ЗДОРОВЬЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНДАРТА

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 21 февраля-28 февраля 2003г.
Отправить
Отправить

От начала учебы в школе до ее окончания количество детей с хроническими недугами возрастает в два с половиной раза...

От начала учебы в школе до ее окончания количество детей с хроническими недугами возрастает в два с половиной раза. В итоге практически здоровыми можно считать лишь 5—8% украинских юношей и девушек. Понятно, что одним из виновников такого положения дел является школа. Постоянные стрессы, перегрузки, «липовые» уроки физкультуры, где один ребенок лезет по канату, а тридцать его одноклассников сидят на лавочке и наблюдают за этим «увлекательнейшим» действом, — перечислять не способствующие улучшению здоровья факторы школьного происхождения можно еще очень долго.

По идее, пусковым механизмом трансформаций, цель которых — в корне улучшить ситуацию, должен стать Государственный стандарт для базовой и средней школы в отрасли «Здоровье и физическая культура». Впрочем, особо обольщаться на его счет не стоит: сам по себе факт принятия Госстандарта изменить привычный ритм жизнедеятельности средних общеобразовательных заведений нашей страны не способен. Это — стратегический документ, и, дабы выписанные в нем постулаты начали воплощаться в жизнь, необходимо создать и внедрить, в частности, новые программы и учебные планы. В то же время, наверняка, никто не станет отрицать: для того, чтобы машина обновленной украинской школы заработала слаженно и без сбоев, она, как минимум, должна быть грамотно, по-современному спроектирована.

Подробно рассказывать о тематических линиях направлений «Основы здоровья и безопасности жизни» и «Основы военной, медицинской подготовки и безопасности», о том, что разработчики проекта документа видят в качестве цели отрасли «Здоровье и физическая культура», какие, по их мнению, «здоровотворные» знания и умения должны давать нашим ребятам базовая и старшая школы, смысла нет — все желающие могли ознакомиться с ними в газете «Освіта України», №1—2 от 14 января 2003 г. Тем более что, судя по всему, этот вариант проекта будет существенно подкорректирован. На этом настаивали практически все эксперты, выступившие на состоявшемся недавно в МОН Украины «круглом столе», где обсуждалась «оздоровительная» отрасль Госстандарта.

Так, проректор Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования Вера Морозова убеждена: стандарт для старшей школы практически не предусматривает предупреждение возникновения вредных привычек у подростков. Председатель научно-методической комиссии по безопасности жизнедеятельности научно-методического совета МОН Украины Василий Заплатинский обратил внимание на то, что в проекте документа отсутствует немаловажный раздел «Безопасность дома», нет ни слова о технике безопасности при использовании ПК. Заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Национального педагогического университета им. М. Драгоманова Валерий Арефьев отметил: в стандарте немало формулировок, написанных без учета спортивной терминологии. Это провоцирует путаницу и разночтения. Кроме того, по мнению Валерия Георгиевича, в проекте документа отсутствует преемственность между «физкультурными» задачами начальной, основной и старшей школы. А координатор программ ЮНИСЭФ в Украине Виктор Карпенко обнаружил: в предлагаемом стандарте для старшей школы нет ни одного упоминания о способах предупреждения заражения ВИЧ/СПИДом, безопасном половом поведении.

Говорили эксперты и о том, что наших детей попросту некому учить, как вести себя на митингах, во время экологических катаклизмов и т.п. Поскольку отечественным педагогам правила поведения в экстремальных ситуациях никто и нигде не преподает. Собиравшиеся же в Киеве за несколько дней до вышеупомянутого «круглого стола» методисты из разных областей страны высказались еще жестче: в целом проект Госстандарта пока не отвечает современным требованиям, совершенно непонятно, что будет заложено в программы. Зато разработчики проекта с генеральной линией, похоже, определились целиком и полностью. Ведь, по их мнению, одним из главных результатов физвоспитания наших школьников должны стать усвоение всеми без исключения ребятами «основных сведений по истории», а затем «основных этапов истории развития» украинского футбола. Система образования вне политики? Говорите и вы…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК