Украине на сегодняшний день работают свыше 45 тысяч участковых терапевтов и педиатров. Если бы мы перешли на принцип семейного врача, нам хватило бы 25 тысяч врачей. И я вас уверяю, что это было бы намного лучше, когда каждая семья знает одного своего врача, а он, в свою очередь, хорошо знает своих пациентов.

Другие постановления касаются реорганизации в системе медицинского обеспечения населения. Нам предложено рассмотреть вопрос вместе с другими ведомствами о передаче всех государственных ведомственных учреждений в систему Минздрава. Исключение составляют Минобороны, Министерство внутренних дел и СБУ. Но сразу замечу, что с Минобороны у нас сложились хорошие отношения в области медицинского обеспечения, мы уже работаем по интегрированным постановлениям. К примеру, там, где есть военнослужащие, но у них нет своей медслужбы, обеспечиваем медпомощь мы, и наоборот.

Наконец-то решено, что наиболее тяжким последствием Чернобыля является его влияние на здоровье. Средства, которые выделялись ранее на ликвидацию медицинских последствий чернобыльской катастрофы, медико-санитарное обеспечение потерпевших, фактически распылялись по многим ведомствам. Теперь они будут целенаправленно выделяться Минздраву.

- Вызывает некоторое недоумение решение о создании бюро регистрации лекарственных препаратов при Минздраве. Ведь есть фармакологический комитет, который этим занимается. Чем вызвана необходимость создания бюро?

- Вокруг этого постановления больше всего разговоров в кулуарах Минздрава. Почему-то наш фармкомитет усматривает в этом посягательство на их права. Ни в коем случае. Бюро регистрации лечебных средств - это общественная организация, которую возглавляет министр здравоохранения, а в ее составе: президент Академии медицинских наук, председатель Госмедбиопрома, зам. министра внешней торговли, зам. министра экономики, представители других учреждений, которые на основании решения фармкомитета будут регистрировать те или иные зарубежные препараты.

К сожалению, имеются факты, когда регистрируются не совсем хорошие лекарства, были случаи, когда зарегистрированное лекарство приходилось потом запрещать. Имеем факты, когда регистрируется одно название, вернее, лекарственная форма, (например, таблетированная), а под эту регистрацию ввозятся и растворы, и сиропы, и другие формы, что категорически запрещено. Поэтому мы считаем, что на переходный период мы должны установить за этим суровый государственный контроль.

Думаю, здесь уместно привести две цифры. В прошлом году Украина закупила лекарств на сумму около 280 миллионов долларов. По существующим в мире нормам, 30% от стоимости лекарств фирма направляет на свое развитие. Так вот считайте, что в 1995 году мы инвестировали зарубежные фирмы где-то на 80 миллионов долларов. В свою фармакологическую промышленность мы вложили 6 миллионов долларов.

- А как думаете противостоять нашествию инфекционных, венерических и других грозных болезней?

- Если мы незамедлительно не приступим к борьбе с дифтерией, туберкулезом, венерическими заболеваниями, нас ожидают не лучшие времена. Нашествие инфекционных болезней неуклонно растет, а венерические болезни наступают прямо-таки катастрофически. Причем - и это больше всего поражает - темпы заболеваемости детей и подростков венерическими болезнями в несколько раз превышают «взрослые» показатели.

Мы вышли с предложениями в Кабмин, чтобы вместе с госадминистрациями регионов наработать программы развития здравоохранения, а также утвердить в установленном порядке программы по вопросам снижения потерь трудоспособного населения, и в первую очередь мужчин. Должен сказать, что мужская смертность в трудоспособном возрасте в пять-шесть раз превышает женскую. Среди причин - и алкоголизм, и травматизм, и много других. Это же катастрофическая ситуация!..

- Программы - это, конечно, хорошо. Но дойдут ли они до отдаленных от столицы сел, где закрыты даже амбулаторные пункты? Сельское население, согласно статистике, сейчас болеет больше всего.

- К сожалению, в течение многих лет наиболее обездоленным в плане медицинского обслуживания было и остается именно сельское население. Тем более при нынешних трудностях и неурядицах. На сегодня все еще многие участковые больницы не имеют врачей, еще больше участковых амбулаторий также не имеют медработников. И главная беда в том, что никто не хочет работать в селе. Министерство уже в этом году сделало первый шаг к сторону села: созданы Черниговский факультет при Национальном медуниверситете, Волынский факультет при Львовском.

- Ходят слухи, что вы намерены закрыть некоторые институты.

- Мы должны навести порядок с нашими институтами. Некоторые из них нужно либо сократить, либо объединить. Ни одно государство не имеет столько институтов, как у нас. Сегодня нам не по силам их все содержать. В этом вопросе у нас нет расхождений с Академией медицинских наук.

- Как вы относитесь к идее страховой медицины? Несколько лет назад пытались было ввести медицинское страхование, но ничего из этого не вышло. Ровно год назад бывший министр здравоохранения сказал, что эта идея «не ко времени».

- Мое отношение к страховой медицине самое что ни есть положительное. Я считаю, что это единственная возможность, помимо бюджетных средств, найти альтернативные источники финансового обеспечения отрасли. Поэтому я поддерживаю идею бюджетно-страховой медицины. Мы работаем сейчас в этом направлении, нашли понимание в соответствующей комиссии Верховной Рады, и по-видимому, в начале следующего года будем готовиться к подготовке в парламенте закона о бюджетно-страховой медицине. я не хотел бы преждевременно много распространяться по этому поводу, скажу лишь, что внедрение бюджетно-страховой медицины - наше будущее.

Сердюк Андрей Михайлович

Родился 24 декабря 1938 года в г.Днепропетровске. В 1956 - 1961 гг. - студент Днепропетровского мединститута. Трудовой стаж начал на должности врача-эпидемиолога Верхнеднепровской районной больницы. С 1966 г. - аспирант Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены, через три года защитил кандидатскую диссертацию. В 1980 г. стал доктором медицинских наук. В продолжение шестнадцати лет работал в аппарате Центрального Комитета Компартии Украины, отвечая за вопросы охраны здоровья. С 1990 г. возглавлял Украинский научный гигиенический центр.

В 1987 - 1990 и 1994 - 1996 гг. занимал должность первого заместителя министра здравоохранения Украины.

Профессор А.М.Сердюк - автор многочисленных исследований, 180 научных работ, из них восемь монографий по проблемам гигиены окружающей среды и здоровья человека.

5 сентября 1996 года Указом Президента Украины

А.М.Сердюк назначен министром здравоохранения Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме