Существуя параллельно с государственными учебными заведениями, частные школы давно и прочно заняли свое место в системе образования. Предлагая большее разнообразие форм и методов обучения, частные школы в разных странах мира зарекомендовали себя как солидные и ответственные организации. Появились они и в нашей стране. Поделиться своими мыслями о школьных проблемах мы попросили Александра Вадимовича ДОБРОВОЛЬСКОГО, руководителя и основателя одного из первых в Украине негосударственных учебных заведений - Александрийской гимназии.
- Каковы причины создания и стабильного существования частных школ во всем мире?
- На долю частных школ приходится, как правило, небольшая часть обучающихся в средних учебных заведениях. Основную заботу об образовании населения берет на себя государство. В первую очередь потому, что малограмотные люди не в состоянии обеспечить необходимую базу для быстрого политического и экономического роста страны. К тому же любое государство с целью сохранения своей стабильности и безопасности всегда стремится воспользоваться правом определять и контролировать содержание и объем предоставляемых населению знаний.
Однако демократические государства, опираясь на свободу выбора и свободу предпринимательства, не препятствуют реализации иных, отличных от стандартных, представлений об образовании и помогают, довольно существенно, частным школам. «У них» частные школы - естественное проявление многообразия свободного общества. Количество таких школ лимитируется тем, что дело это - дорогостоящее, не прибыльное. Основателями частных учебных заведений становятся либо различные фонды, либо церковь с традиционными целями, либо национальные общины, пытающиеся сохранить свою самобытность, либо же меценаты, стремящиеся сделать доброе дело. Еще одним побудительным мотивом их возникновения служит желание реализовать на практике нетрадиционные, новаторские принципы образования (во избежание перекосов весь этот процесс контролируется государством). Частные школы, как правило, имеют солидную репутацию, а в некоторых странах на протяжении веков играют роль базы формирования элиты общества. Проблемы несоответствия официальным учебным программам при необходимости решаются путем сдачи экзаменов в государственных школах.
- Какую роль, по вашему мнению, должны играть частные школы в Украине?
- Я убежден - они могут стать неплохим «испытательным полигоном» для разнообразных моделей, форм, способов и методов обучения, предлагая затем лучшее к использованию в широких масштабах, способствуя и ускоряя тем самым основательное реформирование всей системы образования.
Еще одна важная функция частной школы - удовлетворение потребностей родителей в высококлассном образовании для своих детей. Частная школа может обеспечить свободный выбор форм, методов и содержания обучения и для учащихся, и для их родителей, и для учителей. Давайте не забывать, что право выбора является фундаментальнейшей ценностью демократического общества.
Наше государство ограничено в средствах и не в состоянии предоставить такую возможность всем, но частные школы позволяют выбирать тем, кто готов сам оплачивать образование своего ребенка. Негосударственные учебные заведения могут и должны быть различными, чтобы любой мог найти школу, соответствующую его жизненным принципам, ценностным ориентациям, мировоззрению. В рамках законодательства, конечно.
- Как раз сейчас находится на рассмотрении проект закона о среднем образовании.
- Этот документ, при желании Верховной Рады, мог бы стать вехой в развитии не только образования, но и всего нашего общества. Не секрет, что именно в школе закладывается будущее любой страны. А для нашей страны особенно необходима перестройка общественного сознания и реформирование ряда государственных институтов, в том числе и системы образования. Корни нашей социальной, политической и экономической отсталости следует искать и в том, как и каким образом наша школа формировала личность последние десятилетия. Пора задуматься о, прямо скажем, невысоких профессиональных качествах многих выпускников педагогических вузов. Авторитет учителя и уважение к профессии резко пошатнулись. В педагогические вузы слишком часто идут не по призванию, а ради диплома.
Мы все еще живем в плену мифа о высоком уровне нашего среднего образования, о «самом читающем народе». В то время как хорошо известно, что главное - не «знать многое обо всем», а «знать нужное». Да, наши школьники десятилетиями побеждают на международных олимпиадах, у нас «сильные» учебные программы, но это и ранее никак не совпадало с реальными научными и технологическими достижениями. Именно школа является той первой ступенью ракетоносителя под названием «экономика», которая может привести народ к благосостоянию, а Украину к процветанию. Вывод прост: без существенных изменений в среднем образовании любые реформы в обществе «зависнут» навсегда.
Не реагируя на негативные процессы, идущие в образовании, пытаясь сохранить старые принципы построения и управления обучением, система образования рискует потерять доверие быстро изменяющегося общества. Что, впрочем, мы и наблюдаем. Поэтому сегодня особенно важно обеспечить необходимую и достаточную свободу поиска и творчества в сфере образования, сделать систему более гибкой, восприимчивой к новым идеям, развивать ее мобильность и многовариантность.
А что же закон? Наша система образования по своей сути остается неизменной. Складывается впечатление, что закон призван сохранить все это, но отнюдь не изменить к лучшему. Педагогические коллективы, руководители школ и, конечно, учащиеся должны получить больше возможностей в рамках системы образования, а не быть только подконтрольными исполнителями. Закон о среднем образовании должен стать катализатором прогрессивных преобразований и содержать в себе больше факторов поощрения истинного творчества в педагогике. Мудрый законодатель должен способствовать попыткам модернизации системы образования и по форме, и по содержанию. И тогда сто пятьдесят-двести реально существующих в Украине частных школ могли бы предложить лучшее из своего уже немалого опыта.
- Что конкретно можно изменить?
- В перечне задач школы первейшей названо воспитание гражданина. Но ведь школа - прежде всего учебное заведение, а права и обязанности по воспитанию лежат прежде всего на родителях, семье. И только если они почему-либо не справляются с этим и ребенок ведет себя антиобщественно - тогда общество должно браться за его воспитание или, что почти то же самое, перевоспитание. Такая установка в проекте закона открывает дорогу и для различных перекосов, и для слишком произвольной трактовки на местах.
Школа должна отказаться от воспитания как средства моделирования социально-психологических стереотипов, от авторитарного стиля обучения, а больше сосредоточиться на учебном процессе, на обеспечении его высокого научно-педагогического уровня. При этом необходимо и достаточно опираться на проверенные веками принципы общечеловеческой, если хотите, христианской морали, что предполагает, естественно, любовь к своей земле, своему народу, патриотизм в лучшем смысле этого слова. Школа, учитель должны всемерно способствовать позитивному развитию личности учащегося. Кстати, именно этот аспект мы считаем основополагающим в работе нашей гимназии.
- Расскажите, на каких основных принципах вы основываете свою работу?
- Мы ориентируемся на интерес и уважение к самобытной, неповторимой личности каждого ребенка. Сочетание и единство трех начал: здорового тела, здорового духа, хорошего запаса реально необходимых в будущем знаний - вот тот базис, на котором строится процесс свободного развития личности ребенка, раскрытия его способностей и задатков.
Сила личности может быть направлена и на добро, и на зло. Поэтому мы в первую очередь ориентируемся на личность, сохраняющую человеческое достоинство в любых обстоятельствах и способную не «ломаться» в сложных ситуациях, а решать возникающие проблемы в положительном моральном ракурсе. Знания же, успехи в учебе - одна из граней, характеризующих личность. Не только выучить, но главное - понять суть вещей и явлений, быть способным к овладению новыми знаниями на протяжении всей жизни, уметь применять все это на практике, жить в быстро изменяющемся мире и в различных условиях - вот важнейшая цель нашей деятельности. Не скрою, в условиях нашего общества это достаточно сложная задача, и без разумной дисциплины и требовательности не обойтись. Перефразируя латинское изречение, скажем так: «Времена меняются, и школа должна меняться вместе с ними».