ЗАЧЕМ РЕФОРМИРОВАТЬ ВЫСШУЮ ШКОЛУ

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 17 марта-24 марта

Проблема высшего образования на рубеже веков приобретает совершенно особое звучание. Глобальные трансформации, происходящие в современных обществах, ведут к существенному изменению технологических укладов...

Проблема высшего образования на рубеже веков приобретает совершенно особое звучание. Глобальные трансформации, происходящие в современных обществах, ведут к существенному изменению технологических укладов. Возникающие при этом невероятно сложные проблемы требуют для своего решения не только увеличения объема научных знаний и количества соответствующих специалистов (ученых, менеджеров, технологов, специалистов социальной сферы), но и качественно нового развития высшего образования. На первый план выдвигается поиск кардинально новых методов обучения, ускоряющих подготовку высококвалифицированных специалистов, которые составляют основной творческий потенциал в сфере научной, технологической деятельности.

Сейчас ведутся многочисленные дискуссии о том, каким должно быть образование в новом столетии. Достаточно убедительными, на наш взгляд, являются утверждения о необходимости переноса акцентов в образовании с простого получения знаний (они все более доступны людям в век информационных коммуникаций) на технологические методы обучения и развитие системного, конструктивного мышления. Основное требование к современному специалисту — умение эффективно и оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, наличия противоречивой и не всегда достаточной информации.

Стремление реформировать высшую школу в сторону усиления ее интеграции с бизнесом и государственными институтами объясняется тем, что в современных условиях особенно заметна прямая связь между высшим образованием и благосостоянием государства. Это убедительно подтверждают данные статистики.

В начале 90-х годов XX века в основной массе трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет лиц с высшим образованием было: в США — 35%, Канаде — 30, Швейцарии — 24, Японии — 21, Финляндии — 18, Франции —15%. А в XXI веке, по прогнозам ЮНЕСКО, уровня национального благосостояния, соответствующего высшим мировым стандартам, достигнут лишь страны, трудоспособное население которых на 40—60% будет состоять из лиц с высшим образованием (Информационные технологии и образование. М., 1996. С. 41).

Таким образом, развитие высшей школы перестает быть проблемой только просвещения, культуры, национального престижа и превращается в приоритетную стратегическую задачу обеспечения научно-технической и социально-экономической мощи государства, а значит и благополучия граждан.

К сожалению, наше молодое независимое государство унаследовало от советской системы образования отнюдь не армию профессионалов, а, по выражению украинского ученого К. Корсака, школу «обученных беспомощностей», для которой характерен постоянно растущий разрыв между фактическими и требуемыми рынком труда знаниями и умениями. И прежде, и теперь в вузах Украины учится менее трети молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, что почти вдвое ниже аналогичных показателей не только большинства развитых демократических стран, но и лидеров среди стран «третьего мира».

Однако гораздо более важной и острой представляется проблема не столько количественного, сколько качественного отставания, проблема повышения уровня обучения и, прежде всего, обновления знаний, которые обесценились вследствие глубоких структурных изменений в социально- экономической жизни (демилитаризации экономики, отмирания нерентабельных отраслей, технологической революции, создания новой инфраструктуры, становления гражданского общества, свободного рынка).

Ситуация, сложившаяся к середине 90-х годов в Украине, характеризуется как общим социально-экономическим кризисом, носящим системный характер, так и кризисом высшей школы, сопровождающимся поверхностным характером реформ университетского образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности.

Чтобы обеспечить насыщение украинского общества высокопрофессиональными кадрами (на уровне передовых европейских стран), нам необходимо радикально трансформировать высшую школу на основе новых образовательных технологий. При этом перед Украиной стоит еще и проблема дообучения, переобучения или других форм адаптации обладателей вузовских дипломов к новым условиям рынка труда, новым общественным потребностям. Последние вносят существенные изменения в организацию, структуру и содержание учебного процесса. Уточнение целей высшего образования необходимо также из-за крайней ограниченности средств, выделяемых бюджетом на образование.

Как показывает опыт реформирования высшей школы в промышленно развитых странах Запада в 80—90-е годы XX века (существенное увеличение государственного финансирования университетов и высших образовательных колледжей), цели там преследовались похожие (конечно, с учетом местных особенностей). Это — укрепление связи высшей школы с практической деятельностью, облегчение поступления в высшие учебные заведения (без снижения требований к абитуриентам), рост количества выпускников вузов (в Великобритании за десятилетие их стало вдвое больше), унификация критериев высшего профессионального образования, развитие дистанционного университетского образования.

Потенциал современного высшего образования в Украине, по данным Института высшего образования АПН Украины, более чем в два раза уступает уровню развитых стран. Особенно сложная ситуация в аграрных регионах. В целом же не менее половины областей Украины нуждаются в немедленном увеличении открытости высшего образования, то есть — в развитии всех видов обучения, а особенно таких его форм, как дистанционная и корреспондентская. Последнее связано с тем, что эти формы, в отличие от традиционной заочной, предусматривают обучение с помощью таких современных средств связи и коммуникации, как компьютерные сети, спутниковая связь, новейшие аудио- и видеотехнологии. И по оценкам специалистов, они являются существенно более экономичной альтернативой классическим формам.

Разнообразные задачи, стоящие перед современным обществом, во многом помогает сегодня решать и негосударственный сектор высшего образования. В частности, он способствует:

расширению возможностей доступа граждан к высшему образованию, увеличению их занятости;

снижению напряженности на рынке интеллектуального труда и сохранению научного потенциала страны, особенно системы образования, за счет привлечения наиболее квалифицированных преподавательских кадров;

созданию новых рабочих мест;

«разгрузке» бюджетов различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения;

адаптации украинской высшей школы к мировому опыту в сфере образования благодаря способности негосударственных образовательных учреждений к гибкому и мобильному реагированию на происходящие изменения;

укреплению материально-технической базы высшего образования;

расширению финансовой, ресурсной и интеллектуальной базы развития прикладных и фундаментальных научных исследований.

В условиях незавершенности формирования правовой базы деятельности негосударственных вузов они, тем не менее, показали свою способность к решению данных задач, а часть из них вышла на серьезный уровень общественного и государственного признания. Негосударственное высшее образование в Украине становится все более популярным. Сегодня уже функционируют 150 высших учебных заведений негосударственной формы собственности, в которых получают образование свыше 200 тыс. граждан Украины и зарубежных стран (6—7% общей численности всех студентов Украины; такой же показатель характерен и для России). Можно предположить, что в ближайшее время их количество достигнет уровня 10% от общей численности студентов в стране. Наиболее популярными профилями подготовки являются: правоведение, экономика, финансы и кредит, менеджмент, бухгалтерский учет и аудит, экономика и управление. В негосударственном секторе высшего образования сегодня обучаются 32,5% юристов, 31,8% психологов и 43,4% бакалавров экономики.

Одной из самых популярных, безусловно, является сегодня профессия юриста. По данным разных социологических исследований, она уверенно удерживает первое место в рейтинге престижности у молодежи. В условиях демократизации, развития рыночной экономики, возрастания роли менеджмента, мониторинга социальной сферы повышается также роль прикладной социологии, психологии и политологии. Закономерно и внедрение в учебный процесс новых курсов подготовки специалистов по связям с общественностью (РR), культуре общения. Эти специальности позволяют подготовить новое поколение управленцев, способных разрешать социальные, этнонациональные, юридические конфликты, развивать культуру межличностного, межнационального и межгосударственного общения.

На новые образовательные потребности общества эффективно отреагировал и негосударственный сектор образования. Уже сейчас в стране есть ряд вузов негосударственной формы собственности, способных обеспечить необходимый уровень подготовки управленческих кадров — менеджеров, социологов, психологов, юристов.

Что касается проблемы соотношения государственных и негосударственных форм образования, то она является, на наш взгляд, искусственно созданной. Вопрос стоит об общем повышении качества образования, обмене опытом, учебно-методической документацией, сотрудничестве вузов.

В целом, на наш взгляд, сегодня можно говорить о необходимости новой образовательной парадигмы — гуманистической, предполагающей смену созерцательной установки в обучении на деятельностную, творческую, сочетающую в себе интересы как общественного производства, так и личности. Проблемное обучение, индивидуальный подход, отказ от унификации учебного процесса, введение новых критериев образованности, внедрение в учебный процесс новых образовательных информационных технологий — все это в совокупности должно помочь преодолеть существующие недостатки в системе высшего образования Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно