Вместо кружков и секций – книжка… по внешкольному образованию

Поделиться
16 гривен 90 копеек — такова доплата педагогу за руководство внешкольным учебным заведением. В этом...

16 гривен 90 копеек — такова доплата педагогу за руководство внешкольным учебным заведением. В этом полностью выражается отношение государства к внешкольному образованию, которое в нынешних социально­экономических условиях, казалось бы, наоборот, должно выйти на первый план. Ведь большую часть свободного времени дети проводят вне школы: часто в компьютерных клубах за «стрелялками» или в дворовых компаниях, которые нередко носят криминальный оттенок.

Лишь 22% ребят в стране, по официальной статистике, охвачены внешкольным образованием — то есть посещают секции и кружки. В столице эта цифра немного выше — 35%, — но все равно недостаточна, учитывая, что современным родителям обычно некогда заниматься детьми, и те после уроков практически предоставлены сами себе.

Понятно, если есть возможность, детей определяют в частные студии, школы или секции. Особо популярны сегодня небольшие частные школы-клубы, в которых ребенок может осваивать сразу несколько видов занятий или предметов — иностранный язык, театр, дизайн, спортивные танцы, рукопашный бой и так далее. Многие из них проводят для детей специальные программы во время каникул, организуют новогодние и рождественские праздники, отмечают дни рождения.

Государственная же система внешкольного образования «ледь животіє». И не только потому, что педагогам, занимающимся воспитанием школьников, платят унизительно мало, а оснащение таких заведений оставляет желать лучшего, равно как и их разнообразие. К сожалению, все слова о возрождении в обществе духовности, народных традиций, о чем так много говорилось в последнее время, так и остались на бумаге. Ведь наладить полноценный контакт с ребенком, обсудить наиболее важные для него проблемы — как общественного, так и личного характера — возможно лишь в неформальной обстановке, после урока. У учителей и школьных психологов такой возможности нет.

Формально организация системы внешкольного образования у нас на высшем уровне — создана мощная законодательная база, действует Закон «О внешкольном образовании», существует множество нормативных актов, была даже специальная государственная программа. Только все это не работает. Причина банальна — нет денег.

Единственное, на что в последнее время нашлись средства, так это на исследование «Система внешкольного образования в Украине и ее роль в воспитании подрастающего поколения», проведенное в Национальном педагогическом университете им.М.Драгоманова. Деньги выделил лично президент Украины — в виде гранта на проведение исследования и написание учебного пособия. На днях в университете состоялась его торжественная презентация.

В принципе сам по себе факт знаковый — он демонстрирует, что государство школьное образование не забывает. Хотя цель написания пособия не вполне ясна. Скажем, исторический экскурс во времена формирования племен на территории Украины, правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, довольно любопытен. Определенный интерес может представлять описание нормативно-правовых актов по современному внешкольному образованию, профильная программа повышения квалификации и данные по ситуации в зарубежных странах.

Описание же современной украинской системы внешкольного образования, ее целей и задач, дифференциации видов деятельности может сбить с толку даже опытных учителей. Самые простые и очевидные вещи в книге написаны так, что сразу не поймешь, о чем идет речь, а когда понимаешь, возникает вопрос — зачем столь подробно и запутанно описывать то, о чем и так все знают? Если речь идет о повышении квалификации учителей, то им и без того известно, какие бывают внешкольные учебные заведения, для чего они создаются и чем в них должны заниматься дети.

А ведь реальные практические рекомендации по организации работы кружка или секции, опыт в этом направлении зарубежных педагогов (а не только статистические данные), конкретные советы по психологии, финансам и юриспруденции им бы совсем не помешали. Всего этого нет.

Зато есть пафосно презентованное пособие и очередная «галочка» в плане проведения мероприятий по внешкольному образованию.

…Возвращаясь с презентации, услышала разговор двух 10–11-летних ребят. Они в полной «боевой выкладке» — то есть в школьной форме и с рюкзаками (хотя был уже шестой час вечера) – брели домой, неспешно размышляя о превратностях судьбы. Видимо, речь шла о школьном товарище, который не пошел с ними в компьютерный клуб (именно там они пропадали с двух часов дня). «Конечно, Сережке повезло, — проворчал один из приятелей, — его в крутую спортивную секцию пристроили, рукопашным боем занимается, там занятия жутко дорогие. А завтра у него английский — вечером готовиться будет, говорит, родители обещали летом на языковые курсы в Англию отправить. В выходные он тоже то на платный каток ездит, то учитель по музыке к нему приходит. А мне мама сказала, что на платные секции у нее денег нет, чтоб я не морочил ей голову и лучше читал книжки — как она в детстве»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме