В Украине в настоящее время очень актуальна тема эндопротезирования. Врачи передают пациентам два месседжа: первый — государственный эндопротез плохой или его нет, второй — среди закупленных отсутствует нужный размер. Вместо этого предлагается приобрести нужное у поставщика. Эту проблему прокомментировал генеральный директор государственного предприятия "Медицинские закупки Украины" Эдем Адаманов в интервью редактору отдела социум ZN.UA Алле Котляр.
Он рассказал, что недавно состоялось совещание с участием руководства Министерства здравоохранения, Национальной службы здоровья Украины и представителей всех областей, на котором поднималась проблема эндопротезирования.
“К сожалению, потребность в эндопротезах, которую подавали больницы, очень сильно занижалась. Это делалось для того чтобы потом эти эндопротезы покупали пациенты. Это ужасно и неправильно. Вместе с НСЗУ теперь мы будем сопоставлять количество проведенных больницей операций с количеством заказанных ею и доставленных нами эндопротезов. Если будут расхождения, больница будет объяснять, где взяла эндопротезы и каким образом они к ней попали”, – отметил Адаманов.
В то же время, по его данным, с размерами эндопротезов "не все так плохо, как говорят учреждения здравоохранения".
Глава МЗУ объяснил, что в тендерной документации невозможно заранее указать типоразмеры, поскольку они отличаются у разных производителей. Если задать рамки, это значит подготовить тендер под конкретную компанию.
Учитывая это, ГП "Медзакупки" предусматривает разные варианты размерных сеток. Победитель тендера передает свой каталог типоразмеров, а эксперты Минздрава определяют наиболее исторически распространенные в Украине для последующей поставки в больницы.
"В то же время больницы вправе обратиться к производителю и попросить замену размера. Это тоже предусмотрено в наших договорах о закупке, но они почему-то этого не делают. Удобнее сказать, что размер не тот, поэтому пусть пациент покупает эндопротез за свои деньги”, – добавил Адаманов.
Он также рассказал о намерениях предложить добавить в электронный каталог Prozorro Market все типоразмеры всех производителей и предоставить медучреждениям возможность покупать их самостоятельно.
Руководитель "Медицинские закупки Украины" подчеркнул, что больницы должны честно предоставлять реальные потребности в эндопротезах.
"Даже если они этого не сделают, мы сопоставим исторические данные по вмешательствам и сверим данные в электронной системе здравоохранения (ЕСОЗ). По тем учреждениям, где потребность нереалистичная, будем требовать обоснования. Если не смогут их предоставить, направим вопрос руководителю департамента здравоохранения. Если руководитель больницы не может проконтролировать, чтобы его сотрудники подали адекватную потребность, то возникает вопрос: почему он руководитель больницы?", – подчеркнул чиновник.
По его мнению, перечисленные меры способны решать 80% проблем. В то же время Адаманов признал, что недобропорядочные люди или непрофессиональные менеджеры найдутся всегда. Он стремится сосредотачиваться на том большинстве людей, которые готовы честно выполнять работу, чтобы у других потом не было выбора.
Отдельно гендиректор МЗУ рассказал, что учреждения здравоохранения уже имеют эндопротезы до сентября 2024 года, если учитывать собранную потребность. Если потребность была занижена в два раза, то больницы все равно имеют обеспечение на полгода в этом вопросе.
В то же время журналистка Алла Котляр предположила, что потребность может быть занижена более чем в два раза. Она обратила внимание, что в 2022 году заявленная потребность составила пять тысяч эндопротезов, хотя больницы провели 13,5 тысяч операций. Определенное количество операций, вероятно, не осуществили, потому что пациенты не были готовы платить.
Адаманов считает, когда Украина начнет покупать гораздо больше эндопротезов, то станет более интересной для производителей как государство. Компании, возможно, будут предлагать лучшие цены и делать поставки в нашу страну более приоритетными.
“Сейчас, к сожалению, есть частные случаи, когда пациентов заставляют покупать эндопротезы за свои деньги. Если потребность будет централизованная, а также прозрачно и честно поданная больницами, то поставщики поймут: легче заключить один контракт и поставить несколько тысяч эндопротезов, чем продавать один или несколько единиц, отправляя своих медицинских представителей в каждую отдельную больницу", – отметил Адаманов.
Котляр спросила, почему эти закупки нельзя провести по программе медицинских гарантий: провести сертификацию и установить цены, а затем возмещать больницам расходные материалы по отчету через электронную систему здравоохранения. Это могло бы позволить закупать только необходимое и обеспечить использование только сертифицированной продукции.
Руководитель МЗУ ответил, что его институция так не сделала, поскольку "сейчас это не заработает". По его словам, децентрализовать закупки нельзя, когда рынок неэффективен, потому что государству придется тратить как минимум вдвое больше, чтобы обеспечить пациентов.
"Нынешний приоритет — оборона, денег не хватает. И просто так платить вдвое больше, потому что рынок несовершенный, — преступление. Поэтому в первую очередь точно надо централизовать, чтобы рынок заработал. Когда он заработает, тогда можно будет отдавать эти закупки на места", — добавил Адаманов.
Чиновник считает, что реферирование цены на рынке с конкуренцией – неправильное и бессмысленное.
“Там, где есть эффективный рынок и прозрачные инструменты закупок, это просто напрасная трата ресурсов. Реферирование может остановить развитие. Завтра может появиться инновационный эндопротез, который не попадет в Украину, потому что у нас реферированная цена. Или наоборот. Все технологии уже устарели. Эндопротезы стоят, например, 5 тысяч гривен, а из-за того, что реферированная цена — 20 тысяч, все будут продавать их за 18 тысяч. Потому что зачем продавать дешевле, если можно дороже?" – уточнил он.
Глава государственного предприятия "Медицинские закупки Украины" Эдем Адаманов отдельно прокомментировал некоторое сохранение проблемы с наличием онкопрепаратов. Структура планирует использовать несколько подходов для предупреждения дефицита медикаментов в учреждениях здравоохранения.