Тем не менее, в Украине достаточно высших учебных заведений, где можно получить качественные знания в области права и возможность на практике приобрести необходимый опыт применения своих знаний. В первую очередь это относится к корифеям отечественного юридического образования, таким, скажем, как Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого (Харьков). По мнению ее ректора Василия Тация, обучение в вузе соответствует требованиям практики, здесь осуществляется целевая подготовка кадров для всей правоохранительной системы. Если же оценивать качество обучения по количеству трудоустроенных по специальности студентов, то практически все 100% выпускников, включая контрактников, находят работу.
Однако мнение практиков относительно подготовки юристов, в том числе и в традиционных вузах, несколько иное.
Сергей КОЗЬЯКОВ, заместитель управляющего партнера в Адвокатском объединении «Сергей Козьяков и партнеры»:
— За последние пять-семь лет резко возрос интерес к высшему юридическому образованию. Контингент поступающих в юридические вузы состоит из тех, кто поступает впервые, а также из лиц, уже имеющих высшее образование по иной специальности и желающих по разным причинам получить и юридическую подготовку.
Это привело, во-первых, к резкому увеличению выпускников, имеющих диплом юриста; во-вторых, к резкому ухудшению общего уровня подготовки юристов в стране. Среди парадоксальных вещей, например, можно назвать то, что для получения лицензии на подготовку специалистов с высшим образованием не нужно даже одного кандидата наук!
Сегодня лучшие вузы, готовящие юристов, — это Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (юридический факультет) и (ИМО) Институт международных отношений при КНУ им. Тараса Шевченко. При этом считается, что юрфак в целом дает будущему специалисту лучшую подготовку собственно как специалиста, прежде всего, по украинскому законодательству, в частности по процессу, а ИМО дает лучшую подготовку по международному публичному, международному частному и европейскому праву, а также основательные знания иностранных языков (выбор около 35 языков) и хорошие основы менеджмента юридического бизнеса. Также хорошо готовит юристов Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (Харьков).
Эти вузы намного оторвались вперед от остальных и имеют почти безупречную репутацию в подготовке юристов (если, конечно, студент сам желает учиться). В них работают лучшие кадры: академики, профессора, практики. Качество подготовки подтверждается и рейтингами профессиональных изданий. Так, в списке «Десяти самых авторитетных юристов» газеты «Юридическая практика», который формируется по опросам в среде самих юристов, шесть — выпускники Института международных отношений при КНУ им. Тараса Шевченко, два — юридического факультета самого КНУ и два — Харьковского юридического института (сейчас — Академия им. Ярослава Мудрого). Примерно такая же статистика для собственников, руководителей и ведущих специалистов лучших юридических (адвокатских) фирм страны.
Если говорить о наиболее успешных прокурорских работниках, то здесь конкурируют между собой, главным образом, юрфак КНУ им. Тараса Шевченко и Харьковская юракадемия. Среди новых вузов, дающих качественную юридическую подготовку, можно назвать также Киевский университет права НАН Украины, Академию адвокатуры, Киевский международный университет. Хороших специалистов в области юриспруденции готовят также во Львовском национальном университете, Одесской национальной юридической академии, Ивано-Франковском университете им.В.Стефаника.
Игорь ШЕВЧЕНКО, президент Ассоциации юристов Украины, генеральный директор фирмы «Шевченко, Дидковский и Партнеры»:
— В целом уровень юридического образования ухудшается. Это связано с тем, что количество вузов, в которых готовят юристов, увеличивается, а квалифицированных преподавательских кадров не хватает. Нередко доходит до того, что лекции читают студенты старших курсов, так как в некоторых вузах даже не выполняются нормативы по количественному составу преподавателей. В то же время появляются вузы, в том числе и частные, в которых преподавание юридических наук поставлено довольно хорошо. Традиционно качественное юридическое образование дает юрфак Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Но его выпускники имеют очень слабую подготовку по иностранному языку, что, скажем, для нашей фирмы является определяющим при приеме на работу молодого специалиста. В Институте международных отношений при столичном университете, наоборот, дают хорошие знания иностранного языка, зато юридическая подготовка несколько слабее. Вообще, «юрист-международник» очень узкая и мало востребованная специальность. Также неплохо готовят специалистов в Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого. Но там, как традиционно было в советских вузах, упор делается на уголовное право, а сейчас больше требуется юристов-хозяйственников. Один из лучших, на мой взгляд, вуз по подготовке юристов — Киево-Могилянская академия. Там разработаны современные программы, лучше готовят к практической работе. Также я бы выделил Киевский международный университет, где дают качественную юридическую подготовку и знание иностранных языков. Не так давно мы проводили конкурсы на английском языке между студентами нескольких вузов: дважды их выигрывали студенты Киевского международного университета.
Виктор САЗОНОВ, заместитель председателя Союза юристов Украины:
— В последнее время юридическое образование в стране значительно продвинулось: во многом потому, что профессия юриста стала популярной и престижной. Происходит расширение специального и отраслевого обучения, подготовки прокуроров, судей, адвокатов и так далее, поскольку бывшая специализация — судебно-прокурорско-следственная — была слишком общей и уже не отвечает требованиям времени.
По-прежнему фундаментальные знания в области права дают в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, Львовском национальном университете, Национальной юридической академии им.Ярослава Мудрого, Одесской национальной академии. Эффективно обучение в учебных заведениях специальных органов управления: таможенной и налоговой служб, внешней торговли, дипломатической и государственной службы.
Однако, к сожалению, в некоторых педагогических, экономических, управленческих учебных заведениях, где юридические факультеты созданы недавно, юридическое образование оставляет желать лучшего: у преподавательского состава нет специальных знаний и опыта, в результате студенты и выпускники не получают глубоких знаний и не владеют правоприменительной практикой.
Если хорошие профессора,
то почему плохие доктора?
Недавний скорбный случай в очередной раз заставил задуматься о качестве медицинской помощи в стране. Тем более, что речь вовсе не об обычной больнице и не о рядовых врачах. В клинике очень известного НИИ был прооперирован ректор не менее известного медицинского вуза. Человек, не имеющий, несмотря на пенсионный возраст, серьезных проблем со здоровьем, решился на несложную операцию. Он самостоятельно пришел в институт, откуда по истечении нескольких дней его вынесли. Вперед ногами. Почетного ректора, соблюдя надлежащие почести, похоронили и поспешили забыть. Тем не менее, его незримая тень до сих пор витает над институтом, будоража многих вопросами: была ли неизбежна эта смерть? Что все-таки послужило ее причиной? Почему это скрыли от медицинской общественности? Почему даже у именитых специалистов случается много неудач и послеоперационных осложнений?
Сегодня все чаще можно услышать о том, что качественная медицинская услуга в Украине стала дефицитом. Притом тревогу по этому поводу бьют не только пациенты, но и медики. Вопрос качества подготовки врачей несколько дней назад был поставлен со всей остротой на расширенной коллегии Минздрава совместно с Комитетом по вопросам здравоохранения, материнства и детства Верховной Рады Украины и ректорами медицинских вузов и учреждений последипломного образования. Отечественное медицинское образование, подчеркивалось на коллегии, все еще стоит в стороне от Болонского процесса, а значит, отстает в евроинтеграционном развитии. Система подготовки врачей у нас и на Западе имеет принципиальные различия (количество факультетов, учебных дисциплин, часов и т. д.). В наших медвузах сохранились устаревшие принципы преподавания, а также система контроля знаний студентов. По-прежнему оценки в зачетку за ответы на вопросы в экзаменационном билете выставляются по пятибалльной системе. А каких только дисциплин не приходится изучать нашему студенту-медику!.. Это и политология, и религиеведение, и основы экономических теорий, и основы права, и социология, и история (интересно, зачем тогда было продлевать школьные годы до 12 лет?), и т. д. В то время как будущие врачи за рубежом углубленно изучают медицинские специальности. Подсчитано: треть времени нашего студента-медика тратится впустую. Все это вынуждает организаторов здравоохранения и руководство вузов ускорить реформирование медицинского образования. Стратегическая цель этого процесса весьма амбициозна — выпускники украинских медицинских вузов должны стать конкурентоспособными в любой стране мира.
На сегодня в Украине функционирует более чем достаточная сеть высших медицинских учебных заведений — 15 университетов и академий, а также 3 учреждения последипломного образования, которые финансируются из государственного бюджета. Кроме того, подготовка врачей осуществляется на 4 медицинских факультетах классических университетов и 2 негосударственными высшими учебными заведениями. Это дает возможность полностью обеспечивать потребности страны в медицинских кадрах. Несмотря на это, в настоящее время около 16 тысяч врачебных должностей остаются вакантными, в том числе более 4 тыс. в сельской местности. А с учетом того, что в учреждениях охраны здоровья работает более 39 тыс. пенсионеров, реальный дефицит врачей составляет около 45 тыс. Вместе с тем, начиная с 2002 года количество выпускников высших медицинских учебных заведений, которые обучались по госзаказу, значительно сократилось. И наоборот, увеличилось число контрактников. Средняя стоимость платного медицинского образования составляет 1—2 тыс. долларов в год в зависимости от «весовой категории» вуза.
Какие из медицинских вузов Украины самые лучшие? На этот вопрос, несомненно, интересующий многих, мы попросили ответить авторитетных специалистов.
Александр ВОЛОСОВЕЦ, профессор, начальник Главного управления образования, науки и информационно-аналитического обеспечения Министерства здравоохранения Украины:
— Министерство здравоохранения впервые в стране внедрило рейтинговую оценку деятельности высших медицинских учебных заведений и в 2001/2002 учебном году определило их государственный рейтинг по всем направлениям деятельности, а именно: международное, государственное и отраслевое признание, учебно-методическая работа, научная деятельность, лечебная работа, материально-техническое обеспечение и т. д. Всего учитывалось 60 показателей. Была разработана специальная методика комплексной оценки вузов по результатам их деятельности. Подчеркиваю: все эти показатели не абсолютные, а относительные. Поэтому достаточно объективные. Более того, этот рейтинг позволяет увидеть состояние вузов в динамике, например, что сделано за год.
Первая пятерка этого государственного рейтинга: Национальный медицинский университет им. А. Богомольца, Киевская медицинская академия последипломного образования им. П. Шупика, Тернопольская государственная медицинская академия им. И.Горбачевского, Крымский государственный медицинский университет им. С. Георгиевского, Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького.
Этот рейтинг стал стимулом для коллективов вузов по улучшению их работы. Так, если в 2000 году в вузах было 1,5 тыс. современных компьютеров, то сейчас их количество приближается к 6000. Некоторые вузы за год сумели подняться, например, с седьмого места на третье, с тринадцатого на пятое. Думаю, если бы рейтинг проводился сейчас, первая пятерка выглядела бы иначе.
Для независимой от вуза оценки качества обучения были введены так называемые лицензионно-интегрированные экзамены. Вообще качество обучения — очень больной вопрос. Многие считают, что заплатив за обучение, уже купили диплом. Но они заблуждаются. В прошлом году 100 студентов не получили дипломы, в нынешнем их могут не получить около 500.
— Какие специальности сегодня самые востребованные?
— Сегодня самая рыночная специальность — стоматология. Госзаказ на специалистов в этой области очень значительный, большинство учится на контрактной основе. Большим спросом пользуются фармацевтические специальности.
Среди вакансий много педиатров, санитарных врачей, пульмонологов.
— Конкурсы в медицинские вузы по-прежнему высокие?
— В прошлом году конкурсы на лечебные специальности составили 2 — 2,5 на место. На стоматологические и фармацевтические — 3 — 4.
Екатерина АМОСОВА, доктор медицинских наук, зав. кафедрой госпитальной терапии Киевского национального медицинского университета им. А. Богомольца, зав. кардиологическим отделением Киевской центральной клинической больницы:
— Мне трудно быть экспертом в этом плане и мой ответ, безусловно, весьма субъективный. Но как человек, который двадцать пять лет работает в высшем медицинском вузе, я бы назвала в числе лучших, кроме Киевского медуниверситета, Донецкий, Днепропетровский. Эта тройка, по моему мнению, идет в большом отрыве от остальных медицинских вузов. А дальше, возможно, Запорожский и... я даже затрудняюсь сказать, кто следующий. Если же включать в этот список учреждения постдипломной подготовки, то это, конечно, КМАПО (Киевская медицинская академия последипломного образования).
— Какие критерии вы считаете определяющими?
— У меня есть опыт работы зав. головной кафедры госпитальной терапии. На протяжении более десяти лет общаюсь с коллегами из всех медицинских вузов. И, естественно, слежу за тем, как их студенты сдают госэкзамены. Самая строгая постановка вопроса в Донецке. Я очень уважаю профессора Виктора Матвеевича Березова за прекрасно поставленную учебно-педагогическую работу. Еще в советское время в Донецком медуниверситете находилась лаборатория высшего медицинского образования союзного значения. Свое лидерство в этом отношении Донецк сохранил и сейчас. Там практиковались т. н. экспертные срезы. Уже тогда студенты решали ситуационные задачи, которые были для нас абсолютно внове. Эти задачи составлялись Виктором Матвеевичем и его коллективом. Более того, из года в год там ставились двойки на госэкзамене.
Последние несколько лет в медвузах проводится лицензионный экзамен «Крок-2» (по американской системе). Это письменный экзамен (он не анонимный). Студентам предлагается 200 тестов по клинической медицине.
Каждый из тестов представляет собой краткое описание клинической ситуации и пять вариантов ответа, из которых один правильный. Так вот по результатам этого экзамена лидерами являются Донецкий и Днепропетровский медуниверситы.
— А киевский?
— Наш вуз, к сожалению, был сначала на шестой позиции, а затем еще ниже. В этом году, надо сказать, мы мобилизовались, негоже столичному национальному медуниверситету плестись в хвосте.
При этом надо заметить, что рейтинговое место нашего университета по результатам лицензионного экзамена было одним из самых объективных, потому что мы специально не «натаскивали» студентов.
— Кроме «Крок-2», в обозримой перспективе планируется ввести «Крок-1» и «Крок-3».
— Одна из сложностей сегодня — это нестыковка между западным подходом оценивания знаний студента и нашими традиционными госэкзаменами. Из года в год мы сравниваем результаты «Крок-2» и госэкзамена. Надо сказать, что корреляция очень и очень слабая. Мы пока пытаемся состыковать несовместимые вещи — западные подходы и наши традиционные. Но, тем не менее, введение лицензионного экзамена — это движение вперед. Рейтинг по «Кроку» — лучшее, что у нас сейчас есть для оценки качества знаний.
В рейтинге, по моему мнению, следует учитывать количество защищаемых диссертаций, статей в солидных журналах и обязательно публикации в западных журналах. Ну и, безусловно, зарубежные гранты.
— Многие убеждены, что качество подготовки медиков резко упало...
— Я с этим не согласна. И позволю себе высказать такую крамольную мысль. Я оканчивала институт в 1978 году. Исходя из своего опыта, могу сказать, что сегодня на клинических кафедрах со студентами занимаются больше. Мне кажется, что нынешние студенты по клиническим вопросам знают больше, чем выпускники моего поколения. Сейчас появились объективизированные методы оценки знаний. У студентов сегодня, безусловно, мотивации меньше, чем это было раньше, когда молодой врач мог прожить на свою зарплату.
— Какие, по вашему мнению, недостатки нашего медицинского образования?
— Это, прежде всего, вал. Ни в одном зарубежном медицинском вузе нет такого, чтобы на клинической кафедре в группе было по десять-двенадцать человек. Такое количество студентов на одного преподавателя — недопустимо. Научить их невозможно.
С моей точки зрения, платный прием на обучение — порочная практика.
А у нас половина студенческого контингента — платники. В Киеве, да и во многих крупных городах найти работу невозможно. Зачем нам перепроизводство врачей?
У нас очень большая нагрузка на преподавателя. Если сотрудник кафедры будет все свое время тратить только на педпроцесс, то он деквалифицируется как врач. Что у нас уже наблюдается. На Западе, кстати, нигде нет такой колоссальной педнагрузки.
И третий аспект — это объективизация контроля знаний. Однозначно: экзамен должен быть анонимным.
Николай ПОЛИЩУК, профессор, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады Украины:
— Как практикующий врач-нейрохирург и преподаватель, хотел бы отметить, что за последние восемь-десять лет я поменял свои взгляды на подготовку кадров, в частности для нейрохирургии. Я много общался с зарубежными коллегами, изучил их опыт. Система подготовки кадров у них совершенно иная. Я также убедился, что и у нас можно подготовить высококвалифицированные кадры. И главное в этом деле — мотивация к учебе.
Однозначно: контрактная форма обучения существенно ухудшила подготовку медицинских кадров. В то же время я считаю, что такая форма обучения имеет полное право на существование. Я — за льготные кредиты на обучение, и если студент учится отлично, то государство должно погашать кредит.
Уровень знаний учащихся — главный критерий работы вуза. Требования к учащимся должны быть одинаково высокими — будь то бюджетник или контрактник. И если студент не преодолел определенную планку знаний и профессиональных навыков, значит, он не должен продолжать обучение ни за государственные, ни за собственные средства. Плата за обучение — это не покупка диплома, это возможность учиться.
Сегодня государство должно регулировать только количество специалистов в той или иной медицинской отрасли. У нас развита специализированная помощь и совсем не развита первичная медико-санитарная помощь. В прошлом году направления работать врачами общей практики получили всего 14% выпускников, а в Киеве — всего 2%. Преимущественное большинство избрало «узкие» специальности. Причина такого положения — отсутствие мотивации. Сейчас есть мотивация стать «узким» специалистом — стоматологом, гинекологом, урологом, хирургом и т. д. Чем больше больных, тем лучше врачам. Тогда как у врача общей практики мотивация должна быть другая: чем меньше больных, тем меньше работы и тем больше экономится средств. Но для этого необходимо в корне изменить практику финансирования в здравоохранении, семейный врач должен работать как юридическое лицо.
Рейтинг вузов легко было бы определить при условии анонимной сдачи экзаменов. А пока этого нет, ни о каких рейтингах и говорить не приходится. Так называемый государственный рейтинг вузов «по основным показателям деятельности», практиковавшийся в свое время в Минздраве, иначе как профанацией и не назвать.
Многолетний опыт позволяет мне иметь мнение о качестве подготовки специалистов в некоторых вузах. Побывав во многих из них, я увидел, где и как поставлена работа по подготовке врачей. Заслуживает внимания и подражания опыт Тернопольской медакадемии им. И.Горбачевского. Только один пример. Преподаватель получает надбавку к зарплате, если он ведет занятия с зарубежными студентами на иностранном языке. Или подготовил учебное пособие, методические рекомендации и т. п. То есть у него есть мотивация повышать свой профессиональный уровень, творчески работать. Хорошая система подготовки специалистов в Винницком национальном медуниверситете, Ивано-Франковской государственной медицинской академии. Приятное впечатление произвели на меня отдельные выпускники Одесского медуниверситета, хотя это не дает основания судить о вузе в целом. Очень способные, знающие ребята выходят также из Киевского национального медуниверситета, но в целом его выпускники не самые лучшие. Высоким уровнем подготовки отличаются молодые специалисты, окончившие Днепропетровскую медакадемию.
Олег ПЕРЕТЯКА, кандидат наук государственного управления:
— Назвать пять лучших медвузов весьма затруднительно по следующим причинам. Во-первых, медицинские вузы «закреплены» за определенными регионами, поэтому в областях сконцентрированы выпускники преимущественно «базового» учебного заведения. Во-вторых, специалисты не очень интересуются, какой вуз закончил их коллега.
Считаю, что в Украине у медицинских специалистов довольно низкая квалификация. Особенно это касается выпускников последних пяти-восьми лет. Дипломы отечественных медвузов не котируются за рубежом, по уровню практической подготовки наши выпускники не могут конкурировать со средними медицинскими работниками других стран.
Исходя из собственного опыта (работал начальником отдела кадров областного управления здравоохранения и директором курсов повышения квалификации средних медработников) и региональной специфики, могу предложить следующий рейтинг украинских медвузов:
Киевский национальный медицинский университет им. А. Богомольца; Тернопольская медицинская академия им. И. Горбачевского; Одесский медицинский университет; Донецкий медицинский университет; Харьковский медуниверситет.
Андрей СЕРДЮК, академик АМНУ, директор Института гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева, экс-министр здравоохранения Украины:
— Не могу согласиться с мнением, что качество подготовки врачей в последнее время у нас резко ухудшилось. Медицинская вузовская школа была у нас одной из лучших в бывшем СССР и остается ныне на уровне. Сегодня у студента-медика есть все возможности стать хорошим врачом. Другое дело, что некоторые студенты-контрактники считают, мол, если заплатил за обучение, то это дает право на получение диплома.
Назвать пятерку лучших вузов очень сложно. Я их все знаю, они для меня родные. Но если вас интересует мое субъективное мнение… Пальму первенства я отдаю Днепропетровской медицинской академии. Очень хороший, современный вуз — Харьковский фармацевтический университет. Высоким уровнем подготовки специалистов отличается Львовский государственный медицинский университет им. Д.Галицкого. Небольшой, но очень хороший вуз — Винницкий национальный медицинский университет им. Н.Пирогова. Самый мощный по своему профессорско-преподавательскому составу Киевский национальный медуниверситет им. А.Богомольца. Затем идут Донецкий, Тернопольский, Одесский…
Финансист с фермерским уклоном
Как и юридическое, экономическое образование сегодня можно получить чуть ли не в каждом втором вузе страны. Почувствовав конъюнктуру, экономистов разных профилей начали готовить строительные, туристические, технологические, транспортные, медицинские и даже филологические вузы. В общем-то, совсем не плохо, когда специалист в области, скажем, пищевых технологий знаком с бухучетом или экономикой предприятий. Но дипломы с двойной или узко направленной специализацией выдают лишь считанные вузы.
Так, в Киевском университете туризма, экономики и права есть специальность «Экономика туризма и гостиничного хозяйства», в Таврийской государственной агротехнической академии (г. Мелитополь) их несколько — «Экономика фермерских хозяйств», «Биржевая деятельность в АПК», «Финансирование и кредитование в отраслях АПК». Большинство же предпочитает готовить по традиционным специальностям: «Экономическая теория», «Учет и аудит», «Финансы», «Банковское дело», «Экономическая кибернетика», «Экономическая теория», «Международная экономика». Поэтому главная проблема для абитуриента: определить вузы, в которых экономическое образование дают наилучшим образом.
Первый показатель, по мнению большинства опрошенных журналистом «ЗН» преподавателей вузов (по определенным причинам они не захотели называть свои фамилии), — форма собственности учебного заведения. По-прежнему считается, что в государственных институтах и университетах подготовка лучше, нежели в частных. Хотя и случаются редкие исключения, правда, они относятся лишь к крупным вузам.
Также немалую роль играют и традиции преподавания, которые до сих пор сохранились в государственных вузах. В связи с этим, кстати, стоит обратить внимание и на то, когда в выбранном вузе появилась интересующая студента экономическая специальность: многие экономические кафедры возникли совсем недавно, не имеют отработанных программ обучения, нужного количества квалифицированных преподавателей и нередко дают весьма посредственное образование. Даже в том случае, если вуз является лидером по своему основному профилю.
Следующий пункт — материально-техническая база. Современное экономическое образование основывается на компьютерных технологиях, без которых чтение учебников — почти бесполезная трата времени. Далее — квалификация преподавателей. В этом плане некоторые региональные вузы по профессорско-преподавательскому составу могут являть достойную конкуренцию столичным.
Еще один показатель — организация производственной практики. В принципе каждый вуз обязан посылать студентов на практику — без этого он не пройдет аккредитацию. Но все зависит от того, сколько времени на эту практику выделяется и в каких предприятиях и учреждениях она проходит. Как правило, крупные государственные и частные вузы имеют договора с различными предприятиями и учреждениями, в том числе и за рубежом. Некоторые даже организуют зарубежные стажировки, чтобы студенты впоследствии могли получить дипломы иностранного образца (лишь считанные отечественные вузы могут похвастать тем, что их дипломы признаются не только в Украине).
И, наконец, последний, и, по мнению наших респондентов, наиболее важный момент: мотивация студентов, четкое понимание того, зачем он учится, и стремление получить как можно лучшее образование. Как правило, в государственных вузах эта мотивация выше, там больше честолюбивых и амбициозных молодых людей, что формирует соответствующую интеллектуальную среду. В такой атмосфере «подтягиваются» отстающие и стараются «выкладываться» по максимуму преподаватели, давая во многих случаях значительно больше предусмотренного программой. В большинстве частных вузов мотивация студентов низкая, заинтересованных в учебе меньшинство: видимо, молодые люди полагают, что, заплатив за учебу, можно больше ничего не делать.
Учитывая вышесказанное, наиболее часто наши респонденты называли следующие вузы: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (экономический факультет), Киевский национальный экономический университет, Киевский национальный торгово-экономический университет, Межрегиональная академия управления персоналом, Европейский университет и Киевский международный университет.
Мнение практиков на экономическое образование в стране несколько иное.
Владимир КУНГУРЦЕВ, вице-президент по вопросам науки и образования Украинского национального комитета Международной торговой палаты:
— На первое место по качеству подготовки специалистов экономического профиля я бы поставил Киевский национальный экономический университет и Киевский торгово-экономический университет. Первый дает лучшую теоретическую подготовку, второй — более глубокие практические знания. На мой взгляд, ректор торгово-экономического университета лучше сориентировался в происходящей ситуации и сумел вовремя подкорректировать учебные планы: вуз готовит высококвалифицированные кадры экономистов для торговли, таможни, спецслужб. Среди частных вузов я бы выделил небольшой, но с хорошим подходом к обучению студентов Киевский институт рыночных отношений. Он получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако, если говорить о качестве экономического образования в общем, то получение диплома еще не свидетельствует о том, что выпускник готов к работе на предприятии. Так было во все времена и сохраняется до сих пор. Один из анализов дипломных работ студентов показал, что к самостоятельной деятельности готовы всего три-четыре из десяти.
Виктор ЛИСИЦКИЙ, кандидат экономических наук:
— Со мной на стажировке в Нацбанке работали студенты из Киево-Могилянской академии — там очень неплохая подготовка. У меня хорошее мнение о Национальном техническом университете «КПИ» (со мной работали некоторые его выпускники) — я бы отдал ему второе место. Третье — Киевскому национальному университету им. Тараса Шевченко и Киевскому национальному экономическому университету. Также среди лидеров я назвал бы Украинский государственный морской технический университет им. адмирала Макарова (Николаев).
Виктор БАЗИЛЕВИЧ, доктор экономических наук, декан экономического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко:
— В конце 80-х—начале 90-х, когда экономика оказалась на пороге новых качественных изменений, появилась необходимость в подготовке специалистов практически всех экономических специальностей. В целом в экономическом образовании за последние годы произошли качественные изменения. Учебные планы и методическое обеспечение актуализованы. Экономическое образование в современных условиях очень активно меняется и способно делать определенные шаги навстречу рынку и обществу.
Наш факультет начал готовить студентов по экономической теории, экономике предприятия, международной экономике, менеджменте организаций, учету и аудиту, экономической кибернетике, банковскому делу и финансам. Причем все кафедры по ним — выпускающие. Поэтому образование на экономическом факультете дает возможность работать во всех областях экономики и занимать весь спектр должностей — от технических до руководящих. Но главное, что отличает наших выпускников, — фундаментальная системная теоретическая подготовка, которая дает возможность анализировать, самостоятельно выбирать варианты решения проблем.
Конечно, для того, чтобы стать настоящим профессионалом, необходима практика. Согласно учебным планам, у нас на нее отводится до двух месяцев. Но сегодня не обязательно работать на конкретном предприятии, чтобы получить необходимые навыки. Очень важно владеть современными методами анализа, знать, откуда и как получать нужные данные, иметь достаточно информационного и статистического массива данных — все это дают компьютерные технологии. Благодаря им студенты работают с реальной документацией и нормативной базой, существующей на реально действующем предприятии. Поэтому уже на студенческой скамье приобретается позитивный практический опыт, который закрепляется и адаптируется уже непосредственно на практике. То есть, если раньше выпускнику требовался достаточно большой период для «вхождения» в работу, то сегодня благодаря компьютерным технологиям он уже в процессе учебы адаптируется к условиям работы, включается в технологический процесс, и практически сразу после получения диплома готов к выполнению достаточно сложных функций.
— Какие еще вузы, на ваш взгляд, дают наиболее качественное экономическое образование?
— Чтобы сказать, насколько отличается образование в вузах, нужно располагать определенными параметрами. Один из них — олимпиады по различным экономическим специальностям. Их проводит и сам экономический факультет университета, и посылает своих студентов в другие вузы. У нас не один год проводится олимпиада по экономической теории, в этом году в ней участвовало 23 учебных заведения практически со всех регионов. Первое место заняла студентка экономического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. На втором месте — представители Киевского национального экономического университета. В целом подготовка в этом вузе на достаточно высоком уровне. Там есть своя специфика, но у них также давние традиции преподавания, работают высококвалифицированные кадры, и тот, кто оканчивает этот вуз, имеет хорошую подготовку.
Я также отметил бы, что на должном уровне готовятся кадры и в Киевском национальном торгово-экономическом университете. В Харьковском национальном университете им. В.Каразина серьезная экономическая школа, и выпускники этого вуза также пользуются уважением среди профессионалов. Еще я бы назвал среди вузов, дающих качественную подготовку, Донецкий национальный университет, в котором работают многие выпускники нашего факультета. Среди негосударственных вузов я бы отметил Межрегиональную академию управления персоналом, Европейский университет.
Кибернетика — ступеньки
в виртуальный мир
Профессию программиста, компьютерщика рядовой гражданин в Украине поставил на седьмое место. То есть в народе выработано четкое представление о том, что мы живем в информационном мире. Идя за модой, многие вузы (даже выросшие из техникумов) пытаются готовить программистов. Естественно, получить не только диплом, но и серьезные знания, можно далеко не в каждом из них. «ЗН» предложило проанализировать ситуацию ведущим украинским специалистам и назвать факультеты, на которых можно получить основательную подготовку в этой профессии.
Сергей АЗАРОВ, доктор технических наук, директор Lucky.Net:
— Я не хотел бы все упрощать и расставлять по полочкам, мол, вот этот университет на первом месте — заверните. Высшее образование слишком серьезная вещь, чтобы здесь ошибиться, поэтому предлагаю сначала разобраться, что стоит за ставшим уже столь привычным словом «программист». Программирование базируется на пяти концепциях языков программирования. Здесь и императивные языки, и языки, построенные на рекурсивных функциях, позволяющих решать значительно более интересные задачи, связанные с искусственным интеллектом. Следующая концепция программирования — объектно-ориентированные языки. Есть кейс-технологии и еще многое другое. Однако можно владеть лишь частью этого богатства и работать программистом.
Эту специальность по квалификации можно разделить на три уровня. На первом работают так называемые кодировщики. Для них достаточно знать один язык. Такая работа сродни труду переводчика с иностранного.
Второму уровню соответствует программист, который пишет алгоритмы. Их можно писать в любой алгебраической, графической, табличной и даже лексиграфической форме. Собственно, алгоритм — это последовательность операций, приводящих к желаемому конечному результату. Программисты, пишущие алгоритмы, как правило, по интеллекту значительно превосходят кодировщиков.
Третий уровень — системные программисты, оперирующие не одним алгоритмом, а их совокупностью…
Думаю, сказать все это необходимо, чтобы вступающий на эту стезю уяснил, чем он хочет заниматься и какие у него для этого есть данные. Так, если человек собирается быть кодировщиком, его несложно научить какому-то языку. При этом следует учесть, что программирование — специальность, требующая специфических качеств. Например, я не смог бы работать программистом, потому что мне не присуща скрупулезность, интерес к деталям, отсутствует умение радоваться нахождению новых элементов и выкладывать из них мозаику. Кодировщик, знающий в совершенстве один язык, как виртуозный токарь, производит различные программы. Чтобы стать хорошим кодировщиком, желательно базовое математическое образование, но не обязательно заканчивать суперуниверситет. Я знаю очень неплохих программистов, имеющих знания на уровне прикладной математики.
Требования повышаются, если человек собирается заниматься алгоритмизацией. Он должен быть хорошим прикладным математиком и обязан достаточно знать всю библиотеку алгоритмов, существующую сегодня. Кроме того, он должен разбираться в различного рода методах организации вычислений, должен понимать, что такое распараллеливание процесса и еще много чего. Желательно, чтобы при этом образование было получено в солидном учебном заведении. В Украине это Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко и, конечно, факультет информатики и вычислительной техники в Национальном техническом университете «КПИ». Если вы хотите заниматься фундаментальными теоретическими вопросами, выбирайте классическое университетское образование, если же вас привлекает живая работа в фирме, на производстве — выбирайте факультеты технических университетов. Они достаточно хороши в нескольких украинских городах...
Наконец, третий уровень — системные программисты. Я сознательно о них говорю после того, как представил университеты, потому что стать системным программистом нельзя, не поработав определенное количество лет на солидную фирму. Здесь нужна компания-брэнд, которая помогла бы молодому человеку потрудиться в коллективе над большим проектом. Только здесь он сможет посмотреть на себя со стороны, понять свои проблемы, увидеть последствия ошибок и стать классным профессионалом.
Александр ПАВЛОВ, профессор, декан факультета информатики и вычислительной техники Национального технического университета Украины «КПИ»:
— Мы живем в постпромышленном, информационном мире. В нем всем нужны программисты — разработчики информационных технологий. Почему расхватывают наших выпускников на работу во все страны? Дело в том, что разработка информационной технологии для любого объекта — сугубо индивидуальная. Сколько создается объектов, столько нужно программистов. Чувствуя эту тенденцию, новые вузы и даже бывшие техникумы пытаются открыть свои факультеты программирования.
В чем специфика факультета информатики и вычислительной техники «КПИ» на этом фоне? Мы стремимся выпускать не пользователей, которые имели бы дело с информационными технологиями, разработанными где-то, а проектировщиков новых технологий. Поэтому наш выпускник должен иметь огромный багаж: глубокое знание математики (это в первую очередь), системного анализа, программирования. Чтобы их дать студенту, мы, во-первых, сберегли, несмотря на все трудности последних лет, наши традиционные научные школы. Возьмите любое частное учебное заведение, созданное на протяжении последних десяти лет, — там ничего этого нет, потому что прошло слишком мало времени, чтобы они могли «нарастить мышцы». Во-вторых, мы поставили задачу — обеспечить студентам возможность выбора. Они с третьего курса работают в фирмах…
— И сколько они зарабатывают?
— Когда выпускники распределяются, я предлагаю отличникам идти в аспирантуру. В ответ слышу: «Уважаемый господин профессор, а сколько вы зарабатываете?..» И далее узнаю, что он уже имеет в три раза больше. Мои пятикурсники получают до 400, а лучшие — 600 долларов, 100-150 долларов — их зарплата уже на третьем курсе. При факультете существуют научно-исследовательские институты. Есть даже частная фирма, получившая известность в мире. Благодаря ей с факультета не ушли лучшие профессора в области разработки информационных технологий. Хотя эти профессора почти ничего не получают за преподавательскую работу, но с третьего—четвертого курса они забирают в свои лаборатории студентов и с их помощью внедряют современные информационные системы в производство. Наши студенты создали информационное обеспечение для налоговой службы Украины. Сейчас они разрабатывают информатику для транспорта нашей страны. То есть студенты еще в университете получают ценнейший опыт разработки и внедрения современных информационных технологий.
— Можно ли поступить к вам без «блата»?
— Только так и нужно к нам поступать, потому что слабый студент у нас не удержится. Мы в среднем по факультету отчисляем 200 — 300 студентов за год. Учиться у нас очень тяжело. Но иначе нельзя — важны уровень и имя. Профессия программиста позволяет занять достойное положение в обществе. Лучший пример тому — Билл Гейтс. Я горжусь, что фирма «Майкрософт» выделила деньги на открытие лаборатории информационных технологий на нашем факультете. Я мог бы назвать фамилии наших очень успешных выпускников. Вот свежий пример: несколько банков обратилась к ректору с просьбой провести встречи с успешными студентами КПИ, чтобы взять их на работу. Сегодня очевидно — чтобы заработать миллионы, нужен тренированный мозг.
Беда нашего факультета — здесь учатся талантливые прагматики. Сегодня они приходят не заниматься наукой (о чем мечтало наше поколение), а получить знания, чтобы нормально жить. В чем им не откажешь — они влюблены в компьютер…
— Почему мы не можем организовать талантливых компьютерщиков и зарабатывать миллиарды, как это делает Индия, Бразилия, Шри-Ланка?
— Во-первых, в мире не хотят, чтобы разработка была украинской. Ко мне как к декану два раза приезжали представители известных фирм «Филипс» и «Сименс» с очень привлекательным предложением. Мол, мы вам скажем, что нужно преподавать факультативом на старших курсах и обеспечим практику в Голландии, Германии, чтобы выпускники могли «с колес» работать за рубежом на фирмах. За это были обещаны весьма заманчивые зарплаты преподавателям. К их удивлению, я предложил готовить выпускников для украинских филиалов этих фирм, чтобы люди никуда не уезжали. Фирмачи ушли и больше не приходят. Если дальше наша страна будет развиваться по сценарию, описанному в интервью Михаила Згуровского («ЗН», № 18—19, 2004 г.), то в самом недалеком будущем она будет первой в рамках ЕС по разработкам и продаже программных продуктов. Потому что таких научных сил, такого качества образования в области программирования, как в Украине, нет ни в Польше, ни в Венгрии, ни даже во Франции… Нам все-таки досталось хорошее наследство — в Киеве был мировой центр кибернетики и информатики, и мы все вышли оттуда. Кроме того, в Украине традиционно сильна математика.
— Назовите, пожалуйста, пять лучших факультетов в вузах Украины, где можно получить хорошее кибернетическое образование?
— Первое место, без ложной скромности, я отдал бы нашему факультету, затем поставил бы Национальный политехнический университет в Харькове, Национальный университет радиоэлектроники (Харьков), далее — Львовская политехника, Донецкий политех. Теоретическая информатика хорошо поставлена на факультете теоретической кибернетики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
Иван СЕРГИЕНКО, академик НАНУ, директор Кибцентра НАН Украины:
— Я бы поставил на первое место Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, на второе — КПИ. Они почти одного уровня. Отметил бы соответствующий факультет в Киево-Могилянской академии. Есть еще Физико-технический институт при НАНУ. Там работают кафедры по разным направлениям: материаловедению, физике, биофизике. Есть там и наша кафедра. На ней учится всего около 20 человек, но это образование на современном уровне. Можно было бы еще назвать Днепропетровский университет, Институт искусственного интеллекта в Донецке. Необходимо также отметить мощные факультеты в Симферопольском и Львовском университетах. Неплохо поставлено дело в Ужгороде. К счастью, в Украине есть где получить серьезное кибернетическое образование.
Профессия — миллионер
По-видимому, равенство в нищете изрядно надоело украинцам, и они пятое место в рейтинге отвели бизнесмену, само представление о котором столько лет вытравливали из нашего сознания. Девятое место занял менеджер — тоже профессия из чисто рыночного мира (ее лишь недавно внесли в классификатор профессий в Украине), а десятое место досталось частному предпринимателю — вообще чистому буржую. В общем профессии, открывающие перспективу заработать миллион, заняли почти треть пьедестала почета. К сожалению, наши эксперты оказались в затруднении — ни в одной профессии не было такого разброса мнений. Оно и понятно — дело для нас новое. Надеемся, что абитуриент из названных экспертами вузов, выберет именно тот, который оправдает его надежды.
Борис МАЛИЦКИЙ, профессор, директор Центра исследования научно-технического потенциала и истории науки им. Г.Доброва НАН Украины:
— В США существует простая система оценки качества работы высшего учебного заведения — рейтинг определяется не по статусу заведения (например, национальный), не по количеству студентов, а по тому вкладу, какой вносят выпускники вуза в развитие мировой экономики. Мне ближе всего инновационный менеджмент — без учета инновационного момента в современном образовании, на мой взгляд, невозможна объективная оценка работы вуза. К сожалению, эти элементы еще не привлекали в нашем обществе должного внимания. Поэтому, думаю, нет смысла определять рейтинг наших вузов.
Владимир ЩЕЛКУНОВ, профессор, президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты:
— При выборе профессии не мешает посмотреть вперед. За годы, когда студенты будут учиться, многое изменится, в том числе и популярность различных профессий. Тенденции в образовании предваряют дальнейшее развитие страны. Приятно отметить тенденцию последних лет — начался рост числа желающих поступить на инженерно-технические специальности, хотя недавно здесь наблюдался катастрофический обвал. Стабилизировалась ситуация с желающими поступить на юридические факультеты. По-прежнему высока притягательность профессий, связанных с международной экономикой, правовыми отношениями и всем, что связано с построением логистических систем.
— Какие пять факультетов лучше всего подготовят к неожиданностям, которые таит в себе работа бизнесмена? Ведь программа подготовки менеджеров, наверное, весьма отличается от подготовки экономистов…
— Почему? Фактически то же самое — наши программы соответствуют международным нормам и требованиям, они утверждаются в МОНе. На мой взгляд, хорошую подготовку можно получить в специализированных университетах. Что бы ни говорили о новых технологиях, о прогрессивных системах обучения, о роли дистанционного обучения, но школа и традиция — это очень важно. Поэтому самые сильные экономические школы, в моем понимании, есть в Киевском национальном экономическом университете. Что касается международной торговли, международных отношений, вопросов, связанных с бизнесом, — это в Киевском торгово-экономическом университете. Многие дисциплины здесь преподаются по правилам ведения бизнеса Международной торговой палаты. На третье место я поставил бы экономический факультет Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. В числе перспективных назвал бы и Киевский университет рыночных отношений. Нельзя не отметить Европейский университет. Довольно сильная школа в Киево-Могилянской академии, где сумели объединить реальную украинскую действительность с требованиями международного уровня к менеджменту. Во всех этих вузах — хорошее сочетание преподавания теории и практики.
Василий ГЕРАСИМЧУК, профессор, декан факультета менеджмента и маркетинга Национального технического университета «КПИ»:
— Когда Союз шел к развалу, задыхался военно-промышленный комплекс, стало ясно — традиционные подходы, к которым привыкли, уже не работают. Тогда в КПИ была создана кафедра управления производством, затем кафедра промышленного маркетинга и, наконец, в 2002 году открыли еще одну кафедру — международной экономики. Подобные процессы весьма характерны для украинских вузов Украины в последнее время, и результаты говорят сами за себя — много наших студентов работают в бизнесе, многие из них готовятся открыть свои фирмы.
Однако занятия у нас — не для слабых, так как очень высокие требования к знанию математики. Если ее не сдашь, не попадешь на факультет менеджмента и маркетинга. Это очень жесткое и густое сито. К сожалению, школа в Украине снизила уровень подготовки детей. Пришлось организовывать систему доуниверситетской подготовки — есть около 100 школ, с которыми мы согласовываем свои требования. И они дают нам сильных абитуриентов. Здесь доуниверситетской подготовкой занимаются около 10 тысяч детей. И тем не менее ее окончание — еще не гарантия поступления.
Подготовка на факультете ведется не так, как это делается в других вузах. Мы нацеливаем обучение на то, чтобы наш инженер-менеджер имел свою нишу, а не был экономистом общего профиля. Так же, как, к примеру, и юрист в нашем вузе — это юрист для конкретной промышленной отрасли. У нас акцент на экономике предприятия, организации производства, менеджменте, маркетинге, основах предпринимательства.
Есть много интересного и у наших коллег в других вузах. Я бы отметил Киевский национальный экономический университет (в народе его назыывают нархоз), экономический факультет Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Национальный университет «Львовская политехника», позитивно отношусь к коллегам в Национальной металлургической академии (Днепропетровск), Национальном политехническом (Харьков), Национальном техническом университете (Донецк), Национальном техническом университете (Севастополь), Национальном техническом университете (Одесса).
Богдан ГАВРИЛИШИН, профессор, академик НАНУ, экс-директор Международного института менеджмента (Швейцария):
— Я назову только два известных мне вуза, которые готовят менеджеров в западном понимании этого слова. Это Международный институт менеджмента в Киеве (ректор — профессор Богдан Будзан) и Бизнес-школа Киево-Могилянской академии, которой руководит профессор Павло Шеремета. Эти заведения работают по европейским программам, в них преподают известные во всем мире профессора, так что их выпускники вполне на уровне. Об этом свидетельствуют как отзывы европейских бизнесменов о студентах этих бизнес-школ, так и победы их в международных бизнес-соревнованиях, в которых принимает участие очень сильный состав из США, ЕС и других стран. Уверен, что вскоре украинские бизнесмены станут весьма известны в мире. Первые шаги, которые они уже делают, весьма впечатляют.
Павло ШЕРЕМЕТА, профессор, Бизнес-школа Киево-Могилянской академии:
— В своей оценке я буду опираться на западные критерии оценки хотя бы потому, что там наработан колоссальный опыт в развитии и преподавании дисциплин, которые содействуют формированию бизнесмена, менеджера. Прежде всего отмечу, что на Западе существует четкое разделение профессий экономиста и менеджера. Экономические факультеты там занимаются тем, что связано с экономической теорией. Это микро- и макроэкономика, эконометрия. То есть здесь изучают теоретические основания функционирования всего экономического механизма. Экономисты могут заниматься и более узкими вопросами, например историей экономических учений, политической экономией, социальной экономией, экономикой городов и так далее... На таком факультете главное направление — изучение теории, поэтому основное требование к студенту — наличие аналитических способностей.
В то же время в бизнесе и менеджменте требуются определенные человеческие качества. Даже бизнес-факультеты на Западе называются бизнес-школами. Здесь необходимы управленческие, лидерские качества. У нас такие школы называются еще институтами менеджмента. Хотя не надо сбрасывать со счета, что и выпускники этих школ должны пройти достаточно хороший аналитический тренинг.
— Назовите, пожалуйста, пять лучших бизнес-школ в Украине…
— По качеству подготовки, думаю, мы — номер один. Понимаю, это нескромно, зато честно. На второе место я бы поставил Международный институт менеджмента (МИМ). Вы правильно сделали,что при анализе разделили экономическое и бизнес-образование. Вузы, которые я назвал, готовят специалистов в западном понимании. Основная база для подготовки у них — программа MBA, позволяющая выпускать магистров бизнес-администрирования. Даже такой известный государственный вуз, как КНЭУ, дает программу МBA. Так что, хотя наше государство ее и не признает, ни нам, ни нашим выпускникам это репутацию не портит.
Отмечу, что многие украинские вузы, выпускающие менеджеров, готовят их не по программе MBA, а преподают менеджмент организаций — специальность, лицензированную МОН. Здесь ориентация идет не на глобальные тенденции в мире, не на бизнес-образование в западном понимании, а на стандартное админобразование. Это факт нашей жизни, и я оставлю его без оценки. Фактически более-менее объективный рейтинг в этих условиях выставить невозможно, ведь это все равно что сравнивать яблоко с грушей.
Разделение на подготовку менеджеров в западном понимании и по профилю Минобразования необходимо еще дополнить тем, что вузы, относящиеся к МОН, в первую очередь занимаются подготовкой бакалавров. Мы же с бакалаврами не работаем. Мы готовим менеджеров, которые уже прошли школу выживания в бизнесе, мы работаем с теми, у кого за плечами школа практического менеджмента.
Срочно требуются «иностранцы». Достойная оплата не гарантирована?
Сегодня отечественное школьное образование поддерживается стараниями людей, отброшенных за черту бедности, но продолжающих служить общественному благу и тогда, когда государство по сути отвернулось от них. Долго эта ситуация продолжаться не может. Но взрыва возмущения она уже не вызывает. Нет сил. Нет веры в руководство образованием. Нет надежды, что кто-то наконец ответит за все происходящее. Но, похоже, в самом обществе еще осталось уважение к Учителю. Его великому терпению, созидательному труду, человеколюбию и верности призванию. Наверное, тот факт, что школьные преподаватели попали в профессиональный топ-лист, свидетельствует и о подвижках в сознании наших сограждан, постепенном понимании: в постиндустриальном информационном обществе ценностью номер один являются знания и умения. А проводником к ним (читай — успешной карьере и высокой зарплате) как был, так и остается учитель. Безусловно, высококвалифицированный, творческий и современный. Словом, учитель нового поколения.
Каким педагогическим вузам страны по силам ковать такие кадры, вообще — какие педуниверситеты Украины заслужили право именоваться лучшими, мы попытались выяснить у авторитетных просвещенцев. А заодно поинтересовались, какие, по их мнению, учителя-предметники являются сегодня самыми «модными» и востребованными и кто составит им конкуренцию завтра-послезавтра?
Павел ПОЛЯНСКИЙ, директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины:
— Вообще, на мой взгляд, любые рейтинги (за исключением спортивных, где есть четкие критерии ранжирования) будут субъективными. В данном случае я могу судить о «хорошести» того или иного педвуза по письмам, поступающим в МОН, которые свидетельствуют об интересе граждан к тому или иному высшему учебному заведению, их желании поступить в него или отдать туда на учебу своих детей. А также по участию этих вузов в современных инновационных проектах. Например, во всеукраинском эксперименте по внедрению системы внешнего стандартизированного тестирования. Поэтому я бы назвал Национальный педагогический университет им. М.Драгоманова, за ним его региональных «коллег» — Одесский педуниверистет, Харьковский, Полтавский, Тернопольский, Нежинский. Учебные заведения, куда выпускники этих вузов устраиваются на работу, как правило, не имеют претензий к качеству подготовки молодых специалистов. В вышеперечисленных вузах достаточно высокие конкурсы на все факультеты. Это — тоже одно из свидетельств их престижности. Но, повторюсь, данный рейтинг — очень условный, субъективный, и мне бы не хотелось, чтобы он воспринимался как вердикт — вот она, первая пятерка.
Самыми «модными» и востребованными учителями сегодня являются преподаватели правоведения (это — отголоски недавнего бешеного спроса на соответствующие специальности), информатики и иностранных языков. Думаю, востребованность «иностранцев» и «информатиков» сохранится и в ближайшем будущем. Поскольку на готовящие их факультеты хоть и имеем высокие конкурсы, впоследствии выпускники отнюдь не всегда идут работать в школу. Кроме того, сегодня наблюдается ренессанс спроса на точные и естественные науки — математику, физику, химию, биологию. Следовательно, потребуются и новые высококвалифицированные кадры.
Борис ЖЕБРОВСКИЙ, начальник Главного управления образования и науки г.Киева:
— Думаю, на вопрос «Какие педвузы Украины являются лучшими?» никто не возьмет на себя смелость ответить. Поскольку в стране еще не работает рейтинговая система определения качества их работы. Могу лишь сказать, что специалисты по начальной школе уже много лет утверждают: лучшие учителя — выпускники педколледжей, а не университетов. Аргументация — они гораздо больше практикуются в школах, работают непосредственно с детьми. В педколледжах меньше и так называемых общих дисциплин, которые, безусловно, хороши для развития личности, но для ежедневной работы со школьниками мало что дают.
Если же говорить о том, как ранжировать вузы, я бы на первое место поставил критерий «количество выпускников, которые пришли работать в школу». (Такая статистика есть и в каждом регионе, и в МОН. По городу Киеву, к огромному сожалению, этот показатель остается низким). Нужно проанализировать и структуру педуниверситетов. Ведь они готовят немало специалистов — например, юристов, — которые априори никогда не будут трудиться в учебных заведениях среднего звена. Да, эти специальности сегодня популярны, вуз на них зарабатывает, но школа-то от этого не получает ровным счетом ничего.
Вышеупомянутый критерий может быть по-настоящему показательным, поскольку продемонстрирует, насколько успешна профориентационная деятельность вуза, насколько целенаправленно здесь работают с абитуриентами и т.д. То есть «заряжены» ли его студенты на школу? Увы, сегодняшние опросы первокурсников педуниверситетов на эту тему свидетельствуют о прямо противоположном: туда поступают те, кто не собирается работать в общеобразовательных заведениях. Кроме того, учебный процесс в хорошем педвузе следует строить так, чтобы не на последнем курсе, а гораздо раньше можно было проверить способности студента к педагогической деятельности. Чем раньше он поймет, что ошибся, тем лучше для нас — в школу не придет случайный человек.
Словом, в данный момент определить, какой вуз лучше, невозможно. Но ваш вопрос очень правильный в том смысле, что пора наконец-то выработать стройную систему рейтингов, с помощью которой станет возможным такое ранжирование.
Киев — единственный большой европейский город, где все школьники изучают иностранный язык с первого класса. Теперь ставим вопрос, чтобы наши мальчишки и девчонки с пятого класса штудировали второй иностранный. Сегодня в столичных школах преподают 24 языка, мы же хотим, чтобы изучались все европейские. То есть самыми востребованными предметниками для нас были и будут учителя иностранных языков. Конечно, нужны и преподаватели информатики, не хватает Киеву также учителей физики и труда.
Елена ОНАЦЬ, директор Киевской специализированной школы №41, президент Ассоциации руководителей школ Украины:
— В числе бесспорных лидеров — Национальный педуниверситет им. М.Драгоманова. Наша школа является базовой для этого вуза, мы не понаслышке знаем, кто такие студенты-«драгомановцы», впоследствии принимаем их на работу. Национальный педуниверситет хорошо готовит учителей начальной школы, которые, к слову, всегда будут нужны. Много хорошего слышала о Нежинском, Переяславском, Харьковском, Полтавском, Уманском педагогических университетах.
Требование времени — больше высококвалифицированных учителей иностранных языков, информатики. Много вакансий преподавателей физической культуры, трудового воспитания, математики, истории и права. Вообще завтра будет востребовано все, что связано с новыми технологиями.
Ранее трудовое обучение ограничивалось рамками столярно-слесарного дела. Завтра — это дизайн, прикладные виды искусства и т.п. Нужны будут и учителя, способные преподавать интегрированные курсы. А соответствующих преподавателей пока нет, их необходимо готовить.
Людмила ПАРАЩЕНКО, директор киевского лицея бизнеса, председатель Ассоциации руководителей школ г.Киева:
— У нашего лицея был хороший опыт сотрудничества с Национальным педуниверситетом им. М.Драгоманова, когда мы сами могли выбирать студентов. А также с Национальным экономическим университетом, где готовят экономистов, имеющих право преподавать курсы экономики. Я лично очень верю в Киевский педуниверситет им. Б.Гринченко, воплощающий в жизнь новую модель подготовки педагогического работника и способного гибко реагировать на потребности в кадрах. В Киевском педуниверситете в процесс подготовки будущего учителя вовлечены методисты-практики, там имеется очень хорошая база для того, чтобы готовить педагогов «поштучно». А это чрезвычайно важно, ведь сегодня педагогический конвейер демонстрирует свою полнейшую неэффективность. Было бы очень здорово, если бы все педуниверситеты ориентировались на мастер-классы, индивидуализацию учебного процесса. Что же касается педвузов из других городов, то много хорошего слышала о выпускниках Нежинского, Уманского, Переяслав-Хмельницкого. В целом же, если закончивший педвуз пришел работать в школу, он уже является находкой для учебного заведения. Одна из наших главных бед в том, что многие новоиспеченные специалисты не доезжают до школ.
Учителя информатики, физики, физкультуры плюс (традиционно) преподаватели иностранных языков — вот список самых востребованных сегодня предметников. В дефиците и учителя трудового обучения. Сама концепция этой дисциплины сейчас очень серьезно ревизуется, посему наставники, способные научить школьника лишь выстрогать табуретку или сделать молоток, теперь школе не нужны. Новых же «трудовиков» пока нет. Да и какими они должны быть, тоже вопрос…
Учителя, которые выполняют свое основное предназначение — учат думать, учат учиться, а не запоминать предметный материал, создают условия для эффективной и интересной учебы, — были, есть и будут в дефиците. И речь не о предметниках, а об учителях как носителях культуры, метода. Любые сведения сегодня можно получить моментально и без проблем. Но кто научит ими максимально эффективно пользоваться, будет гидом, консультантом? Естественно, только «дефицитный» учитель.
Виктор ГРОМОВОЙ, заслуженный учитель Украины, директор гимназии им. Тараса Шевченко (г. Кировоград):
— Как говорят англичане, хорош тот университет, у которого «рыжие стены», то есть имеются вековые образовательные традиции. Таким является Полтавский педагогический университет им. В.Короленко. В частности, там есть заложенная еще предыдущим ректором Иваном Зязюном традиция преподавать курс педагогического мастерства. Конечно, флагманами среди педагогических вузов были, есть и, надеюсь, будут столичный Национальный педагогический университет им.М.Драгоманова и Национальный педагогический университет им. Г.Сковороды во «второй» столице Украины — Харькове. Авторитет этих педагогических вузов обусловлен колоссальным интеллектуальным потенциалом, сосредоточенным в обоих этих городах. На западе Украины мне лично очень импонирует здоровая амбициозность преподавателей Дрогобычского пединститута, неминуемо влияющая на качество образования в этом далеко не провинциальном вузе.
Среди частных вузов хочу отметить своих земляков — социально-педагогический институт «Педагогическая академия» в г. Кировограде. Руководит им уникальный человек В.Василенко, педагог с глобальным мышлением и талантом объединять вокруг себя прогрессивных людей.
Самыми «модными» и самыми востребованными в школе сейчас являются, как правило, учителя иностранных языков. Но все зависит от атмосферы в каждой отдельной школе. Например, в моей гимназии им. Тараса Шевченко на «тій висоті», о которой когда-то говорил классик, рядом с «иностранцами» стоят украинские филологи и воспитатели-наставники (тьюторы). Последние, на мой взгляд, и являются наиболее перспективными специалистами, поскольку они — носители новой педагогической роли. Именно с их появлением традиционная образовательная среда школы трансформируется в систему индивидуального педагогического сопровождения движения учеников по индивидуальным образовательным траекториям.
Итак, тьютор — это та новая педагогическая квалификация, которая нужна школам уже сейчас и, по моим прогнозам, на нее будет ажиотажный спрос уже через 5—10 лет.
Мода на завтра: цвет — зеленый,
IT-технологический
По мнению экспертов, через пять лет на постсоветском пространстве наиболее востребованными и высокооплачиваемыми будут юристы в области инвестиций, недвижимости и внешнеторговых сделок, а также специалисты в области IT-технологий — профессионалы в сфере продаж, внедрения, программирования и обеспечения безопасности компьютерных систем. Отличные перспективы и у тех, кто решил (или решит) посвятить себя маркетингу и РR. В авангард прорвутся и инженеры — химики, пищевики и строители. Ну, а как обстоит дело с «профессиональным» чутьем украинских абитуриентов, «ЗН» попыталось выяснить у директора департамента высшего образования МОН Украины Ярослава БОЛЮБАША.
— Бесспорные лидеры прошлогодней вступительной кампании — международные отношения, право и перевод, — рассказывает Ярослав Яковлевич. — Конкурсы на эти специальности были самыми высокими — по 12—15 заявлений на место. За ними следуют иностранный язык и литература, экономика, менеджмент, журналистика, товароведение и коммерческая деятельность, ІТ-технологии, издательско-полиграфическое дело. Вырос спрос на транспортные технологии (к слову, самый большой конкурс-2003 среди вузов, имеющих статус национальных, был в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете — 7,63). Традиционно популярны медицинские специальности, особенно стоматология.
— А чем вы объясняете столь стойкий интерес к международным отношениям и праву? Ведь ни для кого не секрет, что в Украине налицо перепроизводство тех же юристов.
— Не всегда выбор будущей специальности продиктован желанием получить фундаментальную подготовку. Кроме того, согласитесь, учиться на гуманитарном факультете все же несколько легче: не зря физика, химия, математика и черчение в школе также считаются самыми сложными дисциплинами. Ну и, конечно, до сих пор срабатывает стереотип об особой престижности, привилегированности, элитности профессий юриста-международника, дипломата, адвоката… В то же время все отчетливее тенденция смены молодежных приоритетов. Юноши и девушки начинают осознавать ценность фундаментальных знаний, перспективность IT-технологий. Результат — с каждым годом возрастает конкурс на технические специальности.
— Какие, на ваш взгляд, профессии будут популярны среди завтрашних-послезавтрашних абитуриентов?
— Дипломированных правоведов мы уже подготовили более чем достаточно. Далее пойдет их сугубо практическая фильтрация, следовательно, появится немало специалистов с дипломами, не сумевших устроиться на работу. Ведь сегодня наличия одного только диплома уже недостаточно. Каждый работодатель устраивает свое тестирование на профпригодность — анкетирование и собеседование. И если имеющий диплом не обладает необходимыми знаниями, о хорошей работе нечего и мечтать.
Уже сегодня возникают проблемы с трудоустройством у некоторых ребят, учившихся по специальности «менеджер». И удивляться здесь нечему, ведь порой молодой специалист приходит на производство, не зная элементарных вещей. Плюс, согласитесь, менеджер на хлебобулочном комбинате, швейной фабрике и металлургическом заводе — далеко не одно и то же. Вот и возникает вопрос: возможно, менеджмент организаций следует отнести к разряду последипломного образования? А человеку, желающему стать менеджером, сначала изучить технологию производства хотя бы на уровне бакалаврата?..
Что же касается перспективных профессий, то, безусловно, популярными будут специальности, связанные с IT-технологиями, защитой природы и человека. Главное, уверен, выбор абитуриентов с каждым годом будет все более осознанным, разумным и рыночно ориентированным.