ЗАТЕРЯННЫЙ МИР УКРАИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

26 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Украина унаследовала от советских времен устаревшую систему подготовки педагогических кадров, которую в процессе реформирования псевдомодернизировали...

Украина унаследовала от советских времен устаревшую систему подготовки педагогических кадров, которую в процессе реформирования псевдомодернизировали. На сегодня концепция педагогического образования продолжает оставаться в плену тоталитарных мифов и стереотипных представлений о миссии учителя. К такому выводу пришли специалисты Института последипломного педагогического образования, проведя исследование на тему: «Система педагогического образования и педагогические инновации». Это исследование, как и ряд других, осуществлялось в рамках Программы поддержки создания стратегии реформирования образования, финансируемой МФВ и ПРООН.

 

Статистика свидетельствует: количество студентов высших педагогических учебных заведений в последнее время уменьшилось на 3%. Лишь 10% учителей работают на высоком профессиональном уровне и только 15 процентам руководителей общеобразовательных учебных заведений присущ демократический стиль управления.

Какие бы реформы ни проводились в образовании, какие бы ни предлагались идеи по поводу их содержания и новейших технологий, убеждены исследователи, они всегда будут недостаточными. Поскольку важнейшим звеном улучшения качества образования был и остается учитель. В то же время качество подготовки педагога за последние годы ухудшилось, за это время из школы ушли лучшие учителя. Многие из оставшихся не соответствуют требованиям, предъявляемым школе современным высшим образованием и высокотехнологическим производством.

В связи с низким социальным статусом учителя эту профессию избирает не самая талантливая часть молодежи. По данным исследований, 25—40% выпускников педагогических учебных заведений не имеют положительной мотивации к своей профессии. В системе украинского образования работают лишь 8% педагогов-новаторов, отрицательно относится к инновациям почти четверть учителей.

В целом сегодня украинских педагогов готовят 62 высших педагогических учебных заведения, 19 структурных подразделений вузов III—IV уровней аккредитации и 15 классических университетов. По мнению специалистов, сеть высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку работников образования, удовлетворяет потребности страны в педагогических кадрах. Но, несмотря на это, кадровая проблема в системе образования остается острой. Учителя уходят из школ, и прежде всего молодежь, констатируют исследователи. За 2000/2001 учебный год только в столице Украины уволилось около двух тысяч педагогов. Прожить за 170 гривен (именно такой сегодня является средняя зарплата учителя) при прожиточном минимуме в 311 гривен невозможно. В настоящее время, по мнению исследователей, есть две причины ухода учителей из школы — материальная и моральная. Общество перестало уважать учителя. Преподавание в школе стало непрестижным. Классы переполнены, из-за чего ухудшается дисциплина, у детей теряется интерес к учебе.

Особенно серьезная проблема — слишком далеко зашедшая феминизация школы. 83% работников образования — женщины. Правда, в последнее время в педагогические вузы стало поступать больше юношей. Но все ли они пойдут работать в школу после окончания учебы, это еще вопрос.

Украинское педагогическое образование по своей сути является конгломератом предметных знаний. При более детальном анализе бросается в глаза, с одной стороны, отсутствие фундаментальных предметов для учительской профессии, таких, как философия образования, когнитивная психология, эдукология, а с другой — господство деформированного предметоцентризма, когда, скажем, преподаватели-гуманитарии совершенно некомпетентны в других дисциплинах.

В то же время сегодня учебный процесс в педагогических вузах страдает от раздробленности. Например, для студентов факультетов начального обучения предлагается сорок шесть обязательных курсов и пять на выбор. На остальных факультетах количество курсов доходит до 60. Ориентация высшей педагогической школы на то, чтобы в учебные планы вводить новые предметы вместо пересмотра и соответствующей коррекции существующих, ошибочна, считают специалисты.

В высших учебных заведениях до 74 часов уменьшился курс психолого-педагогических дисциплин. А курс истории педагогики, педагогического мастерства не читается вовсе! К нулю сведена педагогическая практика. Нужно ли объяснять, что без всего этого хорошего учителя подготовить невозможно?

Учительская профессия как никакая иная требует практической подготовки. Однако на педагогическую практику в вузах выделяется время лишь на четвертом и пятом курсах. Все прочие виды практики (непрерывная, общественно-полезная, летняя воспитательная, в педагогических отрядах и пр.) уже давно забыты.

Педагога сегодня оценивают по уровню его профессиональной компетентности. Исследования показали: около трети учителей имеют низкий профессиональный уровень, более половины — средний и только 10—15 процентов — высокий. Резюме: сегодняшняя система педагогического образования, как и образование Украины в целом, не имеет эффективных механизмов реагирования на изменяющуюся ситуацию. Поэтому педагогическое образование не может оставаться в том состоянии, в котором оно находится сейчас.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно