Проблемы высшего образования в нашей стране волнуют не только чиновников Министерства образования и науки Украины, но и простых граждан, желающих дать в/о своим детям, или самим получить новую, более престижную специальность. Как разобраться в море рекламной продукции, приглашающей в многочисленные вузы различных уровней аккредитации, со вступительными экзаменами и без, на «дешевые» и «дорогие» факультеты?
Рыночные отношения коснулись и сферы образования. За годы независимости Украины подготовлено уже не одно поколение специалистов на коммерческой основе. Но каков уровень их подготовки? Определить это можно и не пользуясь услугами рекламных отделов вузов. Например, оценив владение студентом иностранным языком, что в наше время чрезвычайно важно для любой сферы деятельности.
Для получения необходимой информации мы решили обратиться в пресс-центры некоторых аккредитованных в Украине посольств. Первой пресс-службой, которой мы задали вопросы о качестве подготовки отечественных специалистов, стал секретариат Посольства Исламской Республики Пакистан. Здесь нас удивили: в Украине только в одном вузе (Киевском международном университете) изучается урду — государственный язык этой страны.
Пакистанская сторона данный факт не оставила без внимания, пригласив группу студентов института для ознакомительной стажировки в республике и взяв на себя все расходы. Молодые люди встречались с дипломатами стран Центральной Азии, Африки и Пакистана в Академии иностранных дел Пакистана в Исламабаде и Правительственном колледже в Лахоре. Затем студентов института пригласили бесплатно продолжить учебу в Пакистане.
Следующей инстанцией стало Посольство Индонезии. В конце прошлого учебного года индонезийское посольство в Украине проводило конкурс «Индонезия — главное направление туризма в мире», в котором принимали участие студенты, изучающие индонезийский язык. Победительница — студентка IV курса факультета международных отношений КиМУ Дарина Букач получила возможность совершенствовать знание индонезийского языка в столице этого государства — Джакарте. К слову, за время пребывания в стране она посетила остров Бали, один из самых престижных курортов мира — место белоснежных пляжей, коралловых рифов и гигантских океанских волн. Кроме этого, в план языковой стажировки входило знакомство с религией и национальной культурой Индонезии.
В Посольстве Исламской Республики Иран «ЗН» сообщили, что их правительство предоставляет студентам, изучающим фарси, возможность в течение месяца углублять знание языка в Тегеране. А также предложили обратиться за исчерпывающей информацией на кафедру восточных языков Киевского международного университета. Студенты этого вуза вот уже несколько лет совершенствуют свои знания в Иране. Для последней стажировки был выбран месяц мордади (22 июля — 22 августа). Стоимость дороги частично оплатил институт, основную же массу расходов взяла на себя принимающая сторона. По окончании курса студенты сдали итоговый тест, по результатам которого авторы лучших работ получили памятные подарки от правительства Ирана.
Процесс обучения в Тегеране был тесно связан с обширной культурной программой. За время пребывания в стране ребята посетили музей иранских ковров, базар ручных изделий, парк «Джамшие», дом имама Хомейни, дворец Шахиншаха, кладбище шахидов. Перед отъездом правительство Ирана подарило студентам экскурсию в Эсфахан. Там бывшие стажеры увидели главную площадь «Накше джахан», мечети с колеблющимися минаретами, мечети имама, птичий сад, дворцы для приема зарубежных гостей. По словам студентов, это была просто сказочная поездка.
Покидая КиМУ, мы обратились в информационный центр вуза. Уж очень часто о нем упоминали в представительствах восточных стран в Украине. Здесь нас ждал сюрприз. Информационные стенды КиМУ пестрели отчетами о зарубежных стажировках студентов не только в экзотических странах, но и в Испании, Греции, Италии и Финляндии с отзывами принимающих сторон и, естественно, веселыми студенческими фотографиями. Кстати, практически во всех отзывах говорилось о высоком уровне подготовки киевских студентов. Так что, вполне возможно, мечты о конкуренции с лучшими университетами мира в недалеком будущем станут не такими уж нереальными. В самом деле, а почему бы и нет?