Без болезненных шагов не обойтись

26 декабря, 2019, 12:48 Распечатать Выпуск № 50, 27 декабря-10 января 2020г.
Отправить
Отправить

Чтобы провести эффективную медицинскую реформу, надо сделать две вещи: во-первых - перестать обманывать себя, во-вторых - преодолеть старые мифы и не создавать новых.

Система здравоохранения - единственная отрасль в рыночной экономике, которая опровергает роль конкуренции: цены на услуги растут, а качество их остается неизменным. Этот вывод гуру менеджмента М.Портера должен знать каждый управленец здравоохранения. Поэтому не следует надеяться, что рынок после реализации чудодейственного, по замыслу реформаторов, лозунга "деньги ходят за пациентом" изменит ситуацию в здравоохранении. Украинская система здравоохранения остается крайне неэффективной, несмотря на то, что совокупные расходы в процентах от ВВП почти сравнимы с показателями Восточной Европы. Простых решений не осталось. Нужна честная и ответственная коммуникация с обществом. Без решительных и, к сожалению, болезненных шагов - как для пациентов, так и для медицинских работников - здравоохранение не изменится. Нужна команда современных управленцев, которые не только знают реалии украинской медицины, но и хорошо понимают, чем особенны системы здравоохранения, финансируемые из общих налоговых поступлений, например в Великобритании, Испании, Швеции, что общего и что отличает эти системы от систем, финансирующихся за счет обязательного медицинского страхования (система Бисмарка). Дьявол скрывается в мелочах, и чтобы реформа стала успешной, эти мелочи надо знать. Нулевая толерантность к коррупции - необходимое, но не достаточное условие для управления СЗ. Рекомендации ВОЗ должны восприниматься не как руководство к действиям, а лишь как один из возможных вариантов, подходов к реализации изменений в здравоохранении.

Что, на мой взгляд, надо сделать в 2020 году:

1. Внести изменения в "Основы законодательства о здравоохранении", введя возможность сооплаты гражданами предоставленных медицинских услуг. "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Даже богатые страны с уровнем затрат на одного человека свыше 3000 евро в год не покрывают всех затрат на весь перечень медицинских услуг. Что говорить о наших с вами 150 американских долларах или немного больше, когда речь идет о финансировании, учитывая все источники (государственные и частные). Надо перестать питать теневой сектор государственной медицины, достигающий сегодня десятков миллиардов гривен в год.

2. Пересмотреть программу государственных медицинских гарантий. Определить медицинские услуги, которые государство финансирует на 100%, по реальным, экономически обоснованным тарифам. Заработная плата врача, который не будет должен заглядывать в карман пациенту, должна составлять не менее 2,5 средней заработной платы по стране. Тарифы на услуги, подготовленные НСЗУ сегодня, не имеют ничего общего с экономикой. Они не только не улучшат ситуацию в медицинских учреждениях, но, наоборот, усилят и без того крайне опасное пренебрежение к работе медицинских учреждений, приведут к их банкротству.

3. После завершения процесса децентрализации и формирования территориальных громад, проведения переписи населения утвердить решением Кабинета министров санитарные карты регионов, с определением количества больничных учреждений и их типов, необходимых штатов. Требуют пересмотра нормативы численности врачей разных специальностей на 10 тысяч населения. Нельзя понять, почему в двух сопредельных областях численность врачей одной специальности отличается в два раза, а например, гастроэнтерологов в г. Киеве работает больше, чем в Финляндии с численностью населения 5,5 млн человек и площадью, большей почти в 400 раз.

4. Для привлечения крупных средств в систему здравоохранения через добровольное медицинское страхование внести изменения в законодательство об отнесении на валовые затраты предприятий оплату полисов медицинского страхования.

5. Реформа никогда не будет успешной без реформирования подготовки и переподготовки медицинских работников. Надо не только не торпедировать наработанное в этой сфере предыдущим руководством МЗ, но и продолжить делать смелые шаги вперед. Надо провести переаттестацию преподавателей медицинских учреждений. Сегодня не только каждый выпускник медвуза должен знать английский, но и те, кто студентов учит. Ознакомление со сроками подготовки врачей в интернатуре вызывает не только удивление, но и непонимание: почему, например, врача-анестезиолога учим 1,5 года, а врача акушера-гинеколога - 3 года, и таких вопросов множество. Интернатура как первый шаг для всех специальностей должна продолжаться не менее трех лет. В большинстве европейских стран сроки подготовки врача значительно дольше.

6. Рецептурный отпуск лекарственных препаратов. Следующий год - юбилейный, истечет 15 лет с того времени, как МЗ утвердило сам приказ. Страшно, когда идет 15 лет на внедрение того, что надо реализовать за 6–9 месяцев. Бесконтрольный отпуск антибиотиков, самолечение увеличивает расходы системы здравоохранения. Надеюсь, что хватит сил и духа для наведения порядка в этой сфере.

7. Реимбурсация - та "сладкая пилюля", которую далеко не в полной мере использует государство. Доступ к лекарственным средствам надо значительно расширить через сооплату лекарственных средств в размере 25 и 50%.

8. Без современных информационных технологий мы не сможем контролировать затраты в системе здравоохранения. Пока еще не поздно, через привлечение средств международных финансовых учреждений МЗ должно профинансировать закупку Единого программного продукта для учреждений вторичного и третичного уровней предоставления медицинской помощи. Каждое областное управление здравоохранения, МЗ в реальном времени должны получать данные из каждого лечебного учреждения о предоставлении медпомощи.

9. О святая святых - рабочем времени медицинских работников. Это не задача 2020-го, но пришло уже время обсуждать и этот вопрос. Поскольку запрягаем не просто долго, а недопустимо долго. Это самое рабочее время медиков в Украине на 20–25% меньше, чем у коллег на Западе, и меньше установленного Конституцией Украины. Каждый, выбирая специальность, делает свой осознанный выбор. Не льготы должны побуждать к выбору профессии, а соответствующая оплата труда. Приведение в надлежащее состояние рабочего времени медицинских работников - это внутренний ресурс системы здравоохранения, который приведет к повышению на те же проценты заработной платы.

Related video

В результате проведенной реформы системы здравоохранения не менее 70% населения должно быть удовлетворено уровнем предоставления медицинской помощи. Температуру же удовлетворения - изучать проведением социологических опросов, как это делают в Испании и Великобритании.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК