Ежегодно около полумиллиона школьников Украины, их родители и родные решают проблему: как поступить в высшее учебное заведение. Одни школьники самостоятельно упорно готовятся, чтобы хорошо сдать вступительные экзамены и выдержать конкурс. Другим родители нанимают репетиторов, которые в течение года устраивают интенсивный тренинг их детям. Третьи, зная настоящий уровень знаний своих детей и понимая, что они не способны выдержать ни один конкурс ни сами, ни с помощью репетиторов, ищут разнообразные пути «туннелирования» в высшее учебное заведение.
Глубоко разделяем тревогу Президента Украины Виктора Ющенко по поводу состояния образования, высказанную им на Всеукраинском педагогическом форуме 24 мая 2005 года: «Сегодня образование само сдает экзамен на зрелость перед обществом. Способны ли просвещенцы к самоочищению? Вместе с вами нам нужно преодолеть последствия беззакония, повысить в глазах всего общества авторитет учительского труда... На пороге выпускные экзамены в школах и экзамены в университеты. Надеюсь, они будут прозрачные и честные. Этот год должен стать первым годом без коррупции на экзаменах... »
Львовский национальный университет имени Ивана Франко первым в Украине, еще в 1992 году, изменил форму вступительных экзаменов. Введение тестирования стало своеобразной революцией. Определяющим нравственным императивом при создании собственной модели вступительных экзаменов было следующее убеждение: система вступительных испытаний должна содействовать тому, чтобы молодой способный и трудолюбивый человек не оставался за стенами университета. Наша система, собственно, и дает такую возможность абитуриентам, один на один с заданием, без какого-либо психологического дискомфорта от общения с экзаменаторами, всесторонне проявить знания, обеспечить вступительной кампании максимальную объективность. Наш опыт первым перенял Национальный университет «Киево-Могилянская академия», а его президент Вячеслав Брюховецкий лично приезжал во Львов для ознакомления с тестированием. Позже наш опыт позаимствовали и несколько других высших учебных заведений Украины. Министерство образования и науки Украины еще в 2002 году одобрило опыт Львовского национального университета имени Ивана Франко о проведении вступительных испытаний в форме тестирований и рекомендовало высшим учебным заведениям интенсивно внедрять его.
Проблемы, связанные со вступлением в университет, соответствие содержания тестов школьным программам широко обсуждаются с руководителями органов управления образованием, учителями, общественностью. Школа пытается «приземлить» выполнение программы, а вуз — отслеживать пробелы в ее реализации, чтобы ученик эти пробелы ликвидировал и будущий студент без дополнительных подготовительных занятий смог овладевать программой высшей школы. Для обсуждения актуальных проблем школы и университета было решено провести цикл круглых столов «Университет и школа». Уже состоялось одиннадцать таких заседаний, работу которых широко освещали средства массовой информации.
Ежегодно процедура проведения тестирования в нашем университете совершенствовалась, и на сегодняшний день она следующая. За несколько часов до начала экзамена из базы данных, опубликованных в «Сборниках тестовых заданий Львовского университета», компьютер по специальной программе выбирает вопросы и формирует задание для каждого абитуриента. Все они имеют одинаковый уровень сложности. Каждое из этих заданий непосредственно перед тем, как их заносят в аудиторию, собственноручно (не факсимильно) подписывают председатель предметной комиссии и ректор университета. Абитуриенты тоже случайно (с помощью жеребьевки) выбирают себе место в аудитории, после чего, согласно выбранному номеру, подходят к столу дежурных экзаменаторов, и каждый выбирает сам свое задание. Время выполнения задания устанавливает приемная комиссия университета. Свои ответы абитуриент записывает в специальный талон ответов. По окончании контрольного времени дежурные экзаменаторы собирают задания и талоны ответов, следя за тем, чтобы все позиции в них были заполнены. Клеточки, где ответов нет, абитуриент должен погасить, то есть перечеркнуть. Талоны ответов вместе с заданиями и черновиками абитуриентов дежурные экзаменаторы сдают в экзаменационную комиссию, причем талоны ответов сразу передают в этом же помещении для сканирования и оценки правильности ответов путем сравнения с соответствующими кодами и печатания рейтинговой таблицы с фамилиями абитуриентов и количеством баллов, которые они набрали. Вся эта послеаудиторная процедура для 500—700 абитуриентов в течение смены, в зависимости от дисциплины, количества конкурсных групп, с соответствующими актами передач и прочим сопровождением подотчетности и контроля, как правило, занимает два-три часа.
Следовательно, всего лишь через три часа после того, как абитуриент оставил аудиторию, он уже знает не только количество набранных баллов, но и свое место в рейтинге, то есть стал он студентом университета или нет. Вся эта несколькочасовая процедура проведения тестирования — от подготовки заданий, прихода абитуриента в помещение университета и до обнародования рейтинговой таблицы на специальных досках объявлений приемной комиссии — прозрачная, понятная и проходящая в академической и деловой атмосфере, со взаимным контролем на всей цепочке операций и строгой отчетностью всех участников, имеющих свои четко определенные обязанности и задачи.
Когда в Украине впервые зашла речь о так называемых центрах независимых тестирований, то Львовский национальный университет имени Ивана Франко не просто поддержал эту идею — он был ее инициатором. Нужно ли организовывать независимые, то есть внеминистерские, внеуниверситетские или вне любых других вузов центры тестирований? На наш взгляд, да. Это должна быть государственная комиссия с региональными центрами для аттестации уровня знаний выпускников средних школ (этого или прошлых годов), которые хотят поступать в вузы и получать высшее образование. Итак, схема следующая. Выпускных экзаменов в средней школе нет (понятно, что экзамены в школе обязательны, но не выпускные). Выпускникам средних школ выдают аттестат с приложением, куда вписаны оценки по всем дисциплинам, выставленные по интегральному среднему показателю за тот период, в течение которого изучается каждый предмет. Мотивация для учителей и учеников — качественное обучение, чей уровень ежегодно будет оценивать центр.
Выпускник средней школы, собирающийся поступать в высшее учебное заведение любого уровня аккредитации, обязательно, без каких-либо исключений, проходит тестирование в центре по предметам, объявленным в Правилах приема в высшее учебное заведение. Например, на специальность «математика» — математика и украинский язык и литература; на специальность «биология» — биология, химия, украинский язык и литература. Сертификат с количеством баллов, которые выпускник получил в центре, он подает в определенные Министерством образования и науки Украины сроки в один или несколько высших учебных заведений на те специальности, на которые он сдавал соответствующие тесты в центре. После завершения приема документов высшее учебное заведение обнародует рейтинговую таблицу участников конкурса по специальностям и при наличии оригинала аттестата зачисляет их в соответствии с количеством мест на государственном заказе. Аналогичная схема и для поступающих на платную форму обучения.
Разумеется, не на все специальности: возьмем для примера актерское мастерство или изобразительное искусство — можно провести одно лишь тестовое оценивание знаний и умений абитуриента. Нужно также после обнародования рейтинга решать и социальные вопросы: принимать во внимание при необходимом минимуме знаний зачисление вне конкурса, по целевым направлениям на учебу, защиту одаренных детей села. Это очевидные вещи, хотя и они требуют отдельного обсуждения.
Если выпускник средней школы в июне текущего года не хотел или не смог сдавать экзамены в центре, он будет иметь возможность пройти подобное тестирование, но уже с оплатой расходов.
В таких центрах в течение срока «конец мая — июнь» могут пройти тестирование все выпускники школ как текущего, так и прошлых годов. Если в центре за один день в две смены может пройти тестирование примерно тысяча человек, отсюда следует, что Украине таких региональных центров нужно ориентировочно 9—12. Тестирование можно осуществлять, например, в помещении одной школы (ученики на каникулах), выбранной областным управлением образования по согласованию с Министерством образования и науки Украины, или предоставить для него специальные помещения. Что касается технического обеспечения (компьютеры, сканеры...), то оно не будет требовать значительных средств, если руководствоваться разумной достаточностью, и оно вполне подъемно для Министерства образования и науки (ведь необходимо разовое приобретение техники, а потом только ее пополнение и финансирование затратных материалов, таких, как бумага, порошок для ксероксов и тому подобное).
Возможно ли ввести тестирование во всеукраинском масштабе с 2006 года, как задекларировал Президент Украины? Да, конечно. Оставляя за пределами нашего анализа законодательную подоплеку работы центров, это возможно осуществить при нескольких простых условиях:
— лица, ответственные за создание таких центров, являются убежденными и активными сторонниками программы Президента;
— не нужно лишнее теоретизирование по поводу создания базы данных тестовых заданий: какова «валидность» этих тестов, действительно ли они «обнаруживают наклонность» абитуриентов к избранной специальности, абсолютная идентичность заданий для участников тестирований, а также «уточняющая» ручная проверка и «линейная или нелинейная процентная шкала» оценивания;
— открыть подобные центры вполне возможно без лишнего и безоглядного «увлечения» одними лишь иностранными методами и средствами, а средств на самом деле много и не надо.
Создание таких центров — дело нашей совести.
Задача центра состоит в устранении возможности взяточничества и коррупции. Это самое главное. Поэтому нужно во всеукраинском масштабе «захватить территорию» у вуза и вывести вступительные экзамены из стен высших учебных заведений наружу — это первый и принципиальный шаг. А в следующие годы можно делать разнообразные усовершенствования, поправки, которые практически будут иметь незначительное влияние на конечные результаты.
Нужны решительные, но взвешенные шаги, которые бы сделали невозможной дискредитацию президентской инициативы. Невозможно за один год во всеукраинском масштабе охватить тестированием все дисциплины для всех выпускников (да и вообще нужно ли это) и обеспечить его качественное техническое сопровождение. Но это возможно сделать лишь для тех дисциплин, которые нужны выпускнику школы для вступления в высшее учебное заведение. Только высокое качество проведения общенационального тестирования вызовет доверие граждан Украины. Иначе хорошая инициатива будет обречена на неудачу. Такой печальный опыт Украина уже имела в 1994 году во время общеукраинского тестирования во всех школах и сразу по всем предметам. Отрицательный результат такого тестирования вызывает и по сей день неприятие у всех, кто помнит об этом эксперименте.
Скептическое отношение к таким инициативам — дескать, в центрах тестирования тоже будут процветать взяточничество и коррупция — несерьезно. В 9—12 центрах легче организовать специальный контроль, тщательно подобрав контингент его работников. Организовать такой контроль в сотнях высших учебных заведений и тысячах средних школ трудно, а в нескольких центрах, с унифицированной в масштабах всей Украины прозрачной и понятной для всех процедурой тестирования, — это возможно.
Наконец, по поводу того, что создание таких центров — это, дескать, проявление недоверия к высшим учебным заведениям, учителям и вообще — позор для государства. На самом деле позором является не создание центров, а существующее унижение достоинства каждого из нас, граждан Украины.
В завершение — по поводу автономии высшего учебного заведения и вывода вступительных испытаний за его стены. Еще раз подчеркнем, что миссией университета является создание новых знаний и их распространение, накопление, воспроизведение и передача следующим поколениям, а не организация проверки знаний школьников. Университет только приглашает на учебу тех учеников, которые имеют соответствующий уровень знаний, оцененных институтом, не зависящим ни от вуза, ни от школы, согласно рейтинговому списку и желанию учиться на тех или иных направлениях. Автономия состоит в выборе методов обучения, содержания вариативной части государственных стандартов, организации внутренней жизни высшего учебного заведения. Университет должен быстро реагировать на изменения в обществе, на вызовы современности, создавать и развивать новые и беречь старые научные школы, обеспечивать ученым индивидуальную свободу творчества. Именно это, а не способ организации вступительных испытаний, должно создавать «лицо» университета. Мы должны смотреть на проблему поступления не глазами высших учебных заведений, а глазами национальных стратегических интересов.