Еще не так давно система образования в Японии была предметом особой национальной гордости. Мало того что японские школьники считались самыми прилежными в мире, а на международных конкурсах и олимпиадах по математике и другим точным наукам привычно занимали призовые места, в Стране восходящего солнца на практике удалось воплотить мечту многих социалистов-утопистов о полном равноправии учащихся. Независимо от месторасположения школы (в центре крупного города или же в отдаленной деревне), от пола детей и имущественного положения их родителей школьники получали одинаковые унифицированные знания. «Образование по-японски означало сидение в классе, тщательное переписывание с доски и прилежное зазубривание текстов из учебников, — говорит Сатоши Ашидате, руководитель управления планирования при Министерстве образования Японии. — Этот процесс был излишне пассивным — сидеть и ждать, пока тебя чему-то научат». Такая методика, по мнению г-на Ашидате, достаточно эффективна при подготовке к сдаче тестов и участию в международных состязаниях школьников, однако она не учит вдумчивому и творческому подходу к самостоятельному решению проблем.
Особую тревогу в Министерстве образования Японии вызвали данные о резком росте числа прогульщиков в школах. Количество учащихся, прогулявших за год 30 и более дней, возросло за последние 30 лет в 12 раз. Все меньшее число выпускников выражают желание продолжать учебу, особенно по математике и точным наукам.
Все это послужило причиной того, что со следующего года Министерство образования запланировало как минимум на треть сократить объем школьных программ и количество учебных часов по четырем основным предметам — японскому языку, математике, естественным наукам и социологии, вообще отменить занятия в школах по субботам.
Освободившееся время предлагается заменить совершенно новым предметом, т.н. общими науками, по которому не будет ни учебников, ни программы и который будет призван заставить учащихся думать, проводить самостоятельные исследования и получать убедительные результаты. Правда, программа вступительных экзаменов в высшие учебные заведения не будет сокращена, поэтому школьная программа рассматривается как минимальный стандарт необходимых знаний, успевающие же ученики смогут получить дополнительные знания самостоятельно или на подготовительных курсах при вузах.
Более того, предполагается замахнуться на «священную корову» японской системы образования — абсолютное равенство — и создать не только специализированные школы, но даже и внутри школы провести разделение классов на более сильные и слабые, с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Внедрение школьной реформы намечено на 2003 год, а пока сотрудники министерства проводят активную разъяснительную работу как среди учителей, так и среди родителей. Публикуются перечни тем, которые будут изъяты из обязательной школьной программы. Так, например, ученики пятых-шестых классов по биологии будут изучать на выбор систему размножения человека или… пескаря. Число «пи» до пятого класса будут округлять до трех, и только потом перейдут на «истинные» 3,14 (о том, что в действительности это число представляет собой бесконечную дробь, американские журналисты, освещающие проблемы школьной реформы в Японии, похоже, даже и не подозревают).
Отношение к задуманной реформе в Японии весьма неоднозначное, а убедительных результатов грандиозного эксперимента придется ждать несколько лет. Даже среди учащихся, которым школьная реформа обещает более «легкую» жизнь, количество сторонников и противников нововведений приблизительно одинаково. Зато учителя, особенно те, которым придется «учить думать», не скрывают своего настороженного отношения к школьной программе. Хотя японские чиновники и обещают для начала «научить думать» самих учителей. Родители тоже особого восторга не выражают, утверждая, что освободившееся в результате сокращения программы время будет использоваться их детьми опять же для зубрежки, только уже под руководством репетиторов или же… самих родителей.