Виртуальная физика

2 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 2 декабря-9 декабря

Вопреки мнению о наших ученых, способных чуть ли не с одним молотком, старым микроскопом и народным умельцем дядей Васей творить большую науку, мы отстаем...

Вопреки мнению о наших ученых, способных чуть ли не с одним молотком, старым микроскопом и народным умельцем дядей Васей творить большую науку, мы отстаем. Причем не только в технологиях, но и в идеях. Причина — катастрофическая ситуация с преподаванием естественных наук в школе.

В этом убеждены участники круглого стола «Проблемы физико-математического образования в Украине», прошедшего недавно в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. В своем обращении к президенту страны они отмечают следующее:

«Уровень массовой школьной подготовки в области физики и математики за последние 15—20 лет заметно снизился. Прежде всего, значительно сократилось количество часов, посвященных изучению физики и математики. Снизилось качество школьных программ по этим дисциплинам. (…) Резко обострила ситуацию отмена вступительных экзаменов по физике в большинстве высших учебных заведений.

Необходимое оборудование для школ практически не закупается, а то, что было закуплено раньше, почти полностью вышло из строя. Соответственно, отсутствие спроса привело к тому, что выпуск такого оборудования в Украине резко упал, а его цена, наоборот, выросла. Как результат, резко снизилась подготовка выпускников школ в области физического эксперимента. Даже лучшие из них не умеют пользоваться, например, сколько-нибудь современными электроизмерительными приборами.

Следует обратить внимание и на проблему социальной доступности высококачественного образования, в том числе в области физики и математики. Сейчас обучение в большинстве специализированных школ физико-математического профиля платное, а сами они доступны почти исключительно жителям областных центров. Система отбора талантливых детей из небольших городов и сельской местности для обучения в специализированных физико-математических школах, существовавшая в прошлые годы, разрушена».

Не менее острая ситуация и в вузах, где закупать оборудование (кроме компьютеров) за счет бюджета фактически прекратили еще во второй половине 80-х годов. Следовательно, отмечается в обращении, оборудование лабораторных практикумов и экспериментальных установок, на которых выполняются выпускные работы студентов, отстает от мирового уровня на 15—20 лет. Те же новые приборы, которые все-таки удается купить, даже не компенсируют физическое старение имеющегося оборудования. Реально украинские университеты оснащены аппаратурой хуже, чем средние учебные заведения развитых стран. В результате выпускники украинских университетов вообще не умеют работать с современными приборами.

— Практически вся экспериментальная работа, — констатирует декан физического факультета Леонид БУЛАВИН, — сведена к компьютерному моделированию. И это одно из следствий отношения общества к физике и математике вообще. Вслед за снижением востребованности таких специалистов (более половины наших выпускников не работают по профессии!), снизился и общий уровень знаний. Приведу пример. Мы много лет проводим контрольные работы по физике среди школьников: в этом году, ознакомившись с результатами, просто взялись за голову!

При этом в физико-математических лицеях и школах уровень знаний по-прежнему высокий, в некоторых даже повысился. Но многие из таких ребят оканчивают вузы и отправляются прямой дорогой на Запад, где спрос на специалистов такого профиля невероятно высок. 10% выпускников уезжают за рубеж (главным образом, в Германию) сразу после окончания вуза, еще 5% — после окончания аспирантуры.

В Украине же находят работу лишь единицы. Один из них — Александр ЗАКОРЧЕНЫЙ, студент 4-го курса радиофизического факультета, считает, что ему просто повезло. Его пригласили работать в совместном проекте Института кардиологии им. Н.Стражеско и кафедры медицинской радиофизики Киевского университета им. Т.Шевченко.

— Мы занимаемся магнитно-кардиографическими исследованиями. Это довольно прогрессивное направление, по крайней мере, в украинских медицинских центрах создаваемое нами оборудование еще не применяется. Между тем с его помощью можно получать намного больше информации, чем дает всем известная электрокардиограмма сердца. Магнитная кардиограмма позволяет увидеть сердце в трехмерной проекции и более точно поставить диагноз. В некоторых случаях ЭКГ вообще не информирует о патологии, а магнитная — четко ее показывает.

— Проект дорогостоящий. Кто его финансирует?

— Разумеется, у проекта есть спонсор — коммерческая структура, которая помогает университету на взаимовыгодной основе. Думаю, что разработкой подобного оборудования, обработкой магнитно-кардиографических данных я буду заниматься и после окончания университета — здесь есть серьезные перспективы.

— Многим твоим однокурсникам удалось попасть в аналогичные проекты?

— Очень немногим. Чаще попадаются интересные научные проекты, но без перспектив на будущее. Вообще, мне кажется, что такой вид сотрудничества между научными учреждениями и коммерческими структурами невероятно эффективен. Для государства было бы намного выгоднее не только непосредственно вкладывать деньги в науку, но и привлекать к научным проектам крупнейшие промышленные компании.

— Нынешние студенты — прагматики. Зачем же, в таком случае, многие поступают на физические факультеты, если перспективы будущей работы туманны?

— Большинство учится, конечно, без особого оптимизма — скорее, для «корочки». Некоторым просто интересно: хоть оборудование и устаревшее, но эксперименты проводятся, а если их делать добросовестно, то можно даже удовольствие получать.

— Сегодня есть спрос на физиков и математиков, к сожалению, не внутри страны, а за рубежом, — соглашается и директор Киевского естественно-научного лицея №145 Николай ЛЕВТИК. — В Европе потребность в молодых научных кадрах очень высока, и эту нишу мы вполне можем заполнить. В этом, собственно, ничего плохого нет. Мы всегда очень хорошо готовили научные кадры, и особенно по физике и математике. Нельзя загубить эту школу — в мире она востребована. Просто у нас, в Украине, ситуация иная. Даже в России она значительно лучше.

— А детей, увлекающихся физикой и математикой, не стало меньше?

— Их действительно стало меньше — за последние десять лет приблизительно раза в три. Причина, на мой взгляд, очевидна: снижение пропаганды физико-математического образования. Родитель — тоже практик, давая ребенку то или иное образование, он оценивает перспективы. Сейчас в Украине перспектив развития физики не видят. Наша задача — пояснить обществу, для чего необходимо физическое образование. Нужно поддержать ученых, учителей, работающих со школьниками, изменить отношение к преподаванию физики как в нормативных документах, так и по содержанию. Необходимо создать среду, формирующую интерес к физике.

Не менее обеспокоен ситуацией и декан радиофизического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Валерий ГРИГОРУК.

— Нынешнюю ситуацию можно было бы определить словами «Пока еще не поздно». Сегодня все те, кто занят в физико-математическом образовании, где требуются современная материально-техническая база, современные способы измерения и обработки информации, бьют в колокола. Конечно, можно ставить эксперименты, делать расчеты с помощью доски, мела или компьютера, но то, что гладко на бумаге, на деле может оказаться совершенно иначе. А сегодня без физики продвижение в других науках описать сложно.

Скажем, на основе микросхем, нанотехнологий возникли компьютеры как таковые, сегодня персональный компьютер у каждого на столе. Вначале шли исследования в физической сфере, а потом уже они реализовались в технологиях, в производстве и в конечном итоге — в том продукте, которым мы пользуемся. Сложно представить себе и современную биологию без физики: это и биофизика, и физические методы исследований в биологии — все настолько тесно переплелось, что развивать их отдельно практически невозможно. Аналогично можно говорить о химии, географии и так далее.

Но проблема не только в том, что у нас нет современного оборудования. Мы фактически отрезаны от мировых информационных потоков. Да, аннотации статей, которые публикуются во всемирно известных журналах, можно прочитать, но не более того. Чтобы получить статью, надо платить деньги. Конечно, некоторым удается находить какие-то возможности, но в централизованном порядке информационного обеспечения уже нет.

Следующая проблема — обучение. Безусловно, талантливые дети рождаются в любом месте. Но у этих детей должны быть равные возможности по получению того образования, к которому у них лежит душа. В Украине раньше была налажена эффективная система отбора молодых талантов. Начиналась она с олимпиады по физике и математике в общеобразовательных школах, продолжалась в районах и областях, куда приезжали представители ведущих республиканских физико-математических школ. Проводились отборочные туры олимпиад, и на основании результатов талантливые дети получали направление в ведущие физматшколы. Теперь этой системы практически нет.

Вместе с общим падением интереса к физике и математике в обществе произошел перекос, когда подавляющее большинство школьников предпочитает получать гуманитарное образование. В то же время очевидные преимущества физико-математического образования лежат на поверхности. Единственное условие — тут надо работать, много и хорошо учиться, глубоко думать. Но в результате человек приобретает профессию, имеющую глобальный характер. Физика и математика одинаковы в Украине, Франции, Германии, Японии или Штатах.

Все страны, которые вкладывали деньги в науку и образование, сегодня находятся в числе передовых. У нас еще есть шанс успеть...

* * *

Едва вступив в должность министра образования и науки, Станислав Николаенко заявил, что отныне меняется сам принцип развития нашего государства, до сих пор жившего за счет дешевой рабочей силы и сырья. Теперь же мы якобы начнем активно развивать науку и образование, без которых невозможно занять место среди развитых стран мира.

Но заканчивается Год физики, а что правительство и МОН в частности сделали для развития естественных наук? Более того, складывается впечатление, что о проблемах естественнонаучного образования в министерстве даже не желают слышать. По крайней мере, на обсуждении связанных с ним вопросов представителей министерства не было.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно