Украину отстроят политехнические университеты: что нужно сделать

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Украину отстроят политехнические университеты: что нужно сделать © unsplash/anakregar
Мозги и деньги — факторы возрождения Украины

Наша вера в ЗСУ позволяет нам строить планы на восстановление нашей страны. Уже очевидно, что сотни промышленных объектов по всей территории Украины разрушены если не обстрелами, то точечными ракетными ударами. Сейчас наша ситуация на фронте во многом зависит от помощи Запада.

Но какой бы несовершенной ни была наша военная промышленность, мы встретили врага не с голыми руками и сумели продержаться первые недели войны, после чего Запад стал нам помогать. Многие средства обороны были сделаны именно в Украине. Настоящей звездой стала украинская противокорабельная крылатая ракета «Нептун».

А вот после войны, когда мы увидим, насколько пострадали оборонные предприятия, Украина встанет перед весьма важным выбором: остаться в зависимости от западных поставок или улучшить свой потенциал? Лично мне больше нравится второй вариант, поскольку он гораздо надежнее. К тому же, многие военные разработки и технологии успешно применяются в мирных целях, так что здесь можно убить несколько зайцев.

Ракетой можно уничтожить уникальное предприятие, танк, самолет, но пока есть профессионалы, способные их строить, такие утраты поправимы.

Мозги и деньги — основные факторы успешного возрождения Украины. Первое даже важнее, потому что мозги и создают средства защиты, и зарабатывают деньги.

Ключевыми станут три сектора: оборонка, IT-индустрия и агросектор. IT, которая, как и прежде, продолжает наполнять бюджет государства. Агросектор тоже будет кормить страну и тоже зарабатывать капитал.

Важность сильного оборонного сектора мы осознаем как никогда. Он нужен будет, чтобы не позволить оркам снова развалить все, что мы построили. И тут на арену выходит старая добрая связка: университет и партнерское предприятие.

Политехи традиционно умеют почти все — от компьютерных наук до тяжелого машиностроения как для оборонного сектора, так и в мирных целях: для агросектора, пищевой и легкой промышленности. К примеру, Харьковский политех (НТУ «ХПИ») из самых критичных направлений не охватывает лишь авиа, но при идеальном раскладе может быть тандем ХПИ и Харьковского авиационного университета («Национальный аэрокосмический университет им. Жуковского, ХАИ). Сюда же примкнут инженерно-строительные университеты (здесь я искренне сожалею, что ХПИ проиграл неравную битву, и Харьковский национальный университет строительства и архитектуры примкнул не к нему). Да здравствуют, подковерные игры оппонента с министерством, которым, я надеюсь, не будет места после войны.

Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт" (НТУ «ХПИ»)/facebook

Украина уже не будет прежней. Война постепенно начинает срывать маски. А гражданское общество будет более нетерпимым к произволу чиновников, к коррупции и кумовству. Все государственные институции обязательно пройдут своего рода чистку от ненужной шелухи, и первой должна быть образовательная система.

Что же хочется видеть в университетах?

Право официально, быстро и законно принимать взносы от бизнеса и самостоятельно распоряжаться средствами. Много говорилось о частно-государственном партнерстве, но сейчас работающей системы так и нет. Если бизнес считает нужным помочь факультету и кафедре, у него должен быть быстрый и прозрачный механизм, чтобы передать оборудование, на котором смогли бы учиться будущие инженеры, или создать автономный стипендиальный фонд для талантливых студентов и преподавателей. Возможность помогать учебным заведениям должна быть не только у крупных заводов, но и небольших фирм, причем с возможностью на равных конкурировать за выпускников.

IT-компании уже давно и системно сотрудничают с университетами, организовывают стажировки, помогают с преподаванием актуальных технологий. Однако даже для того, чтобы отремонтировать аудиторию и обеспечить ее электроникой, им нужно проходить несколько кругов ада бюрократии.

Также нужны механизмы, которые позволили бы университетам достойно оплачивать труд преподавателей, без привязки к фиксированным государством ставкам. Таким образом включится своего рода рыночный механизм, ведь, с одной стороны университет сможет назначить достойную компенсацию труда. С другой — он будет сам заинтересован минимизировать бюрократию, чтобы рабочее время этого преподавателя не уходило на заполнение ненужных документов и отчетов.

Второй элемент идеальной картины Украины — популяризация инженерных профессий.

Профессия инженера должна быть не менее престижной, чем IT. Это вовсе не значит, что все потенциальные айтишники должны ломиться на технические специальности. Скорее, нужно, чтобы местные технологические компании, которые уже вовлечены или будут вовлечены в оборонный сектор, могли предложить выпускникам условия и зарплаты, не хуже, чем в IT. Тогда на технические профессии посмотрят иначе.

Когда финансовая составляющая примерно одинаковая, на первый план выходят личные предпочтения человека: чем бы он хотел заниматься в жизни. Важна и психологическая составляющая: какой подросток, видевший, во что превращают его родной город, не захочет учиться и работать на оборонном предприятии, чтобы враг не вернулся снова?

unsplash/hixenia

Наконец, гибкость учебного процесса и графика.

Для обучения айтишника нужен лишь компьютер и преподаватели. Для подготовки инженера нужно больше ресурсов: механизмы, стенды, агрегаты, которые есть в крупных образовательных учреждениях. Тут не сработает полный онлайн, так же как не сработает схема, когда студенты на третьем курсе уже работают в ущерб парам.

Образовательная система должна будет перестроиться настолько, чтобы студент сам управлял своим учебным графиком, без привязки к расписанию, академическим группам, то есть, выполнил учебный план, совмещая работу и учебу, а не работал и «подучивался».

Словом, преимущество будет иметь крупный технический университет с большим числом преподавателей и студентов, с разнообразием специальностей. Почему? Есть несколько причин. Во-первых, с профильными кафедрами больших университетов десятки лет сотрудничают производственные предприятия, а в последнее время традицию продолжают IT-компании. Во-вторых, в силу размеров и разнообразия факультетов у более мелких фирм так же будет доступ к потенциальным специалистам. В-третьих, партнеры могут предоставить университету оборудование для обучения, и доступ к нему будет иметь большее число учащихся.

Наконец, можно обеспечить гибкость учебного процесса за счет того, что один и тот же контент дисциплины могут читать разные преподаватели в разное время — вполне реально дать студенту возможность составить себе расписание и за 3–4 года бакалаврата выучить все, что требуют стандарты.

Словом, самое время строить хорошее и не бояться экспериментировать, продолжая отстаивать уже в мирное время все те ценности, за которые мы боремся на войне: цивилизованное общество, демократию и свободу. А еще добропорядочность, в том числе академическую.

Больше статей Марины Косенко читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме