Вселенная, именуемая библиотекой

29 сентября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 29 сентября-6 октября 2006г.
Отправить
Отправить

О пользе книг и библиотек для развития личности и нации сказано и написано так много, что это уже усвоили почти все...

О пользе книг и библиотек для развития личности и нации сказано и написано так много, что это уже усвоили почти все. Даже наши «деньги и власть имущие», еще несколько лет назад дававшие интервью исключительно возле компьютера (наверное, для того, дабы еще раз продемонстрировать потенциальному электорату собственную «продвинутость» и современность). Сегодня фоном для их крепких фигур служат книжные полки, заполненные фолиантами с трудами философов, историков, экономистов, политологов. Посещает «политическая элита» книжные форумы и выставки книг, поскольку это модно. Уместно вспомнить печально-ироническую миниатюру в исполнении Аркадия Райкина: «Вызвали меня в профком, приказали стать до конца месяца интеллигентом... Брошюру дали, а вот где читать, не указали. Так и рука устанет страницы листать!»

Позитив в «моде» на книги все же имеется: большие и маленькие «лидеры нации» поняли в конце концов, что время требует нового отношения к жизни, интеллектуальности и интеллигентности, приобрести которые невозможно без искренней любви к книге.

Именно проблеме воспитания настоящей элиты — интеллигенции и созданию украинской культуры вообще посвящена книга кандидата исторических наук Людмилы Дениско «Бібліотека Київської духовної академії (1819—1919)», вышедшая в свет в 2006 году. Издание осуществлено по инициативе Национальной академии наук Украины и Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского, где работает автор этой книги.

Библиотека Киевской духовной академии — действительно уникальное явление украинской культуры. Преподаватели и студенты считали библиотеку составляющей академии и ее неотъемлемой частью, поэтому и заботились о сохранении и пополнении фондов. Стоит отметить, что она была сформирована на основе библиотеки Киево-Могилянской академии, которая, в свою очередь, стала преемницей библиотеки Киевской братской школы, основанной в 1615 году. А эта древняя библиотека состояла из книг, купленных на деньги выдающихся деятелей прошлого, а также из рукописей и раритетов, привезенных известными путешественниками, учеными и запорожскими казаками изо всех уголков мира.

Интересно вместе с Л.Дениско проследить источники формирования библиотеки Киевской духовной академии. Кроме обязательной закупки новинок духовной, научной и художественной литературы, книгообмена, подписки на газеты и журналы, библиотека пополнялась статьями и книгами преподавателей и студентов академии, а также подарками от частных лиц. «Книги дарили бывшие воспитанники, авторы печатных работ, наследники бывших воспитанников, почетные члены Киевской академии, учреждения и учебные заведения», — пишет Л.Дениско. Следовательно, дарить книги библиотеке считалось престижным. Неплохая традиция была в прошлом, не так ли?

Исследовательница подчеркивает: в библиотеке Киевской духовной академии было 17 инкунабул — то есть книг, созданных до 1500 года. Хранились там и палеотипы — европейские издания эпохи Ренессанса. Всего их насчитывается 132, из них шесть — из частной библиотеки Петра Могилы. Были там и первые издания типографий Киево-Печерской и Почаевской лавры, Львовской, Острожской, Унивской, Московской и других старинных типографий. А еще — первые напечатанные на церковнославянском языке книги, произведения украинских писателей XVI—XVIII веков, написанные на пергаменте Киевские глаголические листки и много других действительно бесценных памятников духовной культуры, которые сегодня мирно (и хочется верить — надежно!) хранятся в фондах Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского. Но время неумолимо уничтожает страницу за страницей, и боюсь, что скоро и хранить будет нечего.

Можно быть неисправимым оптимистом и словно заклинание повторять до бесконечности: «Рукописи не горят!», но все равно придется признать: даже если рукопись или книга не сгорят, их могут банально украсть. Печально, что некоторые библиотечные издания так и не вернулись на отведенные им места в академической библиотеке. Однако настоящие испытания ожидали библиотеку Киевской духовной академии в начале ХХ века. Л.Дениско приводит строки из воспоминаний сотрудника академии Амвросия Крыловского о том, как во время Первой мировой войны книги вместе со всем имуществом академии готовили к эвакуации из Киева: «В 1915 году лучшую часть библиотеки, спрятав в 300 ящиков, отвезли в Казань». Любопытно, вернулись ли книги из этой вынужденной «ссылки»? Или до сих пор «задержались в гостях», как и множество других памятников украинской культуры, выставленных в музейных и библиотечных залах или спрятанных в многочисленных запасниках музеев и прочих культурных заведений северной соседки Украины? Поставит ли когда-нибудь и кто-нибудь из наших членов правительства вопрос о возвращении духовного наследия украинского народа? И не только из России, но и из Польши, Австрии, Германии и других европейских государств. Возможно, нам когда-нибудь повезет и «лучшая часть» библиотеки Киевской духовной академии вернется в Украину?

Но на этом мучения академической библиотеки не закончились. Л.Дениско опять обращается к воспоминаниям А.Крыловского: «1919 год — самый несчастливый для академии. 1 апреля 1919 года в академии появились уполномоченные комиссары Мицкуп, Будный, Блинов и Фанкельштейн, объявили о закрытии академии и о решении присоединить библиотеку и музей к университету». Каких усилий профессуре стоило сохранение библиотеки в целости! Едва успели заручиться обещанием большевиков не изымать книги из академии, как новая власть начала посягать на студенческую библиотеку. К счастью, ее удалось отстоять: студенты мгновенно перенесли все 4542 тома в фундаментальную библиотеку и расставили их в шкафах основного фонда, который на тот момент пока не трогали.

Автор книги провела еще одно очень интересное и необходимое научное изыскание — она нашла сведения о всех библиотекарях академии и написала биографические очерки о каждом из них. И здесь обнаружилась любопытная закономерность: все библиотекари были высокообразованными, а часто и талантливыми людьми. Все они кроме обязательной для библиотекаря работы — составления каталогов и хранения книг занимались научной деятельностью, публиковали статьи в духовных и светских журналах, читали лекции и проповеди, преподавали в академии и семинарии, даже писали стихи. Вот пример: оказывается, автором известной песни «Чорнії брови, карії очі...», которую мы привыкли считать народной, был библиотекарь духовной академии Константин Думитрашко. Это лирическое произведение посвящено его жене Ольге, урожденной Цыбульской.

Иоанн Скворцов, Августин Мартыновский, Андрей Граников, Иван Максимович, Александр Воскресенский, Аверкий Пушнов, Петр Лашкарев, уже упомянутые нами Константин Думитрашко, Амвросий Крыловский и многие другие — все они самоотверженно работали в библиотеке академии. Библиотека и академия стали для них вселенной, в которой они жили, о которой заботились, защищали от «захватчиков и чужестранцев», чтобы передать потомкам.

Книга иллюстрирована редкостными фотопортретами библиотекарей Киевской духовной академии. Издана она тиражом всего в 300 экземпляров. Так что в некоторых крупнейших библиотеках Украины ее можно будет найти. Конечно, если повезет. По крайней мере, в библиотеке им. И.Максимовича Киевского национального университета им. Тараса Шевченко ее пока нет. Хотя и расположена библиотека на одной улице с помещением, где работает автор. Так что если не повезет, то еще одна грань культуры останется неизвестной для широкой общественности и еще сотни и тысячи молодых людей будут считать, что составляющие украинской культуры — это фольклор и романы из жизни крестьянства XIX века, о которых им рассказывали в школе. Так и будут существовать «потенциальные интеллигенты» отдельно от настоящей культуры нации.

Возможно, пора уже отходить от умиления «шароварщиной», замечательным, искренним, но все же преимущественно примитивным, народным искусством прошлого. Нужно исследовать и пропагандировать настоящие вершины духа украинцев. И, возможно, не стоит ставить скульптурные памятники всем известным деятелям литературы и искусства, портя за бюджетные деньги архитектурный ландшафт древнего Киева, а лучше направлять эти средства на изучение духовного наследия и издание не только научных работ деятелей прошлого, но и переиздание палеотипов, старопечатных книг, редких книг и журналов, как это делается в европейских государствах, где лелеют каждое проявление высокой культуры.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК