Вундеркинды из глубинки

09 ноября, 2007, 14:10 Распечатать
Выпуск № 42, 10 ноября-18 ноября 2007г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Можно ли представить начальную школу, где чуть ли не все ученики учатся на «отлично» и «хорошо», гд...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Можно ли представить начальную школу, где чуть ли не все ученики учатся на «отлично» и «хорошо», где дети на уроках математики прыгают, поют и танцуют, уроки сокращены, зато программа намного опережает государственную, где школьники болеют гораздо меньше, чем в обычных школах, и с удовольствием бегут на уроки? «

Вряд ли такое возможно, — скажут читатели. — Подобные школы появятся разве что в будущем, да и то не у нас, а в передовых странах». И будут неправы. Потому что «классы вундеркиндов» реально существуют, причем не в каком-то мегаполисе, а в небольших селах Иршавского района Закарпатской области. Их «автор» — москвичка Юлия Пинчук, которая шестнадцать лет назад по воле случая оказалась в Закарпатье.

Главное — зажечь в глазах детей искорку

Юлия Пинчук приехала в Закарпатье в командировку и была настолько восхищена здешней природой, что купила небольшой домик в горной деревушке. Здесь она воспитывает троих младших детей, благодаря которым появилась «Веселкова школа».

— По статистике в 1-й класс приходят 20 процентов не совсем здоровых детей. А знаете, сколько их становится к концу первого учебного года? — спросила меня Юлия Борисовна, когда мы расположились в ее уютном домике за журнальным столиком. И сама же ответила: «70 процентов! Это статистика Минобразования и Минздрава. В первые же месяцы учебы у детей появляются проблемы со зрением, осанкой, снижается иммунитет, от чего ребята часто простуживаются. Неверие в свои силы, отсутствие интереса к учебе, нежелание учиться, даже нервные тики тоже, к сожалению, являются последствиями школьных перегрузок. Ребенок, с радостью идущий в
1-й класс, очень скоро начинает понимать, что его обманули — на самом деле учиться скучно, трудно, неинтересно. Вот почему я решила разработать игровую обучающую систему для самых младших школьников.

Пусть учителя не пугаются — на уроках используются лишь игровые пятиминутки. Уже в середине второго класса игровые приемы сменяются опытами, экспериментами, практическими работами, и дети убеждаются в том, что «научные» игры гораздо увлекательнее, чем привычные».

«Веселкова» (радужная) методика базируется на трех китах — Интерес, Гармония, Радость, сокращенно «ИГРа». Юлия Борисовна прекрасно владеет детским языком, с помощью которого самый сложный материал умеет преподнести в интересной и доступной форме. На уроках языка в «Веселковой школе» ученики за несколько занятий учатся читать благодаря «говорящему шрифту», а на математике прыгают по числовым дорожкам и быстро усваивают правила, зарифмованные в простые стишки и положенные на любимые, всем известные мелодии.

— Главное — вызвать у детей интерес, зажечь в их глазах искорку, — говорит Юлия, — тогда они запомнят усвоенный материал на всю жизнь. Чтобы не отстать от программы, учителя начальной школы иногда вынужденно заменяют уроки физкультуры, рисования, пения уроками письма и математики. У нас «проблема» другая — дети быстро усваивают госпрограмму, и у них остается много свободного времени. Благодаря ежедневным урокам физкультуры и спорта, хореографии, музыки, мировой культуры рождается гармония души и тела, вырастает не только культурный и знающий, но и здоровый, красивый, гармоничный человек.

Шесть лет назад элементы системы «Веселкова школа» были введены в качестве эксперимента в первых классах школы в с. Долгое. Сейчас первые должанские «веселята» перешли в седьмой класс, а по «веселковой» методике официально учатся 200 первоклассников и 350 второклассников в разных школах Иршавского района. Результаты просто ошеломляющие. Держу в руках статистическую таблицу успеваемости первых—пятых классов Должанской школы за прошлый учебный год, где «веселковые» классы поданы в сравнении с обычными. Разница по успеваемости колоссальная. В обычных первых классах 81,5 и 86% хороших и отличных баллов, в «веселковом» первом классе — 93%. Разница небольшая, если не знать, что «веселковый» класс вела выпускница педучилища, а параллельные классы — самые опытные педагоги начальной школы.

В остальных классах процент отличных и хороших баллов составляет от 24 до 72%, а в «радужных» — от 83 до 97,6%. «Веселковый» 1 «В» класс получил 40,2% хороших и отличных баллов. Этот не слишком высокий показатель — самая большая гордость «Веселковой школы». В 1 «В» класс попали дети из проблемных семей, которые никогда не посещали детсад, не имели начальной подготовки и от которых отказались благополучные учителя. К тому же класс взяла неопытная учительница, выпустившая перед тем четвертый класс с низкими показателями, некоторые из ее учеников к концу начальной школы так и не научились читать. Зато все ученики
1 «В» к концу года хорошо читали, считали. Одну и ту же контрольную работу по математике за пятый класс писали третий и четвертый «радужные» классы — 47 и 81% отличных (79 и 94% отличных и хороших) баллов и три обычных пятых класса — 0—16% отличных (29 — 48% отличных и хороших) баллов.

— Ученикам «веселковых» классов не нужна зубрежка, они учатся думать, понимать, — говорит Юлия Пинчук. — То, что необходимо запомнить, например таблицу умножения, учим с помощью песен. Ведь детские песенки запоминаются на всю жизнь. Пять лет назад моя дочь-первоклассница принесла из школы таблицу сложения и вычитания на 100 примеров, которые нужно было выучить наизусть, после чего я… забрала ее из школы. Ведь ребенок, привыкший зубрить, отвыкает думать, тупеет. Дочь продолжила занятия дома по «веселковой» методике. К ней с удовольствием присоединился младший брат. Очень скоро четырехлетний малыш обогнал сестру. Это закономерно — чем раньше начинается обучение по системе, тем лучше результаты.

Дошкольники решали задания, которые не очень давались третьеклассникам

О системе «Веселкова школа» писала не только украинская, но и… итальянская пресса, сейчас в этой стране по «радужной» методике учатся 150 детей. В Украине с помощью спонсоров из той же Италии изданы «радужные» учебники, пока лишь для первого класса (остальные ждут своего часа в компьютере). С рус­ского языка на украинский их перевела талантливая учительница Любовь Бердар, создавшая уникальный авторский курс для первоклассников «Музыкальная фонетика». «Радужная» учебная программа значительно опережает государственную. Например, умножение и деление школьники учат здесь в первом классе (по госпрограмме — в конце второго), в занимательной форме преподаются элементы из других, «старших» дисциплин (в творческий коллектив разработчиков учебников вошли замечательные закарпатские учителя А.Турак, А.Урста, О.Исак, чудесные иллюстрации сделала А.Дурда). В этих учебниках больше забавных иллюстраций, чем словесных пояснений, «радужные» контрольные, которые дети с удовольствием пишут на каждом уроке (кроссворды, рисунки по теме урока, веселые задания), помогают им глубоко усвоить материал, научиться работать с информацией. Многие курсы (география, история, зоогеография с основами рисования, биология) ведут учителя начальных классов по готовым разработкам. Физику и химию пока преподают специалисты.

— Мечтаю, чтобы все дети учились с радостью, — говорит Юлия Пинчук, — и тогда они станут вундеркиндами. Мы провели колоссальную работу, создав комплект «веселковых» учебников для начальной школы, зато теперь в любой области, в любом городе или деревне, в любой школе с помощью этих учебников можно вырастить целые классы вундеркиндов. У меня не было намерения вторгаться в официальную систему образования, я только хотела помочь своим детям. Но оказалось, что подобную систему ищут. Проводятся конкурсы, разрабатываются новые учебники, потому что теперешняя программа не устраивает ни детей, ни родителей, ни педагогов, ни даже чиновников…

Я решил поинтересоваться впечатлениями учителей Луковской и Должанской школ, которые уже несколько лет работают по «радужной» методике.

Мария Лендел: «Я занималась индивидуально с детьми Юлии Борисовны Пинчук по «веселковой» системе. И девочка, и ее младший братик, оба еще дошкольного возраста, с удовольствием решали задания, которые не очень давались третье- и четвероклассникам. Постепенно я начала вводить элементы этой методики в своем классе. Ученики значительно опережают своих сверстников из обычных классов, кроме того, они получают много дополнительных знаний».

Мария Косик долгие годы работала директором Должанской средней школы, теперь вышла на пенсию и возглавляет «Веселкову школу»: «Сначала мы использовали элементы «Веселковой школы» в учебной программе по собственной инициативе, но в сентябре 2005 г. глава управления образования облгосадминистрации Юрий Герцог подписал приказ об официальном эксперименте. Родители видели, насколько легко стали учиться их дети, учителям пришлось немного труднее, ведь дети в «радужных» классах принимают активное участие в уроке. Они творчески настроены, не боятся спорить с учителем и нередко оказываются правы».

Оксана Батьо: «В прошлом году я выпустила четвертый класс, с которым занималась по «радужной» методике с самого начала. Дети намного опережают своих сверстников из обычных классов. Одна из учениц пошла в гимназию в райцентре, учителя все время спрашивают, где она раньше училась. Не верят, что такие знания ей дали в обычной сельской школе…»

А вот что о «Радужной школе» рассказала методист кабинета начального и дошкольного образования Закарпатского института последипломного педагогического образования (ЗИППО) Мария Кирик: «Впервые я обратила внимание на «радужные классы» еще четыре года назад, когда проводила мониторинг по математике в третьих классах. Таких результатов, как в «радужном» классе, не было даже в городских школах. А ведь это обычный сельский класс, к тому же горный район! Весной научный совет ЗИППО подводил итоги расширенного эксперимента «Веселкова школа» в первых классах. Результаты психологических тестов показали, что по всем параметрам — успешность обучения, внимание, память, творческое мышление — «радужные» классы на 15—20% опережают контрольные. При этом «радужные» первоклассники читали на уровне второго, а некоторые даже на уровне третьего класса, успешно справлялись с заданиями по математике для второго класса».

«Сначала получите гриф Минобразования…»

«Радужной школой» заинтересовались и в столице. В прошлом году Ю.Пинчук, методиста ЗИППО М.Кирик и учительницу О.Батьо пригласили на коллегию Минобразования, после чего педагогический университет им. М.Драгоманова заключил договор с ЗИППО о совместной работе по научно-методическому обоснованию педагогической технологии «Веселкова школа» (научный руководитель эксперимента — зам. директора ЗИППО, профессор Василий Химинец). В Минобразования «Радужную школу» курирует Институт инновационных технологий. По словам Галины Древаль, заведующей сектором начального и дошкольного образования института, «Веселкова школа» могла бы войти в большой проект Минобразования «Школа будущего». Однако для этого необходим спонсор, который поможет издать учебники и оплачивать экспериментальную работу.

— Вы знаете, где живут самые бескорыстные люди на свете? — немного эмоционально спрашивает меня Юлия Борисовна, когда мы уже прощаемся с ней. И сама же отвечает: «В Иршавском районе. Вот уже седьмой год десятки учителей здесь работают по «радужным» программам, ни копейки не получая за участие в эксперименте. И самые отважные люди — тоже отсюда. Разрешить на уровне районного отдела образования (заведующий Иван Попович) сотням первоклашек петь, прыгать, играть и смеяться на уроках, то есть нарушать дисциплину, — согласитесь, это отважный поступок. А что же государство? Оно наградило нас дипломом второй степени на всеукраинском конкурсе «За лучшую модель начальной школы». А ведь это была единственная из сорока представленных на конкурс моделей, предлагавшая полный комплект учебников для начальной школы — от букваря, прописей и математики до игровых курсов по географии, зоогеографии, биологии, физике, химии, астрономии, истории, мировой культуре. Учебников, которые в течение шести лет дают очень хорошие, даже уникальные результаты. Все они утверждены ЗИППО, но для проведения всеукраинского эксперимента этого недостаточно. «Сначала получите гриф Минобразования на свои учебники, — сказали нам, — а потом поговорим о финансировании». Но для получения грифа Минобразования нужно апробировать каждый учебник как минимум в течение двух лет, а для этого его необходимо издать. Мы в течение года печатали учебники вместе с рабочими тетрадями на цветных принтерах, но они вышли из строя. Стоимость одного учебника при издании маленьким тиражом зашкаливает за 60 гривен. Кто из родителей захочет и сможет платить такие деньги? Неужели все эксперименты в украинском образовании проводятся так же? Неудивительно, что при таком подходе украинские дети «благополучно» заваливают общеевропейские тесты и не способны поступить в высшие учебные заведения без репетиторов.

Итальянские благотворительные организации с радостью помогут одной-двум украинским школам, но образование украинских детей в целом — не их проблема! Тогда чья же? В ожидании ответа на этот вопрос приглашаем к сотрудничеству отважных, любящих и бескорыстных людей. Я знаю, они живут не только в Закарпатье…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК