Странное дело: переняв у иностранцев после падения «железного занавеса» массу привычек, мы почему-то не обогатили свой быт действительно достойными атрибутами западной жизни. У них пить, курить, болеть, пренебрегать своим телом — нечто сродни неумению вести себя в обществе. У нас же... Пропагандисты здорового образа жизни, пытающиеся заставить остальных пересмотреть свою жизненную позицию, были и все еще остаются в нашем обществе «белыми воронами».
Директор Украинского института экологии человека профессор Михаил Курик со своими коллегами и единомышленниками уже девять лет вплотную изучает влияние окружающей среды на состояние здоровья детей. За эти годы накоплен колоссальный эмпирический материал, обследовано и оздоровлено около восьми тысяч ребят различного возраста. Короче говоря, Михаил Васильевич не на словах, а на деле стремится сделать все возможное, чтобы у нашей страны было здоровое будущее.
— Михаил Васильевич, наверное, нашу беседу следует начать с основополагающего вопроса: что вы подразумеваете под словосочетанием «экология человека»?
— Это раздел экологических знаний, направленных на достижение равновесия и гармонии между человеком и социоприродной средой его обитания. В данном контексте особое значение имеет экология детства. Ведь именно на активно формирующийся организм ребенка влияние окружающей среды максимальное.
— А влияние это, как известно, в большинстве случаев далеко не позитивное...
— Более того, губительное. Через продукты питания и воду в растущий организм попадают тяжелые металлы, радионуклиды, химикаты. Все эти «пищевые добавки» приводят к внутреннему загрязнению. Результат — постоянно снижающиеся защитные функции организма. Добавьте к этому перманентное отрицательное влияние техногенных полей телевизоров, мобильных телефонов, компьютеров, способствующих снижению умственных способностей юного поколения. Чрезвычайно пагубно сказывается на детях никем не контролируемый информационный и психологический прессинг СМИ, в первую очередь телевидения. Естественно, ничего хорошего нет и в том, что наша детвора чуть ли не ежедневно — на улице, в транспорте, школе, детсаду, дома — подвергается стрессам.
С уверенностью можно констатировать: украинские дети живут в условиях постоянного экологического и социального напряжения. Все вышеперечисленное ведет к возникновению патологических процессов, к экопатологии детского организма. И самое страшное, что список таких экологически обусловленных недугов год от года увеличивается. Возрастает частота аллергических заболеваний, отклонений в нервно-психическом и физическом развитии. Сегодня мы являемся свидетелями существенного «омоложения» язвенной, гипертонической болезней, сосудистой и вегето-сосудистых дистоний, неврозов, сахарного диабета и т.д. Да о чем говорить, если практически здоровыми можно считать всего 5—8% выпускников школ, если каждый четвертый ребенок имеет хроническую патологию, треть школьников и учащихся ПТУ страдают нервно-психическими расстройствами!
— В продолжение девяти лет возглавляемый вами институт проводит ежегодный мониторинг экологического состояния здоровья украинских детей. Какая картина вырисовывается на основании полученных данных?
— Мы установили, что максимально зависимо от состояния окружающей среды здоровье 6—7-летних ребят. Кстати, в среднем только шесть процентов (из почти 5000 обследованных нами) дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми. Среди школьников особую категорию составляют родившиеся в 1986—87 гг. Доказано: эти подростки более чувствительны к влиянию окружающей среды, нежели представители других годов рождения. Именно у нынешних 14—15-летних ребят постоянно ухудшается, так сказать, экологическая картина их здоровья.
— Что же, на ваш взгляд, можно противопоставить столь губительному влиянию «больной» окружающий среды?
— Здоровье наших детей зависит от решения многих взаимосвязанных проблем. Для реального же противостояния вредному воздействию на растущий организм необходимо проводить его эндоэкологическую профилактику и контролировать уровень экологического загрязнения.
— Знаю, что возглавляемый вами институт давно и весьма успешно работает в этом направлении.
— Влияние экологических факторов является хронобиологическим, то есть ежедневным. Значит, профилактика и оздоровление тоже должны быть постоянными. Такой бесперебойный ритм способна обеспечить лишь система, в данном случае — система образования.
С 1992 года Институт экологии человека совместно с медиками и педагогами начал работу над научно обоснованными методиками, позволяющими обеспечить экологическую безопасность детей через систему образования. Мы создали принципиально новую комплексную программу «Экологическое дошкольное заведение». Она включает экологический контроль состояния здоровья детей, ежедневную эндоэкологическую профилактику, физическое оздоровление ребят плюс валеологическое образование, обучение подрастающего поколения жизни в гармонии с природой.
Наиболее важным в программе является то, что при экологическом обследовании здоровья детей определяется наличие так называемых промежуточных, предпатологических состояний, спровоцированных проблемной экологией. Затем путем дополнительных диагностических и оздоровительно-профилактических мероприятий в большинстве случаев мы можем привести их здоровье в норму.
— А что вы предлагаете для ежедневной очистки детского организма?
— Разработан целый ряд эффективных, полезных профилактических препаратов и, что немаловажно, доступных по цене. Это природные энтеросорбенты: пшеничные отруби, сухие зародыши пшеничного зерна, травяные витаминные чаи, безалкогольные фитобальзамы, таблетированные морковь, свекла и т. д.
— Разрешите поинтересоваться: сколько стоит месячный курс профилактики одного ребенка по разработанной институтом системе?
— 5—6 гривен. Общая цена экологического обследования, проводимого четыре раза в год, 130—150 грн. Но эта программа, увы, не идет.
— Почему?
— Никто не хочет тратить деньги на детей. Что уж говорить, если государство не «тянет» даже национальную программу «Дети Украины», если дети-чернобыльцы, кроме санаторной путевки, выдаваемой раз в году, ничего не видят...
Мы недавно докладывали о своей программе на Национальном совете по радиационной защите населения при ВР. Получили «добро». Но как сложится ее дальнейшая судьба, сегодня сказать не берусь. Кто будет ею заниматься, кто даст ей путевку в жизнь...
— ...и средства на ее внедрение?
— Видите ли, не только в финансах дело. Вот мы в свое время нашли деньги и запустили программу «Экология семьи». Создали кабинет «Экология матери и ребенка» при поликлинике. Там осуществлялся бесплатный прием и бесплатно же раздавались препараты. Единственное, что требовалось от родителей, — вовремя давать их ребенку и через определенное время пройти обследование для возможной коррекции схемы приема. Так что вы думаете? Повторно приходили аж... 15% мам. Да и те руководствовались «железной» логикой: «Как так, у ребенка ничего не болит, а я должна давать ему какие-то капли?!»
— И тогда вы поняли: нужно работать с организованным коллективом.
— Именно так. Логика подсказала: необходимо выйти на систему. Начали с детсадов, где наша профилактика прекрасно вписалась.
— Михаил Васильевич, но вы ведь сами прекрасно знаете — дети бывают разные. И непослушных сорванцов среди малышни всегда хватает. Что прикажете делать с капризным ребенком, наотрез отказывающимся проглотить ложечку тех же отрубей?
— А он и не знает, что ест их: в тарелку с супом, перемешать и готово. То же самое с блинчиками, кашами: немного в муку или крупу — и нет проблем.
— И какова эффективность эндоэкологической профилактики?
— Судите сами: до 80—85%. То есть большинство ребят становится экологически независимыми, растут здоровыми. К примеру, не так давно Институт экологии человека провел обследование здоровья дошкольников ряда городов Киевской области. Оказалось, самое минимальное влияние окружающей среды на ребят отмечено в детсаду «Веселка» (г. Иванкив), где на протяжении нескольких лет постоянно проводится ежедневная экологическая профилактика и оздоровление детей.
— Кстати, а в скольких детсадах сегодня работает программа «Экологическое дошкольное заведение»?
— В 1997-м, когда все начиналось, их было по одному — максимум два в каждом районе Киева. Сегодня — свыше тридцати. Теперь мы пытаемся подобную систему внедрить в учебных заведениях среднего звена. Уже есть более чем успешные пилотные проекты. Скажем, в 178-й киевской гимназии несколько лет назад мы оборудовали кабинет ароматерапии. Во время перерыва малыши, заходя в эту комнату, разувались и занимали любую удобную позу — хоть вверх ногами. Кабинет наполнялся ароматами цветов, тихо звучала красивая музыка, а дети пили витаминный чай. Весь процесс релаксации занимал 15 минут. В итоге выяснилось: ребята, несмотря на всевозрастающие нагрузки, перестали уставать, улучшилась их память. Мало того — маленькие гимназисты, их родители и учителя забыли о простудах!
— Прямо чудеса какие-то...
— Не чудеса — природа. К сожалению, сегодня люди, в большинстве своем, экологически безграмотны, не понимают, что человек — сложная самоорганизующаяся биосистема. И только при условии единения, гармонизации ее двух начал — физического и духовного — организм становится здоровее и экологически устойчивее.
С духовностью связан интеллект, сознательность человека, следовательно, уровень его образованности. Поэтому, повторюсь, именно система образования как социальный институт должна сыграть определяющую роль в укреплении здоровья наших детей. Ведь в школе формируются мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что в дальнейшем определяет стратегию здорового образа жизни.
— И последнее. Куда могут обратиться родители, заинтересовавшиеся разработками Института экологии человека?
— Во-первых, в самом институте проводим бесплатные консультации. Во-вторых, в каждом районе Киева есть экодетсады, можно обратиться туда. К слову, там же можно пройти и экологическое обследование. Главное — помнить: быть здоровым не так уж сложно. Нужно всего ничего — желание.