Из-за развязанной Россией полномасштабной войны миллионы украинцев вынуждены были покинуть свои дома, некоторые даже уехали из Украины. Поэтому тысячи украинских детей осенью пойдут в школу вне дома. Советы для семей внутриперемещенных лиц и обучающихся за рубежом читайте в статье Анны Смолько «Как подготовить первоклассника к школе: советы экспертов» – совместному проекту ZN.UA и интерактивного приложения для учеников 1–4 классов «Изучаю – не жду».
«В важном этапе жизни ребенка, когда он готовится вступить в школьный мир, большую роль играют родители и попечительство. Есть ли универсальный рецепт подготовки к этой новой реальности? Однозначно нет, ведь каждый ребенок уникален, и его потребности, способности и подходы к обучению могут существенно отличаться. Особенно это касается семей внутренне перемещенных лиц и возвращающихся из-за границы. Интеграция ребенка в образовательный процесс требует специфических подходов и внимания к деталям», – отметила автор.
В свою очередь финалист Global Teacher Prize Ukraine 2020 Андрей Олийнык дал ключевые советы и стратегии для подготовки к школе первоклассников, сменивших место жительства. В частности, по его словам, родителям и ребенку обязательно нужно лично прийти на встречу для общения именно к директору.
«Если встреча непосредственно в заведении невозможна по обстоятельствам, то такую встречу можно организовать дистанционно. Необходимо рассказать все подробности, которые школа должна знать о ребенке. Важным аспектом в этом вопросе является психологическое состояние ребенка. Для того, чтобы у школы было полное представление ситуации и чтобы там наработали пути для легкой адаптации в коллективе, родители должны рассказать как можно больше информации о ребенке, о его учебе, успехах, увлечениях, моментах, которые могут тревожить ребенка и т.д.», – отметил Олейник.
К таким встречам эксперт советует привлекать психолога. Причем инициатором присутствия на такой встрече психолога, по словам эксперта, могут быть как школа, так и родители.
Также Олейник советует познакомиться и обсудить ситуацию с классным руководителем. Для ускорения процесса адаптации, если ребенок находится непосредственно в школе, по словам эксперта, желательно приобщать его к различным мероприятиям в классе.
«Также ребенку было бы хорошо приобщаться к разным обсуждениям в пределах класса. Важную роль здесь играет классный руководитель. Именно поэтому при зачислении необходимо обратить внимание на опыт работы классного руководителя, работал ли он с такими детьми, имеет ли представление, как организовать процесс адаптации детей ВПЛ в коллектив. Но следует отметить, что успешная работа будет только в случае тесного сотрудничества и партнерства родителей, ребенка и школы», – добавил Олейник.
Еще одним важным пунктом, по словам эксперта, – это научить ребенка не бояться спрашивать и просить за помощью, спрашивать как можно больше интересующей информации. Олейник объяснил, что в этом случае важную роль играет работа школы. То есть, как школа анализирует уровень полученных ребенком знаний, есть ли дополнительные консультации и общение с учителями/учительницами.
«Если школа в этом плане не слишком активна, родители должны обратиться в администрацию для решения этого вопроса», – отметил эксперт.
По его словам, необходимо также помочь ребенку адаптироваться к новому коллективу. В частности, было бы хорошо, если бы родители и ребенок были инициаторами совместных встреч с одноклассниками и одноклассницами, совместными экскурсиями, прогулками и т.д. Если же возможности сделать этот офлайн нет, то это можно сделать онлайн. Для этого, как пояснил эксперт, в свободном доступе существует множество платформ.
Также Андрей Олейник советует попробовать посетить интересный кружок. По его словам, если у ребенка есть какие-то увлечения и в школе есть кружки, которые ему подойдут, следует записаться. Эксперт объяснил, что это позволит ребенку легче адаптироваться, найти единомышленников, развиваться и покорять вершины.
«В случае необходимости обращайтесь к психологу. И в заведении эта работа должна быть организована. Некоторые родители, слыша слово "психолог", начинают пугаться и рисовать себе в голове диагнозы и т.п. Это совершенно ошибочное мнение. Школа не может ставить никаких диагнозов и не делает этого. Задача психолога – помочь ребенку адаптироваться, преодолеть страхи, которые могли появиться после пережитых событий, найти себя в коллективе», – добавил Олейник.
Он добавил, что когда ребенку сложно находиться в коллективе, родители не желают его стрессировать, а обучение получать необходимо, можно говорить об индивидуальной форме обучения: семейной или экстернате. Социальный компонент, конечно, снизится, но если ребенок посещает кружки вне школы, с этим будет проще.
Короткий чек-лист для родителей:
- Знакомство с администрацией заведения, его работниками;
- Знакомство с самим заведением, его жизнью и традициями;
- Содержательное информирование необходимых работников об особенностях и ситуациях, в которых оказывался ребенок;
- тесное сотрудничество со школьной социально-психологической службой;
- Открытость к новому;
- Сотрудничество и партнерство, держащееся на трех китах: родители, дети, школа;
- Четкое понимание форм обучения.
Чек-лист для школы, принимающей ребенка ВПЛ:
- Личное участие руководителя в организации этого процесса. Полная осведомленность о детях ВПЛ;
- Организация всех льгот, предусмотренных законодательством;
- Мощная работа социально-психологической службы (консультации с детьми, с родителями, групповые консультации с этой категорией учащихся, групповые и индивидуальные занятия, частичное сопровождение на уроках и т.п.);
- Полное понимание учителями и учительницами организации работы, изложения материала для ВПЛ, владение психологическими особенностями учащихся. (Желательно пройти соответствующие курсы или обучение. Сейчас этого много.)
- Открытость учебного заведения к партнерству и искреннее желание помочь ВПЛ;
- Организация дополнительных занятий или консультаций этой категории учащихся и учениц.
«Выше указанные советы можно применить и в школах за рубежом, ведь для ребенка это тоже изменение места жительства и даже языка. Если же ребенок находится за границей и планирует учиться в двух школах, желательно перейти в украинской школе на индивидуальную форму обучения. Одновременное обучение в двух школах может вызвать дополнительный стресс. Однако придется немало общаться с администрацией, ведь индивидуальные формы обучения в разных учреждениях имеют свои нюансы. Поэтому родителям следует выбрать ту школу, индивидуальный график которой подходит для ребенка и его зарубежной школы больше всего», – отметил Олейник.
Как узнать, что ребенок психологически готов к школе, а также, как его к этому подготовить, читайте по ссылке. Советы дала когнитивно-поведенческая терапевт Юлианы Маслак.