ДЕПУТАТЫ СНОВА ПЫТАЮТСЯ ИЗМЕНИТЬ ПРАВИЛА ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
В парламенте зарегистрирован законопроект № 2335 "О внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании" (относительно обеспечения равных прав на получение высшего образования)". Авторы - депутаты от коалиции А.Спиваковский, И.Винник, А.Гордеев, С.Хлань (БПП) и Т.Креминь ("Народный фронт").
Это третья попытка народных избранников изменить правила вступительной кампании-2015. Идея одна - учитывать при поступлении сертификаты независимого тестирования прошлых лет.
Первые две попытки были неудачными. Сначала - депутатское обращение А.Спиваковского и его коллег-мажоритарщиков из Херсона. "На беседу" в профильный парламентский комитет ходили представители Минобразования и Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО). Но они не дрогнули под депутатским натиском (см. "Кто боится вступительной кампании", ZN.UA, №48–49, 2014 г.).
После этого попытались пронести в парламент целый закон "Об особенностях поступления в высшие учебные заведения Украины в 2015 г". Под шквалом критики проект был отозван авторами (см. "Пламенный привет будущим студентам из прошлого", ZN.UA, 2 февраля 2015 г.). Но, как шутят в экспертной среде, он все же вошел в историю как рекордсмен по количеству грубых содержательных, правовых и даже грамматических ошибок в перерасчете на общее количество слов в документе.
И вот очередная попытка - внесение нормы о сертификатах ВНО прошлых лет в закон о высшем образовании.
В чем секрет такой настойчивости? Авторы законопроекта говорят, что защищают равный доступ к образованию. Но это только вершина айсберга. По новому закону о высшем образовании финансирование каждого вуза будет зависеть не от того, как его ректор "порешал вопросы в министерстве", а от результатов вступительной кампании. То есть от количества набранных студентов. Поэтому всегда найдутся желающие расширить возможности для набора студентов, пусть даже в ущерб качеству образования.
Новый законопроект содержит две идеи. Первая - учет сертификатов прошлых лет. По мнению авторов, такой шаг обеспечит "равные права на получение высшего образования независимо от года получения образования". А сейчас "это невозможно из-за разного уровня подготовки".
Но действительно ли это забота о выпускниках прошлых лет? Ведь вместо того, чтобы подумать, как реально помочь им поднять свой уровень подготовки, авторы законопроекта просто предлагают ввести для них другие правила поступления.
Требование признать сертификаты прошлых лет ущемляет права тех, кто оканчивает школу в этом году. Во-первых, у некоторых "старших товарищей" за восемь лет существования ВНО на руках накопилось несколько сертификатов по одному и тому же предмету. Значит, они могут выбрать для поступления результат самой успешной попытки.
Во-вторых, в этом году тестирование по украинскому языку объединят со школьным выпускным экзаменом. Следовательно, его будут сдавать не только те, кто планирует поступать в вуз, но вообще все выпускники школ. Это существенно увеличивает количество участников тестирования, а значит и конкуренцию между ними. Ведь балл ВНО по своей природе не абсолютный, а рейтинговый (т.е. это не оценка, а место участника тестирования в рейтинге среди других участников).
В-третьих, в этом году были внесены существенные изменения в методику определения результатов ВНО. Получается, что старые и новые сертификаты, баллы в которых вычислялись по-разному, сравнивать нельзя.
Авторы законопроекта предлагают решить проблему просто и немного по-детски: обязать правительство обеспечить равенство всех сертификатов (!), а УЦОКО - опубликовать таблицы конвертации баллов по каждому предмету независимо от года сдачи ВНО.
На внедрение нового закона авторы отводят два месяца. Но составление таблиц конвертации - огромный пласт работы. Эксперты должны будут детально проработать тесты по каждому предмету за все восемь лет и в каждом случае определить порог "сдал-не сдал". Затем нужно будет все это сопоставить со шкалой нынешнего года. И обязательно апробировать методику конвертации результатов до ее внедрения. Качественно это сделать за два месяца и даже за год невозможно.
В сопроводительных документах подчеркивается - реализация законопроекта не требует финансовых расходов из госбюджета. Но кто оплатит, например, работу экспертов? Специалисты предполагают, что речь идет о сумме как минимум в несколько миллионов гривен.
Идея принимать при поступлении сертификаты прошлых лет впервые была реализована во вступительной кампании Дмитрием Табачником. Поэтому преподнести ее как реформаторскую сегодня трудно.
Может быть, потому настойчивые инициативы депутатов по изменению правил вступительной кампании со временем были несколько модернизированы. Если в первом депутатском обращении речь шла только об учете сертификатов прошлых лет, то в последнем законопроекте предлагается ввести еще один вид независимого тестирования для тех, кто окончил школу год назад и более. Речь идет о тесте общеучебной компетентности (ТОУК). И это вторая идея законопроекта №2335.
В принципе, это прогрессивное нововведение. Работу над ним в Украине начали еще в 2009-м. Тест общеучебной компетентности проверяет не знания по конкретному предмету, а умение применять их на практике (мыслить логически, искать нужную информацию и т.д.).
Сергей Раков, редактор журнала "Вестник. Тестирование и мониторинг в образовании", был среди тех, кто начинал разрабатывать тест общеучебной компетентности еще в 2009 г.: "Мы изучали мировой опыт. Этот тест принят во многих странах мира. Например, в США, Израиле, Грузии, Швеции. Модели использования его разные. Это может быть единый вступительный тест или же дополнение к предметным тестам. В мировой практике никто не указывает вузам, какие сертификаты и с какими весовыми коэффициентами требовать при поступлении. Этот вопрос они решают сами, пользуясь своим правом автономии".
Эксперимент по разработке и внедрению ТОУК в Украине не был доведен до конца, считает Сергей Раков. Не было проведено его пилотное испытание на национальном уровне. По разным причинам, в том числе и финансовым, работа над нововведением в 2012-м была заморожена. Сергей Раков объясняет, чего не успели сделать эксперты: "До сих пор тестирование апробировали только на студентах. А нужно было привлечь и абитуриентов (у них другая мотивация к выполнению заданий, что может повлиять на результат). Только после этого можно будет доверять результатам исследования. Мы планировали попробовать использовать ТОУК в эксперименте весьма мягко - по желанию вузов и абитуриентов для отдельных специальностей как третий непрофильный тест. Планировали предложить его для тех специальностей, где нет профильного предмета - психология, экономика, философия etc. Чтобы посмотреть, как это будет работать, чтобы сама практика подсказала место теста в системе высшего образования".
Александр Ляшенко, руководитель рабочей группы, разработавшей ТОУК, академик-секретарь НАПНУ, доктор педагогических наук, подчеркивает еще один момент: "Я рад, что ТОУК получает поддержку. Но чтобы тест заработал, следует закончить его разработку. Мы создали технологию, близкую к ВНО, но все-таки это не одно и то же. Некоторых нюансов не учли. Нет пока что банка заданий. Не определены модели использования теста во вступительной кампании, которые мы можем предложить вузам. В лучшем случае в 2016-м можно будет завершить эксперимент, а в 2017-м начать внедрение. Но мы всегда подчеркивали, что тест ТОУК - это не альтернатива для предметных тестов (если ты, например, поступаешь на физмат, то должен знать математику), а дополнение к ним. И такой тест может быть полезен не только выпускникам прошлых лет".
"Внедрение ТОУК в 2015-м нереально, - считает и Сергей Раков. - Все радикальные изменения необходимо делать взвешенно, осознанно, без административного давления".
Александр Ляшенко удивлен тем, что авторы законопроекта предлагают регламентировать в законе о высшем образовании структуру теста общеучебной компетентности: "В проекте сказано, что тест состоит из двух частей - логико-математической и вербально-коммуникативной. Да, сегодня так и есть. Но ведь завтра может появиться некая другая составляющая, связанная, например, с информационной компетентностью или любой другой".
Создается ощущение, что авторы законопроекта озаботились идеей ТОУК как прикрытием основной цели - использованию сертификатов прошлых лет. Причем как можно быстрее, уже в эту вступительную кампанию. Отсюда и непродуманность предложений.
Кстати, внедрение теста общеучебной компетентности за два месяца нарушает требование Закона о высшем образовании, которое гласит: перечень программ внешнего независимого тестирования публикуется на сайте центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки не позже чем за 1,5 года до проведения ВНО.
Нельзя изменять правила игры тогда, когда она уже запущена. Об этом дружно говорили эксперты и представители общественных организаций, анализируя предыдущий законопроект от А.Спиваковского и его коллег. Но, кажется, их не услышали. Как не услышали возражений против того, чтобы учитывать при поступлении сертификаты прошлых лет. Вряд ли это можно назвать диалогом с общественностью. Или совместной работой над реформами.
"Учет сертификатов прошлых лет... ставит абитуриентов в неравные условия, ведь требования тестирования отличаются из года в год", - комментировала в 2012-м Лилия Гриневич вступительную кампанию, организованную министерством Дмитрия Табачника. В 2011-м она называла это нововведение одиозным. А разве сейчас, вот уже в третий раз, предлагается не то же самое? Однако четких публичных оценок происходящему пока не слышно. И это печально. Тем более, что среди авторов проекта сразу два члена парламентского комитета по вопросам образования и науки - А.Спиваковский и Т.Креминь.
Упорству, с которым некоторые депутаты пытаются внести старые правила в новую вступительную кампанию, можно позавидовать. Или это упрямство? "Им что там, нечем больше заняться в Верховной Раде? - возмутилась знакомая мама 11-классника, услышав об очередном законопроекте. - Сколько можно держать в тонусе абитуриентов?".
Чтобы составить себе представление о законопроекте № 2335, достаточно посмотреть, как его авторы предлагают изложить ст. 44.4 Закона о высшем образовании: "Прием на обучение для получения степени младшего бакалавра или бакалавра (магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направлений) осуществляется на основе полного общего среднего образования по результатам внешнего независимого оценивания знаний и умений поступающих независимо от года его составления и уровня их творческих и /или физических способностей...".
"Видимо в следующем варианте законопроекта от этой группы авторов мы увидим предложение принимать в высшие учебные заведения всех, кто подал документы. И возможно, на бюджетную форму обучения", - предполагает Владимир Бахрушин, академик АН высшей школы Украины.
Сколько еще попыток изменить правила вступительной кампании будет предпринято депутатами? Скольким из них смогут противостоять эксперты и общественность?