Известно, что всякое сравнение хромает. Но так уж устроена жизнь - сравнивать нам приходится ежедневно, а то и ежечасно. Поэтому главным условием правильности выбора является наличие системы четких критериев сравнения сравниваемых вещей, понятий и явлений. Это особенно важно в тех случаях, когда проблема выбора касается больших социальных групп. И одной из них, несомненно, является высшая школа.
Ныне в системе высшего образования страны обучаются 2 млн. 704 тысячи студентов. Добавьте к этому абитуриентов, их родителей, работодателей, для которых «цена» диплома разных вузов тоже имеет различный вес. Полученное число убедительно докажет актуальность создания и внедрения четкой системы рейтингования наших вузов.
Украина долго топталась у порога определения международных рейтингов университетов. Главным тормозом являлось отсутствие национальной системы рейтингования и членства в Международной экспертной группе по определению рейтингов. Некоторые высокие чиновники от образования рассуждали при этом примерно так: «Какой смысл нам попадать в одну компанию с Гарвардом и Оксфордом, если даже Московский университет в общепризнанном Шанхайском рейтинге «Топ-500» занимает 70-е место, а Питерский пребывает только в пятой сотне? Куда уж нам!»
Конечно, ожидать появления украинских вузов на ведущих позициях мировой табели о рангах сегодня не приходится. Но обладание «компасом», помогающим определить координаты нашего пребывания в мировой и европейской системах высшего образования, - просто необходимо.
Итак, два первых важных шага сделаны: в прошлом году представители Украины вошли в Международную экспертную группу (IREG), а представленная ими методика определения рейтингов национальных вузов была одобрена. Ну, а что касается «места под солнцем» наших университетов в мировых и европейских рейтингах - тут вступает в силу крылатая фраза нашего первого президента…
И еще об одном. Нет в мире идеальных методик определения рейтингов вузов. Впрочем, как нет и их оппонентов, предлагающих идеальную альтернативу. Кто-то требует включения показателей объемов библиотечных фондов, кто-то - количества подписных изданий профильной научной периодики (отечественной и зарубежной), иные - лабораторных площадей, приходящихся на одного студента, и т.д.
Разработчики и составители рейтинга отечественных университетов «Топ-200 Украина» исходили из материалов, представленных самими вузами и заверенных личными подписями ректоров. И только после скрупулезной проверки данных сотрудники кафедры ЮНЕСКО и Научно-исследовательского института прикладных информационных технологий отважились представить окончательные результаты на суд общественности. Кроме общего составлены также рейтинги по классификационным группам (экономические вузы, медицинские т.д.), которые мы намерены опубликовать в ближайших номерах нашей газеты. И, конечно же, мы хотим поблагодарить авторов этого проекта за предоставление «ЗН» эксклюзивного права на публикацию рейтингов.
Высшая школа Украины в цифрах
Высших учебных заведений: университетов, академий, институтов, консерваторий, колледжей, техникумов (высших профессиональных училищ) и др. - 951.
Сектор государственной формы собственности включает 232 вуза III-IV уровней аккредитации и I-II уровней - 517. Среди них 141 университет, 52 академии, 39 институтов и консерваторий, 128 колледжей, 231 техникум и 158 училищ.
Сектор частной формы собственности насчитывает 126 вузов III-IV уровней аккредитации и 76 - I-II уровней. В том числе 35 университетов, 9 академий, 82 института, 55 колледжей, 18 техникумов и 3 училища.
За годы независимости Украины численность студентов на 10 тыс. населения увеличилась с 310 до 578 человек.
Наблюдается тенденция к омоложению студенчества Украины: средний возраст студента в 1993 году составлял 20 лет, ныне - 19.
Сегодня высшая школа Украины готовит специалистов по 76 направлениям и 584 специальностям, что позволяет удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства страны.
Контингент студентов по источникам финансирования распределяется следующим образом:
в вузах I-II уровней аккредитации 51,3% студентов обучаются на средства государственного бюджета, 35,5% - на средства физических и юридических лиц, 11,7% - на средства местного бюджета, 1,5% - на отраслевые средства;
в вузах III-IV уровней аккредитации 54,9% студентов обучаются на средства государственного бюджета, 43,0% - на средства физических и юридических лиц, 0,4% - на средства местного бюджета, 1,7% - на средства заинтересованной отрасли. То есть каждый второй студент является инвестором системы высшего образования.