Изучая способности детей разного возраста к овладению компьютером, индийский ученый Суната Митра провел эксперимент, который удивил специалистов и поставил целый ряд новых вопросов.
В бедном районе Дели в стену одного из зданий вмонтировали компьютер с доступом в Интернет. В качестве стартовой страницы был использован портал MSN.com. За происходящим вокруг компьютера ученые наблюдали из помещения в этом же доме.
Дети, живущие в этом районе, сразу заинтересовались яркими иконками на экране компьютера. Многие из них бросили свои традиционные игры и попробовали управляться с диковинной штукой. За короткое время ребята освоили несколько простейших операций и, обрадовавшись этому открытию, позвали друзей посмотреть «телевизор, в котором можно все двигать». На следующем этапе самостоятельного исследования маленькие индийцы заметили, что курсор меняет форму при наведении на гиперссылки. Затем они случайно обнаружили, как можно попасть на другую страницу.
Митра подчеркнул, что никто из детей не умеет читать и до этого не видел компьютера. Однако они без посторонней помощи разобрались с тем, как можно работать с ним, и через некоторое время уже уверенно «бродили» по Интернету. Любопытно, что вместо неизвестных им слов «иконка», «курсор» и т.д. они стали употреблять свои словечки, а компьютер у них так и остался «телевизором, в котором все движется».
Спустя несколько дней ребята вполне освоились с новой игрушкой. Они научились использовать буфер обмена, перемещать по экрану иконки и создавать новые директории. Они сами разобрались с тем, как работает программа MSPaint, и рисовали с ее помощью картинки. По уверениям исследователей, уже в первый месяц дети научились брать в Интернете игры и играть в них, а на второй месяц эксперимента уже лихо скачивали mp3-файлы и слушали музыку. Те, кто уже что-то умел, обучал отстающих. Немало детей высказывали желание учиться грамоте, сообразив, что это даст им гораздо более широкие возможности в пользовании компьютером.
Эксперимент был поддержан индийским правительством и Всемирным банком и повторен в нескольких городах Индии. С тем же ошеломляющим результатом. Вывод однозначен — детям научиться работать с компьютером гораздо проще, чем взрослым, и для этого им нужен только компьютер. Однако наблюдение за ходом эксперимента дало ученым пищу для новых исследований. Например, почему одни дети быстро овладевают компьютерными навыками, будто интуитивно чувствуя возможный ход операций, а другие — лишь робко следуют их указаниям? Существуют ли у человека некие компьютерные способности или это результат сообразительности? Если да, то с какого возраста и каким образом можно отбирать для дальнейшего обучения юные таланты?