Закон Божий — в храм знаний

15 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Что побудило Виктора Ющенко именно сейчас поставить перед Министерством образования и науки задачу разработать и ввести к 1 сентября в школах курс этики веры, сказать сложно...

Что побудило Виктора Ющенко именно сейчас поставить перед Министерством образования и науки задачу разработать и ввести к 1 сентября в школах курс этики веры, сказать сложно. Однако своим заявлением он дал толчок новому витку дискуссий, вот уже несколько лет ведущихся относительно религиозного воспитания школьников.

Особые разногласия вызвало одно из рабочих названий курса — «Христианская этика». О его разработке и внедрении в школьную программу говорилось на прошедшем в конце июня круглом столе в Министерстве образования и науки. И хотя Президент пояснил свою позицию, сказав, что «речь идет о Боге, вере в той или иной форме: не ставится целью одностороннее освещение этого вопроса. Следует взять общие подходы всех церквей», большинство дискутирующих уверены, что детям будут пытаться привить религиозность, причем христианскую.

— Никто и не говорит о «Христианской этике», — утверждает министр образования и науки Станислав НИКОЛАЕНКО. — На территории Украины живут представители самых разных религий: и христиане, и мусульмане, и иудеи. Достаточно много и атеистов. Вот я не верую, так что — меня смогут заставить изучать тонкости религиозных обрядов? В ближайшее время мы разработаем курс под условным названием «Этика религий», основанный на традициях духовности, морали и нравственности, и учитывающий требования всех религий, представленных в стране.

— Президент на все выделил два месяца…

— Думаю, что мы успеем к началу учебного года. Тем более что опыт и некоторые наработки уже есть: разработан курс этики для 5—6 классов, есть экспериментальные программы и учебники. Это будет не доктринерский курс, а познавательный, образовательный и развивающий. Конечно, напечатать для всех учебники мы вряд ли успеем, но рекомендации учителям, методические пособия и программы — вполне.

— То есть дети будут изучать два предмета: обычную этику и этику религий?

— Я так предлагаю. Причем первый будет в качестве основного предмета, а второй изучаться факультативно — по желанию самого ученика и его родителей.

— А кто будет преподавать этику веры — учителя или священники?

— Конечно, школьные учителя: закон о всеобщем среднем образовании запрещает преподавать не педагогам.

— Возродить духовность, ценностные ориентиры, мораль в обществе одним, даже самым хорошим школьным предметом, невозможно.

— Уже создается концепция воспитательной работы. Сегодня главная проблема в том, что ребенок остался без должного внимания взрослых. Система внешкольных учреждений практически разрушена (сейчас мы работаем над наполнением их новым содержанием и улучшением финансирования), а родители часто не готовы к воспитанию ребенка, не знают, как это нужно делать, не знакомы с возрастными и психологическими особенностями детей. В первую очередь это касается неполных и неблагополучных семей.

— Раньше большую помощь в воспитании ребенка оказывала религия.

— Я убежден, что это должно происходить через такие формы, как воскресные школы. Они сегодня работают, причем без всякой регистрации в органах образования.

Попытки ввести в школах предмет, дающий детям представление о религии — неотъемлемой части любой национальной культуры, — предпринимались уже давно. И хотя на государственном уровне они «тормозились» на уровне руководства МОН, в ряде школ и даже целых регионах (например, в Западной Украине) подобные уроки уже проводятся: разработаны соответствующие программы, учебники, методические пособия. В Украинском коллеже им. В.Сухомлинского, уроки этики включены в расписание детей с первого класса, а программа предмета и хрестоматия, разработанные коллективом учителей, проходят апробацию в рамках всеукраинского эксперимента.

— Воспитать у детей высокие моральные качества, патриотическую и гражданскую сознательность, ценностные ориентиры, ведущие человека по пути познания истины, добра, красоты, невозможно без изучения в школах предметов этико-моральной направленности, — убеждена директор коллежа, член-корреспондент АПН Украины Василина ХАЙРУЛИНА. — Разработанная нашими учителями программа «Этика: духовные основы» — это попытка в рамках школьного курса на основе отечественных духовных традиций пробудить интерес учеников к вопросам, связанным с этикой и моралью, показать необходимость и важность развития духовной сферы человека, помочь детям в определении собственной жизненной позиции.

— Интересно, как можно воспитать, скажем, уважение на обычном школьном уроке?

— А это не обычные уроки. У нас предусмотрены самые разные формы занятий: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки «откровенных мыслей», а также семинары, дебаты, конференции и другие, помогающие применять полученные знания и формировать интерес к поиску истины, лучшему осмыслению явлений и событий, происходящих в современном мире. Например, среди тем, которые изучают первоклашки, есть такие: «Поступок и проступок», «Чего желаешь себе — так поступай и с другим», «Красота окружающего мира», «Семья — остров любви». Или в четвертом: «Честь моего рода», «Календарь семейных праздников», «Коллектив начинается с меня», «Умей уважать другого». В старших классах предлагается уже не только обсудить вопросы психологии межличностных взаимоотношений, влюбленности, чести и достоинства человека или отношение к смерти, но и ознакомиться с историей этических учений, взглядами известных философов.

Конечно, в программу включены темы однозначно религиозные. Например, «Православная духовная традиция — тысячелетняя традиция нашего народа», «Человек — образ и подобие Божие», «Покаяние как духовное возрождение, как освобождение души из плена греха» и прочие. Но главная проблема заключается в том, что программа коллежа — авторская, и это признают ее создатели. А, значит, эффективно работать по ней смогут лишь очень немногие, способные рассказать детям об основах христианства, не утратив при этом светский характер предмета.

Возможно, именно по этой причине министерство и не взяло ее за основу для создания государственной программы «Этика веры», пытаясь разработать более универсальный курс. Однако, несмотря на вполне однозначную позицию МОН (толерантность и светский характер предмета) и имеющийся опыт преподавания такой этики, варианта программы, который бы удовлетворял всех, пока что никто не предложил. Поскольку страсти (главным образом, политические) продолжают кипеть, а времени отведено крайне мало, что получится «на выходе», неизвестно. Особенно, если учесть, что идею Виктора Андреевича активно поддержали пока что лишь священники.

— Президент понимает, насколько это актуально и важно, — считает председатель православного педагогического общества Анатолий ЗАТОВСКИЙ. — Мы прожили 70 лет в атеистическом обществе, и тот духовный вакуум, который был создан, сейчас заполняется чем угодно и как угодно. Люди забыли о своих духовных национальных традициях, начинают оглядываться на Запад в поисках эталонов общественной и духовной жизни, но не всегда до нас доходят лучшие образцы.

Наша задача — помочь народу узнать свои корни. И хотя у нас официально провозглашен светский характер школы, тем не менее она обязана открыть детям, какой след оставило православие в культуре нашего народа. В Украине провозглашено равенство религий перед законом, но это не означает равенство религий и конфессий перед культурой, перед историей человечества, тем более перед нашей культурой и историей.

— В Украине существуют не только различные религии, но и множество конфессий.

— В школьном курсе все будет учтено — пропорционально тому вкладу, который религии и конфессии внесли в украинскую культуру. Во многих странах к изучению религии относятся куда более серьезно. К примеру, мне стало известно, что из Израиля намереваются депортировать целую семью, которая не сдала экзамен на знание иврита, иудейской религии и обрядов.

— Но у них единая религия.

— Почему единая? Там три религии. Но, скажем, в католических христианских школах изучают Талмуд. Так же должно быть и у нас — это культурологический предмет. Никто не будет призывать вести людей в храмы. Но знать, что такое еврейский праздник Пасхи, что такое христианский, что значит для мусульман праздник Рамазан — должен каждый.

— Священнослужители постепенно сами придут в школы или все ограничится воскресными школами?

— Воскресные школы есть и сегодня. В Киеве, к примеру, 13 еврейских воскресных школ, и слава Богу. Там люди изучают основы своих вероучений. В общеобразовательные школы священники не пойдут: разве что у кого-нибудь из них есть светское педагогическое образование. Но консультировать, контролировать, чтобы в учебниках не было нетерпимости к другим религиям, недопустимых ошибок, мы должны.

Вообще, мне непонятен этот страх. В Западной Украине уже десять лет преподают «Основы христианской этики» — до сих пор никаких проблем не возникало. Если взять зарубежный опыт, то, скажем, в Литве преподают вообще три курса этики. Большинство там католики — они изучают «Основы христианской этики» с небольшим уклоном в католицизм. Православное население изучает «Основы христианской нравственности» на основе православных традиций (этот учебник мы перевели на украинский язык). А небольшой процент атеистов или не определившихся изучают просто курс этики.

Непонятный страх перед религиозным воспитанием детей и возможными при этом перекосами существует у многих. В частности, среди противников столь скоропалительного введения в школьную программу этики на основе христианской веры находятся представители других религий.

Вот, к примеру, как было прокомментировано сообщение на сайте крымской молодежи (под девизом «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного): «Странно уже то, что Президент так легко разрешил сам вопрос о допустимости подобных предметов в школьной программе — церковь в Украине, в конце концов, остается отделенной от государства. Именно по этой причине, впрочем, уже давно, предложен разумный компромисс в виде «истории религий». Ющенко, однако, предлагает изучать «этику веры»: смысл предложенного термина очень туманен, и при желании от учащегося можно требовать наличия веры априори. Смущает и уточнение насчет «подходов всех церквей», ведь церкви — это сугубо христианское явление, их нет ни у представителей других религий (а ведь крымские татары — мусульмане), ни, тем более, у атеистов и агностиков».

Еще более эмоциональны посетители форумов различных сайтов, среди которых ученики старших классов, студенты, родители. Людей одновременно беспокоит как приход в школу церковников с неизбежным в таком случае навязыванием религиозного мировоззрения, так и преподавание христианской этики некомпетентными и неграмотными учителями.

«Идея хорошая, — говорится в одном из таких выступлений, — только плохо, что вести такой предмет будут малограмотные учителя младших классов — чтобы взять побольше часов». «Не все дети — христиане, это верно, — отмечается во втором. — Поэтому человек, который будет вести этот предмет, не должен быть случайным и вдалбливать детям, что вот эта религия хороша, а кто не верит — недостойный уважения еретик». «Сомневаюсь, что обычный школьный учитель справится. Мы можем получить совершенно обратный эффект. Именно это и страшно…».

Немало возражений высказывают сами педагоги.

— На мой взгляд, сегодня мы еще не готовы к введению в школах курса христианской этики, — полагает заведующая лабораторией сравнительной педагогики Института педагогики АПН Украины Наталья ЛАВРИЧЕНКО. — Это ясно было продемонстрировано на состоявшемся в МОН круглом столе, где этот вопрос и обсуждался. В устах клириков педагогическая дискуссия тут же превратилась в выяснение отношений между представителями разных конфессий по поводу того, какая из них внесла больший вклад в украинскую культуру. Где гарантия, что не произойдет ретрансляции этого хронического противостояния на школьное образование и молодежную среду в целом? Ведь даже при условии, что предмет будут читать светские учителя, они могут быть явными или неявными приверженцами определенных религий и конфессий.

К тому же есть данные, что 40% населения страны не относят себя ни к одной из существующих конфессий. Требуется ли детям из таких семей курс именно «Христианской этики»? Или, может, им все-таки целесообразнее предложить изучать светскую этику и религиеведческие учебные предметы? Последние могут знакомить учеников с мировыми религиями, в первую очередь как с культурным достоянием человечества, раскрывать им сущность и ценностные основы различных вероучений — способов познания человеческого существования в прошлом и сегодня.

Такой подход к морально-религиозному обучению и воспитанию, на мой взгляд, более современен и отвечает европейским тенденциям. (Весьма показателен в этом плане тот факт, что из проекта конституции ЕС сознательно изъяли тезис о том, что европейская культура и духовность основываются на христианстве).

В Англии, к примеру, ученики могут выбирать между религией, марксизмом и другими философскими учениями. В Германии религиозные курсы хоть и относятся к традиционным школьным дисциплинам, дети имеют возможность выбирать между ними и курсом светской этики. Во Франции учебные курсы, связанные с религиозным образованием и воспитанием, относятся в ней, как и в других европейских странах, к блоку наук о жизни. Они предусматривают знакомство с мировыми религиями, которые определили и продолжают определять основы духовной жизни многих миллионов людей на протяжении столетий.

Изучая такой предмет, как история-география, французские школьники знакомятся с Библией как с первоисточником, который наилучшим образом помогает узнать историю еврейского народа, понять исторические источники иудейской и христианской религий. По мнению французских учителей, без знакомства с Библией ученикам сложно ориентироваться в историко-культурных памятниках прошлого — живописи, архитектуре, литературе и пр.

Есть страны, в которых преподавание ортодоксального православного вероисповедания в школах обязательно, как, например, в Греции или Ирландии, где католическая церковь принимает участие в руководстве 80% начальных и средних школ. Но здесь нужно учитывать глубину историко-культурных традиций в этих обществах, а не пытаться механически копировать чужой опыт.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно