ВПЕРЕД, К ПЕРВОИСТОЧНИКАМ

30 мая, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 30 мая-6 июня

В нашей редакционной библиотечке появился раритет — «Маловідомі першоджерела української педагогіки (друга половина ХІХ—ХХ ст.)...

В нашей редакционной библиотечке появился раритет — «Маловідомі першоджерела української педагогіки (друга половина ХІХ—ХХ ст.). Хрестоматія», вышедший недавно в столичном издательстве «Науковий світ». Эта уникальная книга (ее тираж всего 1000 экземпляров) — результат совместного немецко-украинского проекта. Наша сторона в лице сотрудников отделения теории и истории педагогики АПН Украины отбирала тексты для хрестоматии. Немецкие партнеры — Рабочий форум «Україна» и Баварская государственная канцелярия — профинансировали «…першоджерелам…» путевку в жизнь.

Безусловно, хрестоматия попала в разряд раритетов не только из-за маленького тиража. В ней представлены малоизвестные, а то и вовсе незнакомые даже специалисту работы педагогов и просвещенцев, живших и творивших в Украине со второй половины ХІХ и до конца ХХ века. Особое внимание уделили составители текстам, которые по известным причинам до недавнего времени были напрочь исключены из педагогического «обихода».

— Одна из определяющих тенденций сегодняшнего дня, — отметила научный редактор издания академик АПН Украины, профессор Ольга Сухомлинская, — переосмысление, новое прочтение просвещенцами и учеными наследия некоторых педагогов-мыслителей, открытие новых имен, возвращение в историко-педагогический контекст целых периодов и пластов развития просветительских, дидактических идей. Авторских изысканий, посвященных этим проблемам, уже достаточно много и их количество постоянно растет. Но ведь вдумчивый читатель, уже привыкший к широкой палитре взглядов, хочет не только ознакомиться с той или иной позицией, идеей, но и выработать свое собственное мнение, свое отношение к творчеству того или иного педагога. Обращение же к оригинальным текстам усложняется их труднодоступностью. Достаточно сказать, что последняя украиноязычная хрестоматия по истории отечественной педагогики вышла в 1961 году с соответствующим образом идеологически подобранными и прокомментированными материалами. Все вышеперечисленное и породило идею создания «Маловідомих джерел…».

Например, в хрестоматии представлен «Курс общей педагогики с приложениями» Памфила Юркевича, идеи которого — настоящая terra incognita для сегодняшних просвещенцев. Действительно, многие ли знают, что Юркевич в своих философских взглядах воспроизводил украинские духовные традиции, антропоцентризм нашей мировоззренческой ментальности?.. Скажем, с некоторыми работами выдающегося ученого-педагога Григория Ващенко мы уже знакомы. В хрестоматию же введены малоизвестные тексты ученого, опубликованные в пятидесятые годы прошлого века, где оцениваются украинские культурно-образовательные процессы 20—30 гг. А еще среди «першоджерел» — «Наські грамоти» Александра Коныського, «Одвертий лист до галицької молодежі» Ивана Франко, «Наука про рідномовні обов’язки» Ивана Огиенко, «Завдання нової школи» Степана Сирополко, «Вони не просять» Сергея Ефремова, «Право держави і право дитини» Якова Мамонтова, «Дитяче шкільне самоврядування» Владимира Дурдукивского, «Думки про літературу в школі» Василия Сухомлинского…

Открываю хрестоматию наугад. «…Если украинский народ не имеет достаточной духовной силы для своего национального развития, то его не спасет ни украинская школа, ни все иное». Эту и по сей день актуальную мысль Борис Гринченко изложил в своем труде, датированном 1905 годом. А название вышеупомянутого произведения — «На беспросветном пути. Об украинской школе». Без комментариев?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно