Украина — Европа: что мешает интеграции в науке?

Поделиться
Процесс объединения Европы, его распространение на Восток и страны Балтии сопровождается формированием общего образовательного и научного пространства...

Процесс объединения Европы, его распространение на Восток и страны Балтии сопровождается формированием общего образовательного и научного пространства. Украина и Европейский Союз находятся на грани перехода к качественно новому типу отношений. Сейчас между ними ведутся переговоры о подписании нового, усиленного соглашения, которое заменит устаревшее по форме и содержанию и обеспечит политическое ассоциирование и экономическую интеграцию Украины в ЕС. Соглашение предусматривает усиление сотрудничества в сфере экономики, внешней политики, юстиции и внутренних дел, будет содержать список мер по созданию зоны свободной торговли.

Это в свою очередь создает новые возможности для научно-технологического сотрудничества Украины с ЕС, должно активизировать отечественную исследовательскую и инновационную деятельность. Одним из инструментов такого партнерства являются рамочные программы, существующие уже с 1984 года и позволяющие Европейскому Союзу финансировать и поддерживать международные научные проекты, способствовать академической мобильности научных сотрудников, привлекать ресурсы для проведения исследований по разным дисциплинам и т.д.

Одним из важных политических приоритетов объединенной Европы является развитие научно-исследовательской и технологической сферы для наращивания экономического потенциала, укрепления конкурентоспособности, создания новых рабочих мест, улучшения благосостояния и качества жизни граждан Сообщества. Уже сейчас Евросоюз уверенно занимает ведущие позиции в мире в вопросах разработки и внедрения многих новейших технологий и высокотехнологических товаров и услуг. Он адекватно отвечает на глобальные вызовы в этой сфере, где с каждым годом усиливается конкуренция с Северной Америкой, Юго-Восточной Азией, с новыми экономическими гигантами — Бразилией, Россией, Индией, Китаем (БРИК странами).

С 1 января 2007 года вступила в действие Седьмая рамочная программа Евросоюза (РП7), основная цель которой — увеличение темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности объединенной Европы в знаниях, инновациях, использовании человеческого капитала. Как и Шестая рамочная программа, она предназначена для развития Европейского исследовательского пространства (European Research Area — ERA). Бюджет новой программы (до 2013 года) почти втрое превышает предыдущую и составляет 50,5 млрд. евро, что свидетельствует о большом внимании, уделяемом науке в ЕС. Кроме того, дополнительные 2,7 млрд. евро выделены ЕС на финансирование ядерных исследований в рамках программы «Евроатом» РП7 с 2007 по 2011 год. Механизмы функционирования программы открывают широкие возможности для международного сотрудничества. При этом отношения Украины с ЕС официально и вполне обоснованно провозглашаются приоритетными. Евросоюз в ряде своих официальных документов, а также двусторонних соглашениях с Украиной признает наше государство важным субъектом международных экономических отношений и своим стратегическим партнером.

Поэтому Седьмая рамочная программа могла бы стать важным механизмом интеграции Украины в Европейское экономическое пространство, развития партнерства с Европейским Союзом, повышения стандартов жизни в стране. Опыт стран Центральной, Восточной Европы и Балтии свидетельствует о том, что они эффективно справились с евроинтеграционными задачами, и как результат — сейчас эти государства успешно решают вопросы своего устойчивого развития.

Лучший пример эффективного участия в многочисленных программах ЕС подают страны, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли (EFTA/EEA — European Free Trade Association/European Economic Area). Членами этой межгосударственной организации являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Не входя в Евросоюз по решению своих референдумов и имея средний уровень жизни людей, выше чем в ЕС, в совместных проектах эти страны обладают практически теме же правами, что и государства Объединенной Европы. 75% общего взноса стран EFTA/EEA, а это 1,5 млрд. евро на период 2007—2013 гг., направляется в бюджет Седьмой рамочной программы, 11,5 и 5,6%, соответственно, на программы «Учеба в течение жизни» и «Конкурентоспособность и инновации».

Совет Европы принял регламент, определяющий правила участия в РП7 для компаний, исследовательских институтов и университетов из разных стран, а также условия распространения научных результатов. Не считаясь с тем, что РП7 — европейская программа, в ней активно поощряется участие организаций из неевропейских стран и стран, не являющихся членами ЕС. Об этом свидетельствует опыт выполнения предыдущих рамочных программ. Так, первое место среди всех стран, не являющихся членами ЕС (так называемые ICPC-партнеры), в Шестой рамочной программе ЕС (РП6) заняла Россия: 402 научных учреждения участвовали в проектах РП6 с общим финансированием более 45 млн. евро. Украина заняла десятое место в этой группе стран, выполнив 93 проекта с общим объемом финансирования 6 млн.
евро.

Для перехода на качественно новый уровень отношений с ЕС Украина прежде всего нуждается в радикальных внутренних реформах, направленных на завершение перехода к рыночной экономике и обеспечение устойчивого развития. Она должна взять на себя также масштабные обязательства в рамках нового усиленного соглашения и последних инициатив Польши, Швеции, Франции по усилению сотрудничества со странами Восточной Европы. Это потребует значительных людских усилий, дополнительных финансовых ресурсов и поиска надлежащих инструментов.

Седьмая рамочная программа может рассматриваться как один из таких инструментов. Она будет способствовать адаптации страны к нормам и стандартам ЕС, повышать мобильность украинских экспертов, исследователей и просвещенцев на европейском пространстве, ускорять европейскую интеграцию. Полноценное участие в проектах Седьмой рамочной программы способствовало бы привлечению Украины к передовым технологиям, реализации ее научного потенциала, дополнительному финансированию украинских научно-исследовательских организаций и учреждений, участвующих в совместных проектах.

Седьмая рамочная программа воплощает новую политику по развитию европейской университетской среды, в которой активно развивается модель европейского треугольника знаний, основанная на фундаментальных и прикладных исследованиях, которые органично связаны с инновационным развитием и обучением. Эта модель является основной при создании сети исследовательских университетов в Европе и Европейского института технологий (по образцу Массачусетсского технологического института, США). Привлечение украинских вузов к европейским университетским грантам РП7 смогло бы ускорить создание в Украине собственной сети исследовательских университетов и пересмотреть целый ряд устаревших принципов высшей школы.

Европейская комиссия (ЕК) проявляет готовность к качественному расширению сотрудничества с нашим государством. Она предлагает Украине в ближайшей перспективе выйти на уровень партнерства в сфере науки и технологий и заключить меморандум об ассоциированном участии нашего государства в Седьмой рамочной программе ЕС. Ассоциированный статус предоставил бы Украине возможность стать полноправным членом Европейского научного пространства, получить равные со странами — членами ЕС права, обязанности и условия деятельности.

Вместе с тем, пребывая вне статуса ассоциированной страны, Украина не сможет координировать проекты, а также будет иметь ограниченный доступ к важным мероприятиям и программам, таким как «Безопасность», «Идеи», «Внутренние программы содружества им. Марии Кюри» и т.д. Украинские эксперты не смогут привлекаться к формированию рамочных программ, не будут участвовать в работе программных комитетов рамочной программы и Комитета по науке и технологиям стран — членов ЕС (CREST), в Объединенном исследовательском центре (JRC), в группах советников или других экспертных группах.

Почти все страны на пути к полному членству в ЕС сначала проходили этап ассоциированного членства в рамочных программах. С первых месяцев деятельности Седьмой рамочной программы наблюдался значительный прогресс в переговорах с будущими ассоциированными странами. Меморандумы взаимопонимания (MoU) по предоставлению статуса ассоциированных стран в РП7 были подписаны с Албанией (17.12.07), Хорватией (13.06.07), Македонией (13.06.07), Сербией (13.06.07), Турцией (01.06.07), Черногорией (25.01.08). Подали заявления Босния, Герцеговина, Россия и Молдова.

Политическое и стратегическое значение обретения ассоциированного статуса Украины в Седьмой рамочной программе ЕС несомненно. После присоединения к Болонскому процессу, вступления в ВТО этот шаг был бы следующим и логичным на евроинтеграционном пути нашей страны. Учитывая полноправное членство Украины в ЕС, как стратегическую цель государства, ее ассоциирование с Седьмой рамочной программой обеспечит основания для достижения этой цели. Такой амбициозный план укрепления сотрудничества в области науки и технологий мог бы найти свое воплощение в Соглашении об ассоциировании, который по сравнению с нынешним Соглашением о научно-техническом сотрудничестве с ЕС от 04.07.2002 г. может рассматриваться как качественно новый шаг не только в направлении научно-технического сотрудничества, но и содействовать развитию всесторонних отношений между Украиной и ЕС.

К сожалению, наше государство не делает практических шагов в этом направлении, хотя на прошлогоднем заседании Комитета по сотрудничеству Украина — ЕС, состоявшемся в ноябре 2007 года в Брюсселе, украинская сторона поддержала предложение стать ассоциированной страной. Новое руководство Министерства образования и науки Украины поддержало эту инициативу. На праздновании Дня науки в этом году оно провозгласило о начале процесса обретения ассоциативного статуса в Седьмой рамочной программе.

Но официального обращения в Европейскую комиссию с целью начала переговоров от Украины еще не поступало. В соответствии с условиями Генерального директората по исследованиям, для формализации намерений о присоединения Украины к Седьмой рамочной программе ЕС, украинской стороне необходимо направить официальное письмо (за подписью министра образования и науки Украины) в адрес комиссара ЕК по вопросам науки и исследований Янеша Поточника. Такое формальное обращение позволит начать переговоры с Европейской комиссией относительно финансовых условий участия, механизмов будущего взаимодействия, формата привлечения Украины к управлению программой и т.д. Вместе с тем ЕК начнет внутренние процедуры, необходимые для подготовки присоединения Украины к программе. Принимая за основу бюджет Седьмой рамочной программы, взнос Украины в бюджет РП7 с 2007 до 2013 г. составлял бы 322 млн. 184 тыс. евро. Но Украина может рассчитывать на скидку — от 80 до 50%, которую ЕК предоставляет как нынешним, так и будущим странам «расширения». Возможность и размер этой скидки будет определен во время переговоров, после подачи официального запроса о получении ассоциированного статуса, и с учетом всех экономических и политических аспектов (ВВП, уровень роста экономики, решение Европейского парламента и стран — членов ЕС и т.д.).

Максимальная скидка могла бы составить в среднем 66% за семилетний период, уменьшив взнос Украины почти втрое. Учитывая, что при самых лучших обстоятельствах Украина сможет стать ассоциированной только начиная с 2010 года, этот взнос будет еще ниже (примерно 94 млн. 264 тыс. евро). Эта сумма намного меньше годовых государственных расходов на науку (государственный бюджет на научную и научно-техническую деятельность на 2008 год составляет 3 млрд. 605 млн. 800 тыс. грн., или 480 млн. евро).

Но перспектива обретения Украиной ассоциированного статуса в РП7 не должна ограничиваться только финансовыми аспектами. Более важно политическое понимание. Этот шаг будет рассматриваться как новый этап на пути развития партнерских отношений Украины с Евросоюзом, создания условий для органической интеграции Украины в общемировые экономические отношения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме