КОРОЛЕВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРЕОДОЛЕЛА БЕНЗИНОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ

19 июня, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 19 июня-26 июня

Среди факторов, негативно влияющих на состояние здоровья людей и растительного мира, объектов коммунального хозяйства, особо выделяется загрязнение атмосферного воздуха токсичными выбросами транспорта...

Среди факторов, негативно влияющих на состояние здоровья людей и растительного мира, объектов коммунального хозяйства, особо выделяется загрязнение атмосферного воздуха токсичными выбросами транспорта. В общем объеме выбросов в атмосферу больших городов «львиная» доля приходится на автотранспорт (75-95 процентов). В Украине практически каждый третий из проверяемых органами ГАИ и Минэкобезопасности автомобилей эксплуатируется с превышением установленных норм выбросов. Причин тому много: несовершенство автомобильных двигателей, отсутствие современных дорожных покрытий и развязок, низкое качество топлива, недостаточный уровень технического обслуживания. Выбросы от автотранспорта при определенных условиях слабо рассеиваются в окружающей среде, нанося ущерб здоровью, а также активизируя процесс разрушения ценных исторических памятников, архитектурных ансамблей, угнетая зеленый наряд городов. Так, в 1995 году только по г.Москве расчетный ущерб от таких выбросов составил около 900 миллионов долларов США. К сожалению, по Киеву такие расчеты не проводились, но можно приблизительно оценить ущерб, исходя из того, что автомобильный парк в Москве составляет порядка 1,8 млн. единиц (в три раза больше, чем в столице Украины).

Резким ростом численности автомобилей в мире обусловлен их перевод на использование альтернативных, экологически чистых видов топлива. Наиболее доступным и приемлемым из них является природный газ. За последние 15 лет быстрыми темпами создавалась и расширялась сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), соответственно увеличивался парк автомобилей, работающих на газовом топливе. Это дало свои результаты. Расходы на переоборудование окупались примерно за год и, что важно, значительно сократились выбросы оксидов азота и углерода, полностью отсутствовал выброс соединений свинца, который все еще имеется в бензинах.

Учитывая то, что Украина активно сотрудничает с мировым сообществом, важно знать опыт стран Европы в этой области. Только в Италии действуют 295 газонаполнительных компрессорных станций, которые обеспечивают газом более 300 тыс. автомобилей. В таких странах, как Германия, Франция, Бельгия, Испания, Голландия, Швеция, Дания, значительную часть автопарка заправляют АГНКС. В Мадриде и Брюсселе есть улицы и проспекты, по которым разрешено движение автомобилей и автобусов только на газообразном топливе. В Чехии и Словакии существует развитая сеть АГНКС на транзитных автомагистралях. В результате во многих зарубежных городах с интенсивным движением воздух чище, чем в городах Украины, где транспорта значительно меньше.

В России в рамках федеральной программы «Топливо и энергия» и ряда целевых региональных программ осуществляется массовый перевод автотранспорта с жидкого на газовое топливо. Правительство Москвы при содействии РАО «Газпром» и АО «Мострансгаз» предусматривает в 2000 году перевести на экологически чистое топливо 5560 автотранспортных средств, свыше 1000 из которых - автобусы.

А что же наблюдается в Украине? За период с 1984 по 1987 гг. силами АО «Укргазпром» за счет капитальных вложений введены в эксплуатацию 86 АГНКС стоимостью около 516 млн. грн., способных обеспечить работу на природном газе 70 тыс. автомобилей. Только в городе Киеве и Киевской области размещено 8 таких станций, рассчитанных на обслуживание 8 тыс. газобалонных автомобилей, что позволяет экономить ежегодно до 70 тыс. тонн жидкого топлива.

При этом следует заметить, что наше традиционное нежелание перетруждать себя лишними заботами, недостаточная информированность, а также сплоченность «королей бензоколонок» практически свели к нулю все предыдущие усилия. Только 0,2% автопарка страны на сегодняшний день реально используют газ как альтернативное топливо. Разумеется, куда эффектнее показатели бензиновых и дизельных заправок, растущих в непредсказуемых местах как грибы после дождя, только в Киеве их около пяти сотен. При этом мощности АГНКС используются лишь на 14-20%.

Конечно, газ - не бензин, и, как говорят в народе, его в карман не положишь, да и в стакан не нальешь. А при отсутствии желания решать конкретные проблемы на транспорте работа АГНКС, естественно, стала убыточной, и ставится под вопрос целесообразность их дальнейшего существования. Вот тут-то и возникает ощущение, что здоровье людей, а значит, и интересы государства становятся заложниками чьей-то амбициозности.

АО «Укргазпром», принимая во внимание требования действующего природоохранного и санитарного законодательств, потенциальную экономическую выгоду для государства от деятельности сети АГНКС, обратилось в Минэкобезопасности и Минздрав страны с предложением о содействии внедрению газового топлива для автотранспорта, прежде всего эксплуатируемого на центральных магистралях крупных городов и городов-курортов. Но ответ традиционный: нет средств. Дважды Киевской городской госадминистрации предлагалось совместными усилиями сдвинуть с мертвой точки процесс переоборудования автомобилей и автобусов ряда АТП столицы на использование сжатого газа. Но особой активности, кроме формальных отписок, не замечено. И вообще удивляет, что приходится выступать в роли просителя в инстанциях, которые сами должны проявлять активность и заинтересованность в решении проблем с внедрением альтернативных видов топлива.

Кстати, президент США Билл Клинтон распорядился перевести свой «Линкольн» на газовое топливо в рамках программы газификации автотранспорта. И это подтолкнуло многих из его окружения сделать то же. Затем, следуя современным тенденциям, королева Великобритании Елизавета выразила пожелание переоборудовать свой «Роллс-Ройс» на газообразное топливо.

Никто не отвергает использование бензинов, нейтрализаторов выбросов, альтернативных двигателей на солнечной энергии и водороде, но в определенных соотношениях, на основе научного обоснования, оценки риска, затрат и выгод и наконец экономических возможностей. Мы также хорошо осознаем, что дальнейшее наращивание использования альтернативных видов топлива требует новых подходов, изменений в действующем законодательстве, нормативных актов, научных исследований и проектных разработок. Но есть уже основа сети АГНКС - неиспользуемый и вполне доступный резерв экономии топлива, улучшения экологической ситуации, и его необходимо использовать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно