Страна получила президентскую Стратегию реформ-2020, где обозначены векторы нашего общего движения к прогрессу. Но вот беда - образование в них потерялось. Бесполезно искать его в красивом перечне восьми первоочередных реформ. Не надо напрягаться и изучать
26 пунктов вектора РАЗВИТИЕ. Образование скромно забилось в уголок (13-е место из 14 заявленных) в векторе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
О чем это говорит? О том, что на государственном уровне нет понимания того, что развитие страны, высокие показатели в рейтингах конкурентоспособности, рост экономики и другие голубые мечты невозможны без серьезных реформ в системе образования. И еще о том, что в этой ситуации общественному сектору придется все брать в свои руки - взывать, предлагать, нажимать и контролировать.
В Украине работают шесть стратегических совещательных групп, которые сотрудничают с различными министерствами и ведомствами. Их деятельность финансирует Международный фонд "Відродження". Задача стратегической группы, сотрудничающей с Министерством образования, - разработать Концепцию реформирования образования и Дорожную карту реформ. Один из прорывных компонентов этой карты - внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ). Координатор группы, директор Института развития образования Георгий Касьянов подчеркивает: "В любой сфере есть особые точки - точки развития. Если на них сосредоточить ресурсы и деятельность, есть шанс, что остальные уровни подтянутся. Мы с нашими нашими экспертами считаем, что ИКТ - это одна из таких точек в образовании. Для принятия стратегических решений нашей группе нужны профессиональная консультация и предложения по развитию ИКТ в этом секторе".
Консультировали профессионалы - представители общественных организаций и бизнеса, работающие в сфере ИКТ. Что же думают "не-чиновники" о проблемах и перспективах использования компьютерных технологий в образовании?
Опыт внедрения ИКТ в школы, садики и университеты печален. Несмотря на громкие заявления и обещания чиновников, многие из разрекламированных ими проектов и программ оказались фикцией. И ничего, кроме раздражения учителей, которые обязаны были принимать в них участие, а потом писать бесконечные отчеты, не вызвали.
Эксперты предложили задействовать ИКТ в образовательных учреждениях по двум направлениям: внедрение современных технологий на всех уровнях системы образования и реализация электронного управления (e-management).
Такие задачи и были сформулированы экспертами для Дорожной карты реформирования образования. Каждая имеет определенные нюансы.
Внедрение ИКТ на всех уровнях образования.
Существует много образовательных ресурсов, и на каждом создается свой образовательный контент (разработки, рефераты, методическая библиотека). Важно, чтобы вся эта информация была каким-то образом упорядочена. Особенно это актуально, если мы говорим о развитии дистанционного обучения. Конечно, это не должна быть цензура, но экспертная оценка разработок, отсеивание заведомо некачественных и непрофессиональных - такой подход обязателен. Нет абсолютно никаких документов, которые бы такие продукты определенным образом регламентировали.
Не менее важный вопрос - как мотивировать школы к использованию ИКТ? "Следует не обязывать, а стимулировать, - считает Тарас Юрчишин, заместитель председателя организационного совета общественной организации "Инкубатор информационных технологий". - Учебное заведение может их не использовать. Но если использует - это его собственный рейтинг у потребителя образовательных услуг. Тогда школа сможет решить сама - обновлять ли ей технику, какое программное обеспечение использовать, где взять финансирование (спонсоры, родительские средства, государственно-частное партнерство и т.д.)".
Учителю нужно предоставить возможность самостоятельно выбирать учебные материалы, сервисы и программы любых разработчиков.
Очевидно, следует продумать систему критериев, по которым определяется уровень успешного внедрения ИКТ в учебный процесс. И это не обязательно количество учеников на один компьютер. Может быть даже количество учителей. Ведь, по большому счету, компьютер необходим ребенку только на уроке информатики. На всех остальных уроках он должен самостоятельно осваивать учебные навыки: считать, писать и т.д. Недаром же в одной из школ Силиконовой долины, где учатся дети сотрудников Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, ученики пользуются только ручками-карандашами-книгами. Принципиально - никаких компьютеров.
На уроках компьютер нужен, скорее, учителю. Для того, чтобы с помощью новейших технологий он научил детей думать. А сами они смогут освоить компьютер и современные программы и дома, это не так сложно. Но, с другой стороны, нужно понимать, что если учитель не использует ИКТ, это совершенно не говорит о его профессиональной неполноценности. Возможно, с ИКТ его работа могла бы быть эффективнее. Но не факт.
Средний возраст учителей в школах - за 45. Для многих из них язык гаджетов - чужой. Со временем в учебные заведения придет новое поколение педагогов, для которых информационный мир будет естественной средой общения и работы. Их не нужно будет стимулировать и уговаривать использовать ИКТ. Они просто не смогут по-другому. И тут уже следует подумать об ИКТ в системе профессиональной подготовки учителей.
Поэтому, предложили эксперты, начинать широкое внедрение компьютерных технологий в образование можно с создания системы электронного управления (e-management).
Все знают, как замучились школы заполнять бланки статистической отчетности. Отчет о начале учебного года, например, готовится несколько месяцев: школы передают в район, район - в город и т.д. до самого верха. В итоге вся статистика по стране с данными за сентябрь готова к декабрю. В то время как единая автоматизированная система выполнит эту работу за считанные дни. Достаточно лишь задать определенные параметры поиска.
Кроме того, создание единой информационной системы исключает возможность манипуляций с документами об образовании, с "мертвыми душами", которые числятся, но реально не работают и не учатся.
Школы может отпугнуть тот факт, что для пользования системой нужно будет установить специальное программное обеспечение, а это, вместе с обслуживанием, стоит денег. Но представители бизнеса заверили, что даже если государство не сможет выделить на это средства, каждый из существующих ІТ-проектов имеет бесплатный продукт, который уже сегодня можно использовать для создания IT-инфраструктуры системы образования. Расширенный функционал, платную часть, т.н. фримиум, прибретать не обязательно.
Используя любую электронную информационную систему, важно защитить личную информацию. Пример ее некорректного хранения - система ЕГЭБО. Владимир Ковтунец, эксперт USETI: "Функционирование ЕГЭБО при Табачнике - грубейшее нарушение конституционных прав. В этой базе были собраны все сведения о более чем 1,5 млн студентов, а также об их семьях чуть ли не до дедушки-бабушки. И это видели около 5 тыс. администраторов по всей Украине. Среди них могли быть люди с недобрыми намерениями. Кроме того, не надо забывать, что запись в базе данных - это не электронный документ, пока под ним нет соответствующей сертификации и электронной цифровой подписи".
Очевидно, необходимо, чтобы все данные, позволяющие идентифицировать конкретного ученика, "оседали" на уровне учебного заведения. "Наверх" должна подаваться только общая статистика.
В связи с этим эксперты предложили, чтобы каждому гражданину Украины при входе в образовательную систему (т.е. грубо говоря, с детсада) был присвоен электронный ID. Как вариант - он может совпадать с идентификационным кодом налоговой.
Говоря о детских садах, нельзя не вспомнить об электронных очередях, которые были призваны сделать зачисление в садик прозрачным и честным, но так и не справились с задачей.
Татьяна Черепанова, руководитель проектов nRoom, Edu.Pay, объясняет: "Проблемы электронной очереди в детсады упираются в отсутствие нормативной базы. В специальном постановлении Кабмина перечислены документы, необходимые для зачисления в сад. И там не сказано, что принимать можно только из электронной очереди. Кстати, отсутствие нормативной базы - общая проблема новых проектов".
Одним из важнейших шагов в e-management может стать создание интегрированной унифицированной общенациональной (общегосударственной) интерактивной базы данных "Образование Украины". В нее может быть внесена информация обо всех образовательных услугах в Украине: учебных заведениях, кружках, факультативах, курсах. Скажем, хотите вы пройти обучение на курсах иностранного языка или выбрать школу с математическим уклоном в вашем районе - заходите в базу и получаете всю информацию: лицензия, преподаватели и т.д.
Для создания такой базы, как и для реализации других предложений Дорожной карты, нужны изменения в законодательстве. И финансирование. Денег в казне, как известно, нет. Но есть надежда на доноров.
Скоро в Киеве состоится организованная Евросоюзом конференция доноров и инвесторов по Украине. Стратегическая совещательная группа при МОН инициирует создание Международного консорциума доноров и исполнителей программ с участием украинского правительства. А также разработку соответствующих бизнес-планов с конкретными обязательствами доноров и законодательного закрепления программ сотрудничества. Все эти шаги также внесены в Дорожную карту реформ. Работа над ее созданием будет продолжена.