Реформа системы здравоохранения готовит изменения не только в сфере предоставления медпомощи, но и на фармацевтическом рынке Украины. Пилотные проекты, стартовавшие в трех областях, находятся в центре внимания специалистов, эту тему активно обсуждают и врачи, и пациенты. Возможно, из-за этого тема импортозамещения лекарств как-то выпала из поля зрения, осталась вне внимания общественности. Формально уже второй месяц продолжается обсуждение проекта концепции Государственной целевой программы «Развитие импортозаменяемых производств в Украине и замещение импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами на 2011-2021 годы». Но тщательного анализа с привлечением экспертов фармрынка, зарубежных производителей, научных сотрудников и пациентских организаций так и не было. Если же концепцию утвердят без принципиального обсуждения и поправок, это окажет существенное влияние не только на фармацевтический рынок, но и на всю практическую медицину. Потому что, по мнению экспертов, этот документ готовился кулуарно, и, к сожалению, интересы пациентов остались вне внимания авторов проекта.
Внимательное прочтение документа не оставляет никаких сомнений в том, что часть отечественных производителей лекарственных препаратов получит все возможные преференции, - налоговые, таможенные и, конечно же, во время проведения госзакупок. Импортные препараты со временем вытеснят с рынка, потому что будет иметь значение не качество, не эффективность и даже не цена лекарств, а страна-производитель. Возможно, призыв «свой к своему за своим» действительно будет содействовать поддержке национального производителя, но здравоохранение - это та сфера, которая должна прежде всего поддерживать здоровье населения и заботиться о нем, опираясь на стандарты доказательной медицины, а не на географию производства.
Не секрет, что Министерство здравоохранения при закупке лекарств в рамках госпрограмм из года в год увеличивает долю отечественных препаратов, мотивируя это экономией бюджетных средств. И никто не обращает внимания на то, что больные, сравнивая эти препараты с импортными, нарекают на низкое качество и эффективность - пациентские организации, отстаивающие интересы больных сахарным диабетом, раком, гемофилией, ревматоидным артритом и другими тяжелыми патологиями, постоянно обращаются в министерство, передают многочисленные жалобы, но их никто не слышит.
«Очень страдают от такой политики больные вирусными гепатитами, - делится проблемами Дмитрий Коваль, врач, руководитель организации пациентов «Остановим гепатит». - Яркий пример - интерфероны, которыми лечатся эти больные. Если берут отечественные препараты - это лекарства прошлого поколения, их надо вводить несколько раз в сутки. У них, по сравнению с зарубежными аналогами, эффективность меньше и большое количество побочных действий. В мире всего две фармацевтические фирмы, вырабатывающие современные интерфероны - они принадлежат к «золотому стандарту» лечения, их используют во всех развитых странах. Реализация программы импортозамещения перекроет пациентам доступ к современным интерферонам, ведь государство будет отдавать предпочтение исключительно отечественным препаратам».
Тревогу пациентских организаций, в частности, вызывает пункт 5.3 концепции, предусматривающий «ввести в практику стандарты лечения с приоритетным использованием генерических и оригинальных препаратов отечественного производства. Внести изменения в действующие стандарты лечения: на основании данных доказательной медицины и сравнительного анализа эффективности предусмотреть исключение импортных генерических препаратов и включение отечественных». Возможно ли это осуществить в самое ближайшее время, как подчеркивается в проекте? Стандарты лечения, конечно, можно быстро изменить. А условия производства лекарственных препаратов? Несмотря на то что в течение многих лет мы слышим о введении стандартов GMP на украинских предприятиях, в действительности международную сертификацию прошли всего 10% фармпроизводителей. Но даже и там не все, а лишь отдельные линии соответствуют требованиям надлежащей производственной практики. Нечего и говорить о других производителях, использующих устаревшее оборудование и технологии.
В то время, когда в Украине так и не была создана система разработки и целевого изготовления лекарственных субстанций, вакцин, антибиотиков нового поколения, когда не хватает специализированных лабораторий с соответствующим научно-технологическим оборудованием для проведения доклинических испытаний новых химических соединений, концепция госпрограммы предусматривает определенную замену лекарственных средств иностранного производства уже в 2012 году.
«Честно говоря, пациентам безразлично, где находится производитель нужных им лекарств, - убеждена Ярослава Подунай, руководитель проекта «Ассоциация людей с редкостными заболеваниями». - Если бы эту концепцию разрабатывали с учетом интересов пациентов и практикующих врачей, она была бы совершенно иной. Все мы видели, чем заканчиваются попытки заменить импортные лекарственные препараты отечественными, - после введения суфрактанта новорожденные становились инвалидами. А сколько людей страдают от того, что им навязывают инсулин отечественного производства, при использовании которого возникает множество побочных эффектов? Для нас действительно не имеет значения, где, в какой стране были произведены лекарства, главное, чтобы они спасали. Но реалии таковы, что многие препараты не производятся в Украине, это касается вирусных гепатитов, ВИЧ/СПИДа, а также редкостных заболеваний. Похоже, что программа импортозамещения намерена развивать частный фармацевтический бизнес Украины на средства пациентов».
У специалистов вызывает немало вопросов и тот список лекарств, которые МЗ включило в программу импортозамещения. Как и почему туда попали препараты, которые еще полгода назад были запрещены в Украине? Есть там также ряд фармпрепаратов, находящихся под патентной защитой. И ни слова о том, как будут решены эти вопросы. Все это лишний раз свидетельствует о том, что концепция импортозамещения требует тщательного анализа и консультаций со всеми заинтересованными сторонами.
В МЗ утверждают, что именно так все и происходило. Но список причастных к подготовке программы, вызывает немало вопросов. Почему в рабочую группу включили только отечественных фармпроизводителей? Как туда попали представители бизнес-структур, которые не только много лет подряд выигрывают тендеры, но и фигурируют в отчетах КРУ и Счетной палаты? Чьи интересы они вкладывали в госпрограмму импортозамещения? Неужели пациентов?!
Эксперты считают, что министерство не случайно отказалось от встреч с международными ассоциациями фармпроизводителей и пациентскими организациями, стремившимися приобщиться к обсуждению перспектив и проблем обеспечения украинских пациентов лекарственными средствами. Это мнение разделяют и в международных ассоциациях фармацевтических производителей.
«Вызывает тревогу, что концепция госпрограммы, рассчитанной на продолжительный период времени - 2011-2021 годы, разрабатывалась так непрозрачно, - говорит Виталий Кирик, председатель комитета здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации. - Еще в феврале нынешнего года Европейская Бизнес Ассоциация предлагала МЗ провести встречу для обсуждения ключевых вопросов в контексте реформирования отрасли здравоохранения. Речь шла, в частности, о сотрудничестве относительно обеспечения населения Украины эффективными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, но эта встреча так и не состоялась. Для работы над концепцией государственной программы Министерство здравоохранения не привлекло ни международные ассоциации фармацевтических производителей, ни организации пациентов. Но представителей отечественного частного фармацевтического бизнеса, в соответствии с приказом №82-адм. от 18.03.2011 года, в рабочую группу по разработке проекта концепции госпрограммы министерство включило.
Проект концепции государственной программы, разработанный с привлечением слишком узкого круга исключительно отечественных фармкомпаний, не может не вызывать обеспокоенности среди представителей фармацевтического бизнеса в Украине в связи с потенциальной дискриминацией компаний, производящих и импортирующих лекарственные средства на украинский рынок. Поскольку в контексте продвижения Украины в направлении завершения переговоров относительно создания зоны свободной торговли государство уже взяло на себя определенные обязательства, Ассоциация обращает внимание на риск создания неравноправных конкурентных условий для отечественных и иностранных производителей в Украине, если эта концепция будет одобрена правительством. Кроме того, Украина является полноправным членом ВТО с 2008 года, а предлагаемый проект концепции относительно «импортозамещения» может поставить под вопрос выполнение страной принципов и норм ВТО из-за возможности дискриминации импортируемых товаров».
По мнению юристов, проект концепции государственной программы выглядит так, словно Минздрав пытается пролоббировать интересы довольно узкой индустриальной группы, и легализировать определенные шаги при изменении финансовых потоков.
Информация о проблемах, возникших во время подготовки и обсуждения концепции государственной программы импортозамещения, уже вышла за пределы Украины и разошлась по миру. В очередной раз чиновники собственными руками нанесли удар по инвестиционной привлекательности Украины.
Проект концепции содержит ряд противоречивых положений. Например, предусматривается целевое финансирование перечня исследований новых лекарственных средств отечественного производства, что, с учетом опыта развития фармацевтической отрасли в странах ЕС, не приемлемо, поскольку содержит намек на возможность поддержки частных бизнес-структур за счет бюджетных средств.
Поддерживая тезис о переходе отечественной фармотрасли к инновационно-инвестиционной модели является необходимым для дальнейшего развития Украины, Ассоциация констатирует, что этот переход должен происходить взвешенно, сводя к минимуму возможные негативные последствия для потребителей лекарственных средств в Украине. К тому же очевидно, что проекту концепции госпрограммы не хватает финансового обоснования как в части расходов, так и в части потенциального ожидаемого объема доходов.
Очень беспокоит отсутствие в концепции госпрограммы сравнительного анализа по категории «качество-цена», а также тот факт, что в итоге такая программа лишает украинского потребителя как представителя страны, стратегической целью развития которой является приближение к ЕС, обязательного свободного выбора лекарственных средств. Для потребителя «свободный выбор» предусматривает возможность самостоятельно принимать решение относительно приобретения того или иного лекарственного средства независимо от страны его происхождения и используя только собственные преференции относительно его цены и качества.
Утверждение данной концепции несет риск значительного сокращения поступлений в бюджет от иностранных инновационных компаний, которые, в конце концов, могут оставить украинский рынок. Таможенные сборы и различные виды налогов, которые сегодня иностранные компании платят в бюджет страны в соответствии с существующим законодательством, не будут относиться больше к доходным статьям бюджета в случае выхода иностранных компаний с рынка. В то время как концепция госпрограммы вообще не содержит детализации расходов, которые будет осуществлять государство для внедрения инициативы в целом и для выполнения каждой задачи в частности.
Европейская Бизнес Ассоциация обратилась в правительство, Верховную Раду Украины и Антимонопольный комитет с предложением снять с рассмотрения проект концепции государственной программы для коренной его доработки с привлечением всех ключевых сторон фармацевтической отрасли, включая бизнес-сообщество, которое представляет комитет по здравоохранению Ассоциации и пациентских организаций страны.
Европейская Бизнес Ассоциация надеется, что новое руководство МЗ с большим вниманием будет относиться к практике ведения открытого диалога с бизнес-сообществом и постоянного привлечения его представителей к реформированию здравоохранения, причем не тогда, когда разработанный проект уже попадает на «общественное обсуждение», а на этапе инициации его разработки, что соответствует европейским стандартам.