Противопоставление двух систем воспитания — японской и славянской — было особенно эффектным при сравнении получаемых в итоге результатов. Вседозволенность в раннем возрасте у японских ребятишек самым удивительным образом трансформировалась затем в непостижимо строгую дисциплину и жесткий кодекс самоограничений. И, наоборот, постоянные одергивания и привычные подзатыльники в славянских семьях вовсе не способствовали росту авторитета старшего поколения и сознательности младшего. Дети, шалящие на занятиях, грубящие старшим и прогуливающие уроки, были довольно распространенным явлением в наших средних учебных заведениях и совершенно невозможным в школах японских. По крайней мере, до недавнего времени.
Теперь японские газеты с ужасом сообщают: некоторые ученики начальных классов позволяют себе на уроках выкрикивать без разрешения учителя и задираться друг с другом, в четвертом классе употреблять грубые выражения, иногда даже по отношению к учителям, а к шестому классу и вовсе прогуливать уроки! Учителя, за долгие годы привыкшие к беспрекословному послушанию и само собой разумеющемуся прилежанию, в шоке. Высокие инстанции в массовом порядке проводят многочисленные социологические и психологические исследования, пытаясь понять, что происходит и как на это реагировать.
Так, в частности, последний опубликованный доклад национального исследовательского института по вопросам образовательной политики, показал, что каждый третий из 6 614 опрошенных учителей средних школ хотя бы однажды сталкивался с ситуацией, когда весь класс полностью выходил из-под контроля. Специалисты даже придумали специальный термин для этого явления — «коллапс класса». В старших классах к непослушанию добавляются такие проблемы, как быстро распространяющаяся проституция, жестокие драки и полный отказ от посещения школы. Конечно, японцы пытаются утешать себя тем, что их школам еще далеко до «разгула нравов» в школах американских, однако действует это не очень убедительно.
Кроме всего прочего, недостаточное финансирование приводит к недоукомплектованности школ педагогами, подготовленными к решению кризисных ситуаций.