ВЫСШИЕ ПТУ: ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ

28 июня, 1996, 00:00 Распечатать

В конце минувшего года согласно указу Президента страны была создана комиссия по вопросам реформирования профтехобразования в Украине...

В конце минувшего года согласно указу Президента страны была создана комиссия по вопросам реформирования профтехобразования в Украине. Цель ее очевидна - создать все условия для подготовки высококвалифицированных рабочих, мощного потенциала народного хозяйства. Впрочем, новшества в системе ПТУ появились значительно раньше: в начале девяностых годов в качестве эксперимента открылись первые высшие училища. Сейчас их в стране - 78 (всего же ПТУ - 1161). В этом году самый «урожайный» выпуск, а значит, пора подводить итоги.

Чем высшие ПТУ отличаются от обычных, в чем их преимущество? Эти вопросы я адресовала заместителю начальника Главного управления профтехобразования Министерства образования Украины Владимиру Брукве.

- Владимир Васильевич, кто же он, выпускник высшего училища?

- Если говорить коротко, это не только специалист с высокой теоретической подготовкой в своей области, а и рабочий с высокой квалификацией и широким профилем. Помните фильм «Девять дней одного года»? В нем есть такой момент: к ученому, которого замечательно сыграл актер Алексей Баталов, подходит рабочий и спрашивает: «Зачем вам паять? Вы же ученый!» А тот отвечает: «Ученый должен лучше паять, чем рабочий». Иными словами, если это мастер участка или цеха, то он должен выполнять не только технологические разработки, а и сложные технологические операции, иметь квалификацию не ниже пятого разряда.

- Как возникла идея создания высших училищ?

- Подготовка рабочих кадров имела существенный социальный недостаток: у учащихся не было старания в освоении своей профессии. Подавляющее число выпускников ПТУ получали «усредненный» третий разряд, а в перспективе - одинаковую заработную плату. Долгие годы отсутствовал так необходимый механизм отбора талантливых ребят, способных вырасти в крупных специалистов. Эти недостатки могла устранить только ступенчатая подготовка кадров, идея которой родилась еще в 1984 году. Но в то время она не получила поддержки по двум причинам. Первая: у ПТУ был мощный противник - техникумы, которые выпускали (да и продолжают выпускать) командиров производства среднего звена. Но беда в том, что большинство техников не имеет достаточных навыков рабочего. Не поддержали нас и производственники. Тогда им требовались рабочие средней и низкой квалификации, но в больших количествах.

Времена, как известно, меняются: с созданием малых предприятий, рыночных отношений идея о ступенчатой подготовке кадров возникла вновь.

Мировой опыт показывает, что научный прогресс движет не столько совершенная технология производства, сколько персонал, который, в свою очередь, двигает производство. Американцы, к примеру, долгие годы тратили огромные средства на развитие передовых технологий, не уделяя должного внимания обучению кадров, тогда как японцы накапливали технологические идеи и готовили кадры с опережением. Затем оказалось, что за сравнительно короткий срок в Японии были освоены новые технологии, что позволило этой стране по многим отраслям удержать приоритет в мире. Вот почему в условиях рыночной экономики требуются рабочие и специалисты с более высокой квалификацией и широким профессиональным профилем.

Создавая высшие ПТУ, мы ориентировались на училища с хорошей материальной базой. Индивидуально для каждого высшего училища и конкретной профессии разработаны учебные планы. Они включают общетехнический курс, специальный курс, производственное обучение и практику.

- В эти училища могут поступить все желающие или же есть определенный отбор?

- Отнюдь не значит, что все, кто пришел к нам на первый курс, после окончания училища получат диплом младшего специалиста - организатора соответствующего производства, а к тому же высокую квалификацию рабочего. В середине третьего курса мы отбираем самых лучших учащихся. Обычно из трехсот студентов остаются не более пятидесяти. Они-то и расширяют знания по тематическим предметам, технике, а также не прекращают овладевать своей рабочей профессией. Вторая ступень обучения длится приблизительно полтора года.

- Бывали случаи, когда учащиеся старших курсов обычных ПТУ хотели продолжать учебу в высших?

- Да, и немало. Их мы также зачисляем после соответствующего тестирования. Однако не более двадцати процентов от имеющихся вакансий. «Раздувать» высшие училища не имеет смысла: они потеряют свое рациональное зерно.

- Какие дисциплины изучают учащиеся этих ПТУ?

- Все зависит от профиля. Кстати, если говорить о раскладке высших училищ, то из них 39 промышленных, 15 строительных, 15 сельскохозяйственных, а 9 относятся к сфере услуг. Что же касается дисциплин, то, к примеру, маляр или столяр строительный изучают геодезию в строительстве, основы менеджмента, производственную психологию, реставрационное дело. Этих предметов нет в программе обычных ПТУ.

- Владимир Васильевич, отбирают ли педагогов для чтения лекций в высших профессиональных училищах?

- Мы привлекаем лучших мастеров производственного обучения, преподавателей институтов. К слову, преподавательский состав высших училищ получает пятнадцатипроцентную прибавку к своей заработной плате.

- Есть ли гарантия, что выпускники этих училищ будут работать по специальности? Существуют ли проблемы с трудоустройством?

- Мы получаем много предложений от крупных предприятий об открытии в своих базовых училищах такой ступенчатой подготовки. Даже есть предложения об организации ВПУ на базе техникумов. Сегодня руководители предприятий видят перспективу в потребности рабочих совершенно другого уровня квалификации. Вот выдержка из письма, которое мы получили от фирмы «Тернопольстрой»: «На сегодняшний день строительству нужен квалифицированный рабочий с основами знаний передовых технологий, умением их практического использования и основами инженерных навыков». Подобные письма нам присылают такие известные предприятия и организации, как львовское объединение «Кинескоп», «Донецкуголь», Николаевский судоремонтный завод, Ильичевский морской порт. Так что проблем с трудоустройством этих специалистов практически не существует.

- Итак, эксперимент удался?

- Думаю, что да. Нас поддержала комиссия Верховного Совета Украины по вопросам науки и образования. В проекте нового Закона об образовании поддерживается идея высших профессиональных училищ.

- И последний вопрос. Есть ли льготы у выпускников высших училищ при поступлении в институты?

- Действительно, процентов тридцать поступают в институты. Часто прием в вуз проходит автоматически на выпускных экзаменах ВПУ, где экзаменаторами являются преподаватели вузов. Вместе с тем, мы бы не хотели, чтобы высшие училища выступали в роли подготовительных курсов. Наша задача - дать производству специалистов, которые бы подняли авторитет системы ПТУ. Вполне возможно, что в перспективе на базе сегодняшних ВПУ будут готовиться не только рабочие высокой квалификации, но и инженеры с должной практической подготовкой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно