Жалею, что не бросил все: откровенное письмо учителя к украинцам

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Жалею, что не бросил все: откровенное письмо учителя к украинцам © https://shansonline.ru/
Непраздничные мысли накануне Дня учителя

От редакции: Вот и настал еще один День учителя. День, когда в вечном противостоянии «школа — общество» воцаряется перемирие. Когда вместо взаимных претензий и обид звучат теплые слова и раздаются награды.

Да, мы знаем замечательных учителей — харизматичных, сильных, талантливых, которые в профессии именно потому, что не могут без нее. Такой сложной, часто неблагодарной и вместе с тем прекрасной.

Но мы знаем и других — тех, которые позволяют себе унижать достоинство, быть нетерпимыми и даже жестокими. С другой стороны, что было первым — курица или яйцо? Общество виновато в том, что такая школа, или школа виновата в том, что такое общество?

Учителя нарекают на падение их авторитета и статуса, и справедливо. Но к этому приложили руку и сами педагоги. Они со своими профсоюзами неоднократно обеспечивали все выборы и всю лояльность по команде сверху. Помните, как на провластных митингах и демонстрациях собирали бюджетников по спискам? Как спускали разнарядку — от каждой школы столько-то представителей. И учителя молча шли, ибо «что ж поделаешь, начальство заставило». Не все, конечно. Но тех, кто протестовал, пока коллеги стыдливо отводили взгляд, можно на пальцах посчитать.

«Я не молчу... Я встаю там, где остальные сидят, а то и лежат, — рассказывал один директор школы. — И мне больно, когда рядом ни одного союзника... Ни одного! Постоянно. Во всех ситуациях. Когда-то, в далеком 2005-м, мне в глаза бросили: «Вы учитель? Учителя — это последние люди». Оказывается, тот, кто это сказал, был из села, в котором учителями делали выборы под Януковича. Я должен тому человеку рассказывать, как мой коллектив последовательно придерживался закона и справедливости? Как мне приходилось выводить из зала для голосования «наблюдателей» и «журналистов» от власти? Но таких, как я, СМИ не видят, а биографию и образ учителя мне делают на примерах разных негодяев. С этим я тоже никогда не смирюсь».

«Ну, и где же в СМИ, сериалах и фильмах учитель, которого любят и уважают? — спрашивает знакомый педагог. — Хоть бы такой, как в советских фильмах когда-то? Неужели сегодня в Украине нет Шаталовых и Амонашвили? Есть».

Претензии, боль и обида, которые чувствует конкретный учитель, видя отношение к себе общества, справедливы. А претензии сообщества педагогов — нет. Ведь за все эти годы они так и не заявили о себе как о сообществе, не объединились и не попробовали спасти профессию, а с ней — и страну. Ни учителя, ни их профсоюзы не заставили власть содрогнуться, отстаивая достойную зарплату и качество образования. И такую общую бездеятельность, такое втягивание головы в плечи оправдать трудно. Потому что это преступление перед будущим страны.

Накануне профессионального праздника учителей мы получили письмо от одного из них. Адресовано оно, собственно, обществу. Автор просил не называть его имени. Учителя продолжают кричать поодиночке, но за всех. Ну что же, будет справедливо дать им слово.

«Никогда не считал день учителя (с маленькой буквы в украинском обществе) праздником, потому что это — день лицемерия. Слово «учитель» стало символом унижения в украинском обществе. А самому обществу нужно сначала, как минимум, понять, зачем ему это государство, что именно оно строит, а дальше  — зачем ему качественное образование, в чем его ценность.

Да, я учитель пока что и не знаю, горжусь ли сейчас этой профессией. Жалею, что много лет назад не бросил все это, — не следовало оставаться. Потому что я — украинский учитель, учитель в обществе, в котором качественное образование не является ценностью. Сразу хочу извиниться перед врачами,  — да, вас тоже общество бросило в ад бесплатного популизма на произвол судьбы, мы с вами в одном пакете для трупов.

Мы, учителя,  — заложники страны, граждане которой плохо понимают свою необходимость в ней, не имеют цели ее развивать. И как следствие не знают, зачем им обучение. Поэтому и позволяют неслучайным людям делать в образовании все, что им захочется, для собственной выгоды. И заложниками в этой подводной лодке становятся все, круг замыкается.

Весенний карантин проявил то, что учителя знали давно, — для большинства родителей школа является местом передержки детей. Лишь после результатов тестирования знаний возникают вопросы: «А почему у моей крошки хуже, чем у…», хотя эта проблемка быстро теряется среди более важных вопросов  — о цвете нового автомобиля или выборе направления будущего отдыха.

Школа превратилась в один сплошной клубок запутанных проблем: запуганная нищенка, всем должна. Конечно, начался негативный отбор, высококлассных специалистов в ней становилось все меньше. Слюняво-добродетельные объявления-моления школ о вакансиях для «наилучшей учительницы», «откликнись!», для «оставленных детишек» уже никого не удивляют  — разыскивают педагогов теперь целыми списками для одной школы даже посреди учебного года. Учить детей становится некому, а качественно  — вообще: из года в год ситуация ухудшается.

Следующее тестирование PISA лучшим не будет, и реформа НУШ ситуацию не изменит, потому что реально она лишь консервирует действующую систему постсоветских отношений в образовании  — зарегулированность, подчиненность, манипулятивность. Лозунги яркие, но мы теряем время и ресурсы возможного развития.

Лучшие учителя уходят: одни — в вечность, другие — в частные дорогие проекты. Доступное качественное образование исчезает.

Я принадлежу к тому поколению, когда на учителя еще учили, серьезно готовили. Когда на этой специальности еще встречались настоящие выпускники-медалисты. Теперь учителем может стать лишь откровенный аутсайдер, которому трудно набрать 150 баллов по математике. Еще есть пассионарии, которых владельцы образовательной пирамиды стараются ставить всем в пример.

Мужчин в школах почти не осталось, особенно в крупных городах. Так и должно быть, ибо досадно после многих лет брака услышать от жены: «Лучше бы ты изменял мне и зарабатывал больше, чем так». Поэтому не советую талантливым идти преподавать в школу, — вас здесь не ждут. Это не стоит вашей личной жизни, покоя вашей семьи, ваших детей. Вы нужны Системе лишь как пища, по которой она соскучилась. Ей нужны ваши силы, кровь и жизнь. За это вы получите вознаграждение  — небольшую зарплату. Ваша половинка не будет спокойной: она будет ожидать бесплатный анализ в поликлинике, толкаться в грязной электричке с лицами «с пивком». Ваши отношения окажутся под вопросом, своим детям вы не сможете дать того, что отдаете другим. Устраивает перспектива? 

Но вы же умный, вы все можете изменить в самом начале, пойти в ІТ и… жизнь приобретет смысл. И через год-два ваша половинка с детьми будет ехать с вами в автомобиле в город  — только с вами, без алкашей рядом. Будете обсуждать свой день, планировать выходные. Разницу чувствуете?

Вспомнил еще один способ для учителя заработать  —  набрать «часов» и откровенно халтурить или ночевать в школе. Но высококлассные так не делают  — ограничиваются нагрузкой ниже ставки, без классного руководства, а остальное  — репетиторство: очень дорого, эффективно.

Женщин в школе потому и больше, что их мужья чаще покрывают нехватку средств из-за невысоких учительских зарплат. Но со временем в таких отношениях возникают недоразумения, нарушаются вопросы равенства, важности. Девушки, это для вас заметка, следует ли становиться учительницей.

Веселый вид имеют «стандарты», которые выдвинули сейчас к учителю. Молодые люди, прежде чем пойти преподавать в школу, загляните в эти бумаги и посмотрите, сколько вам за это обещает государство. Уже удивились? Говорят: «Требуют как от умных, а платят как глупым». У вас уже появился «папик», который будет покрывать разницу? Может, лучше сразу в «содержанки»? Так хоть будет честно и не придется проходить этапы развенчания иллюзий и психических травм.

Учителя, вы НЕ важны! Нужны и важны только подчиненные, которые выполняют все прихоти «высших небожителей». А тем временем «реформаторы» успешно распилят еще один грант за методичку «В помощь успешному учителю» (сарказм). Гоните этих «эффективных управленцев» в шею и пинками, потому что скоро ваших детей вообще некому будет учить, разве что только за огромные деньги.

Родители, какие бы роскошные условия для обучения вы ни создали, со всеми этими диванчиками и дорогим паркетом, вы все равно упретесь в проблему отсутствия сильных харизматических личностей. В этой сплошной системе унижения их не будет. А деградирующая школа тянет за собой и общество».

 

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме