Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Впрочем, относительно Вселенной я не уверен.
Альберт Эйнштейн
В украинском школьном образовании существуют две метапроблемы: дураки и деньги. Точнее, избыток первых и хроническая нехватка вторых.
Проблема защиты от дурака, то есть минимизация вреда от некомпетентного вмешательства человека, не обременяющего себя ответственностью за свои действия, остро стоит перед разработчиками различных технических систем. Там, где эту проблему не решают, существует угроза того, что может произойти очередная чернобыльская катастрофа. Впрочем, Станислав Ежи Лец скептически относился к возможности обезвредить человеческую глупость с помощью «искусственного интеллекта»: «Электронный мозг будет думать за нас точно так, как электрический стул за нас умрет».
Реалии и сюрреализм украинского образования убеждают, что прогресс в этой сфере невозможен, если не будут найдены эффективные ответы на ряд вопросов: как создать защиту от дурака в педагогических системах? как сделать невозможным или хотя бы минимизировать негативное влияние «непродвинутых» руководителей на всех участников образовательного процесса? каким образом «выпалывать» глупцов, уже попавших в педагогический круг?
Американцы в некоторых штатах ввели понятие «академическое банкротство». Например, в Южной Каролине, Техасе, Арканзасе и Кентукки штат может вмешиваться и даже брать на себя руководство в школьных округах, где тестирование показало, что ученики не способны набрать определенное количество баллов по базовым навыкам.
В штате Техас, если какой-то округ не соответствует аккредитационным стандартам, уполномоченный по вопросам образования может применять к этому округу санкции — от конфиденциального предупреждения с требованием устранить указанные недостатки до назначения управителя, который будет руководить округом.
Если работу той или иной школы признают неудовлетворительной, ей могут придать статус академического банкрота, уволив всех администраторов и распустив школьный совет.
Когда в апреле 2005 года я начал стажировку в должности начальника управления образования Кировоградской областной государственной администрации, моей ежедневной обязанностью стало чтение десятка жалоб, поступающих на имя президента или премьер-министра и переадресованные обратно в регионы. Я понял, что изменение власти всегда вызывает лавину жалоб и что мои тогдашние надежды на мгновенное решение всех проблем были слишком преувеличены... Очевидно, я все-таки был хорошим директором школы, потому что мне даже в страшном сне не привиделись бы те откровенные маразмы, которые были (и есть!) нормой жизни во многих образовательных учреждениях. Если предположить, что хотя бы процентов пять написанного было правдой, то можно просто ужаснуться от тупого идиотизма и патологического самодурства некоторых наших горе-руководителей.
Почему люди писали президенту о проблемах, которые тянули максимум на тематику профсоюзных собраний? Очевидно, потому, что на местном уровне нет системы защиты от дурака, там «каждая муха — слон», «рука руку моет» и «все схвачено».
И до тех пор, пока там не появятся хотя бы очертания «третьего сектора» в образовании, нечего и надеяться на появление реальных возможностей защититься от дурака...
В марте 2007 года на коллегии управления образования Кировоградской областной государственной администрации услышал впечатляющую цифру: количество жалоб, поступивших за 2006 год, вдвое меньше, чем в 2005 году. Если кто-то подумал, что за это время вдвое уменьшилось количество проблем или резко упал «коэффициент глупости», к сожалению, вынужден его разочаровать. Это лишь свидетельство нарастания в просвещенской среде социальной апатии, краха иллюзий относительно того, что при новой власти можно добиться правды. Это еще одно свидетельство прогрессирующей деинтеллектуализации управленческих структур, продолжающих демонстрировать крайне негативную реакцию на немногочисленных «белых ворон». К сожалению, во многих случаях попытки просвещенских камикадзе одолеть даже очевидную глупость оказываются бесплодными. И «лупати сю скалу» все равно нужно.
Каждый из нас в состоянии наработать собственный алгоритм защиты от дурака. Например, вы работаете психологом в школе, но вдруг ваше место оказалось нужным для трудоустройства подружки директорши школы. Глупость всегда «пре буром», поэтому немедленно устраивается «комплексная» проверка вашей работы. В частности, как способ артподготовки в психологической войне против вас поступает указание написать детальный отчет о проделанной работе, в котором каждый классный руководитель должен поставить личную подпись на подтверждение проведенного мероприятия... Что делать в такой ситуации?
Для начала надо поинтересоваться, является ли такая проверка плановой, и попросить показать, что она действительно зафиксирована в годовом плане школы. В случае, если проверка оказалась экспромтом, вежливо поинтересуйтесь основаниями, которые ее повлекли (показать жалобы и тому подобное), и наличием приказа по школе о проведении этой проверки. Если от вас требуют ведения какой-либо дополнительной документации, надо напомнить об официальной политике МОН, направленной на дебюрократизацию образования, и потребовать, чтобы вам показали нормативно-правовой акт, обязывающий вас вести определенную «отчетность». Предложите зафиксировать новаторство приказом по школе, что нетрудно будет обжаловать в суде. Аргумент наподобие «Я здесь директор, я имею право...» всерьез не воспринимайте. Правовые основания для тех или других ноу-хау должны быть четко доведены до вашего сведения. Если после этого последуют откровенные угрозы (желательно записать их на диктофон), обращайтесь с жалобами во все возможные инстанции, начиная от местного управления образования и прокуратуры до МОН и международных правозащитных организаций. Сами же не спешите писать какие-либо объяснительные записки или отчеты... Действуйте по принципу Дона Аминадо: «Не клянитесь письменно в вечной любви, клянитесь устно!». И главное — никого не бойтесь. Тогда директор-самодур быстро поймет, что вы являетесь крепким орешком, о который можно сломать зубы. А шанс, что от вас отцепятся, будет не меньшим чем девять из десяти. В большинстве своем директора-самодуры отъявленные трусы, широкая огласка конфликта им ни к чему, и «задний ход», как правило, они дают при появлении первых признаков серьезного сопротивления. Конечно, после этого дружбы с таким руководителем у вас не будет, но «лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Нет потребности доказывать, что продолжительный период «выживания», который прошло наше образование за последние 15 лет, если чему-то и содействовал, то только выживанию из ума тех руководителей школ, которых вполне удовлетворяет роль завхоза и которых вполне устраивает приземленная до уровня плинтуса философия выживания («как нам платят, так мы и работаем»). Излишне доказывать, что и процесс профессиональной деградации учительства за это время достиг предела. Спросите у своих коллег, когда в последний раз они читали книгу по педагогике кого-то из современных украинских или иностранных авторов. К сожалению, большинство наших сеяльщиков умного, доброго, вечного еще на третьем курсе пединститута прочитали (и забыли) Песталоцци, когда-то «для педсовета» читали Сухомлинского, несколько лет назад купили что-то наподобие конспектов уроков на курсах по усовершенствованию педагогического мастерства и... все. Представляете профессиональный уровень программиста, юриста или экономиста, который двадцать лет ничего не читал по своей специальности?! Поэтому главное, вопреки жизненной мудрости (глупому — легче!), не взлелеять дурака в самом себе. Для этого не нужно прилагать особых усилий, плыви себе по течению... Недаром же говорят: учиться — это все равно, что грести против течения, перестаешь грести — и тебя сразу же несет обратно.
Если учитель ничего не знает о развитии эмоционального интеллекта, не имеет представления о глобальном образовании или интерактивных технологиях преподавания, он профессионально отсталый человек. Если директор школы превратился в хозяйственника и абсолютно ничего не слышал о педагогической культуре или о социальных аспектах стимулирования труда педагогического персонала, он тоже профессионально несостоятельный человек. В таком коллективе, как правило, действует принцип взаимной амнистии: директор сквозь пальцы смотрит на процесс профессиональной деградации учителей, а они в ответ делают вид, что не замечают очевидной непродвинутости своего руководителя.
Особенно требуют защиты от дурака одаренные дети. «Белые вороны» в наших школах все еще страдают от воинствующей посредственности. «Посредственность означает не средний уровень интеллекта, она означает, что интеллект среднего уровня негодует и завидует тому, кто лучше», — констатирует Айн Ренд. Так было, так есть и так будет, но наша задача — сделать все, чтобы минимизировать влияние антиинтеллектуального социума на одиночек-интеллектуалов. Ведущей конференцию «Дети—родители—общество: взаимодействие и интеграция», проходившей в Чернигове, мама дала замечательный педагогический рецепт: увидишь умного ребенка, у которого настоящий талант, полюби его сразу, ибо потом зависть съест.
Впрочем, умение «клеїти дурня» и иметь перед начальством «вид лихой и придурковатый» все еще значительно для успешного «самовыживания» в нынешних школах и особенно в управлениях образования. Реалии украинской школы нового тысячелетия дают основания, по примеру Эразма Роттердамского, написать не один трактат с названием наподобие «Похвала глупости».
Очень хотелось бы как-то оптимистически закончить эти раздумья, но... есть английская поговорка, развеивающая остатки оптимизма: Make it idiot-proof and somebody will make a better idiot, что в переводе на украинский означает: поставьте защиту от дурака и кто-нибудь окажется еще большим дураком.