УЧЕБНИКИ В КРЕДИТ

26 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 26 ноября-3 декабря

«Школьный учебник в Украине - проблемы и перспективы» - так называлась всеукраинская научно-практическая конференция, которая недавно проходила в Харькове...

«Школьный учебник в Украине - проблемы и перспективы» - так называлась всеукраинская научно-практическая конференция, которая недавно проходила в Харькове. В ее работе приняли участие представители Министерства образования Украины, Национальной академии наук, Академии педагогических наук, Научно-методического центра среднего образования Министерства образования, а также ученые, издатели, авторы, методисты и учителя из всех регионов нашей страны - более четырехсот человек.

Это была первая встреча, первое рабочее собрание всех участников сложного процесса создания учебников. Разговор был трудный, уж очень разными выглядели порой позиции сторон - тех, кто задает концепцию образования и контролирует качество школьных пособий, кто их пишет, издает и кто по ним учит. Но было общее желание сотрудничать. И общее мнение - нынешняя ситуация со школьными учебниками в Украине близка к гуманитарной катастрофе. Во-первых, вразрез с мировой педагогической практикой сейчас в каждой номинации существует только один учебник, во-вторых, зачастую он не удовлетворяет современным требованиям, а в-третьих, и этого, единственного, в школах не хватает! Почему это произошло? В чем корень зла? Как выходить из кризиса?

Чтобы читатель прочувствовал живую, заинтересованную атмосферу конференции, я не буду ничего пересказывать, а воспроизведу мнения участников.

Учителя: бесплатные учебники - это миф

Историк: В этом учебном году мой десятый класс вынужден был купить четыре учебника: всемирную историю, географию, биологию и английский. А что делать? В школьной библиотеке их просто нет. Плюс химию, которая пришла на три класса в сорока экземплярах. Каждая из книг стоит на рынке от 6 до 12 гривен. При этом учебник по истории не полностью соответствует программе. Он написан тяжелым языком, не дает хронологии, нет никакой системы в изложении, невозможно выделить главное. Я вынуждена заменять учебники рабочими тетрадями. Что-то приходится и конспектировать. Но это же неполноценная замена!

На мой взгляд, учитель должен иметь возможность выбрать среди двух-трех альтернативных учебников наиболее подходящий для работы, а ученик - приобрести его в собственность за подходящую цену. Подходящая цена? Максимум пять гривен!

Географ: В восьмом классе мы начинаем учить географию Украины, а учебника для русскоязычных классов в библиотеке нет. Вообще никакого. На рынке, правда, есть неплохой учебник, но на украинском языке. И стоит 27 гривен!.. Как я могу требовать знания?

Биолог: Учебник по биологии для шестых классов явно написан человеком, который в школе никогда не был. И вообще забыл, что такое ребенок. Изложение материала не рассчитано на детское восприятие. Например, в первом же параграфе с ходу вводятся понятия «прокариоты» и «эукариоты». Да ведь ребенок вообще впервые встретился с биологией! Он давно забыл, что в третьем классе его знакомили с клеткой и ядром. А во втором параграфе на полутора страницах текста дается 17(!) новых терминов. Нас отчасти спасает тетрадь по биологии, которую дети приобретали сами, и старый советский учебник по ботанике. А для восьмых классов учебников в библиотеке в шесть раз меньше, чем надо. Их выдали наиболее нуждающимся. Остальные покупали по цене от 17 до 30 гривен.

Сельский учитель: Большие города в лучшем положении, чем мы. И снабжаются они учебниками все-таки пощедрее, и могут что-то прикупить на рынке. А у нас в селе и этого нет. Я мало чем могу помочь даже одаренным детям. Тот багаж знаний, который получают сейчас наши выпускники, явно недостаточен, чтобы выйти с ним в современную жизнь или поступить в институт. Вот и питаемся дешевыми брошюрками ответов на экзаменационные билеты. Но это же суррогаты!

Директор школы: Кроме учебников, не хватает всех видов словарей - толковых, Даля, Ожегова, фразеологических и так далее. В современной школе со словарями нужно работать не от раза к разу - они должны использоваться на каждом уроке. Создается впечатление, что у нас вообще нет какой-либо системы в составлении учебных пособий: отсутствует преемственность материала от класса к классу, нет координации между разными предметами. А что касается проблемы «платный-бесплатный», то практически все учителя считают, что каждый ученик должен иметь свои собственные учебники. Я думаю, государство может решить вопрос о снижении их цены. Все равно продекларированная бесплатность - это такой же миф, как и бесплатная медицина.

Как мы дошли

до жизни такой?

Татьяна Фещенко, автор учебников, президент ассоциации «Учебная литература - XXI век»: Тот факт, что учебники устарели, стал совершенно ясен еще в конце 80-х годов. Помните, тогда был взрыв интереса всего общества к педагогике - к новым взаимоотношениям «ученик-учитель», новым методам обучения, учителям-новаторам и, в частности, к новым учебникам. Когда Украина стала самостоятельным государством, к этой живой педагогической ситуации прибавились национальные амбиции. Всем стало ясно: Украина должна иметь свои новые учебники. Но реальность-то была такова, что раньше практически все они создавались в России, поэтому именно там остались как традиции, так и мощный институт квалифицированных авторов и редакторов.

Но старт был дан. Я очень уважаю тех, кто такую команду дал. Она положила начало процессу создания украинского учебника, обозначила точку приложения творческого потенциала педагогов, ученых, авторов, издателей, определила новую для страны сферу деятельности.

Думаю, что не стоит искать сейчас виноватых, не нужно «закидывать их камнями». Чтобы неудача не повторилась, нужно спокойно проанализировать ситуацию. Какие «мины» были в ней заложены? Что необходимо изменить? Главной причиной неудовлетворительного качества полученного продукта является изначальное отсутствие конкуренции. Прежде всего издательской. Ведь гриф Министерства образования лишь фиксирует соответствие книги самым общим педагогическим критериям доступности, научности, систематичности изложения материала и так далее. А конкретизация этих требований, их особое видение, стремление сделать книгу максимально учебной, то есть наглядной, красочной, интересной, - это и есть задача автора и издателя.

Если бы четыре-пять лет назад обстоятельства сложились именно таким образом, если бы издатели еще тогда отказались от традиционного для того времени рутинного перевода спущенных сверху рукописей в макет, а затем в полиграфическую продукцию, мы бы уже ушли далеко вперед.

Что помешало? Прежде всего ложная идея бесплатного учебника. Не может небогатое государство за счет бюджетного финансирования обеспечить целый веер направлений поиска в каждой номинации учебника. Дай Бог сделать что-нибудь одно! А отсюда имеем то, что имеем…

Сегодня мы должны сконструировать новые механизмы создания учебной книги. Сформировать новый стиль взаимоотношений между государством и издательствами. Вырастить новых авторов, что требует создания множества издательских «садков», в которых этот процесс будет происходить параллельно. Как говорят китайцы, пусть вырастает тысяча цветов.

Только многообразие поиска и станет залогом появления школьных учебников нового поколения.

Ваши предложения?

Александр Афонин, генеральный директор издательства гуманитарной литературы «Абрис», президент Украинской ассоциации издателей: Мы предлагаем на уровне правительства создать систему кредитования выпуска учебников. При наличии макета книги и грифа Министерства образования издательство любого вида собственности должно иметь возможность взять кредит под разумный процент. Хотя бы на том уровне, что предлагают украинскому предпринимателю зарубежные банки, то есть двенадцать-пятнадцать процентов годовых.

А дальше пусть издатель сам находит новых талантливых авторов и работает с ними! Ведь сколько в Украине учителей, методистов, научных работников, преподавателей вузов, педагогов из провинции, которые могут стать авторами учебников нового поколения, но они пока не востребованы. А уж потом пусть предметная комиссия Министерства образования рассматривает учебник и решает его судьбу.

Введение системы кредитования вместо простой раздачи бюджетных денег ситуацию изменит полностью. Сейчас издательство учебник печатает, и на этом вся его ответственность заканчивается. При кредитовании она на этой стадии только начнется. Кредит-то нужно вернуть! А вернуть его можно будет только в том случае, если книги понравятся учителям, если их купят родители, если к издателю от каждого проданного экземпляра будет возвращаться затраченное. При кредитовании ответственность есть у того, кто кредит дает, то есть у государства, и у того, кто кредит берет, то есть у издателя.

А кто оказывается в выигрыше? Учитель, потому что он сможет выбрать из нескольких учебников лучший, а не брать одного «кота в мешке». Государство, поскольку сейчас оно совсем отдает деньги, а в этом случае вернет их назад, да еще с процентами. В сущности, эти идеи далеко не новы. Предложения о кредитовании подавались в соответствующие комиссии Верховной Рады еще старого состава! Но они даже не рассматривались. А сейчас система украинского книгоиздания, учебников в том числе, практически рухнула. Ну что для нашего государства четыре миллиона учебников и учебных пособий, выпущенных в 1999 году! По всем предметам и для всех классов. Капля в море…

Теперь о второй стороне медали. О цене. Во-первых, ее можно будет сразу намного снизить, если на выпуск учебников сделать льготное налогообложение, как в России. Во-вторых, ввести для родителей с детьми школьного возраста механизм дотаций. Например, уменьшить сумму налога с заработной платы по справке из школы. Бесплатных учебников все равно нет - они оплачены налогами и отчислениями граждан. На нынешней ситуации успешно наживаются только книжные пираты, которые воровски сканируют чей-то готовый учебник. Печатают, затем быстро и дешево продают, не неся никаких трат и не платя налогов.

А как у других?

В Испании издательства любой формы собственности в соответствии с учебными программами самостоятельно готовят учебники и представляют их в министерство образования. Получив сертификат, издают книги на свои деньги и выпускают их в свободную продажу. Альтернативные учебники по одному и тому же предмету отличаются как системой подачи материала, так и объемом информации. Государство иногда и лишь частично участвует в финансировании этих изданий.

В Венгрии издатель берет кредит на выпуск учебника, издает его и после получения сертификата отдает на рынок. Поскольку половина суммы кредита государством обычно гасится, покупателю учебник обходится гораздо дешевле.

Интересный путь прошла Польша. Здесь издатели быстро поняли, что для них главное лицо - учитель. Именно он выбирает из нескольких учебников наиболее подходящий, и от него зависит, за какую книгу родители выложат денежки. Вот тогда издатели стали обхаживать учителя, стараясь представить товар лицом. Устраивать специальные семинары по новинкам, всячески доказывая, что именно их система наиболее логична, строга, выверенна, что их учебник наиболее содержателен, научен и в то же время понятен и красочен. Объяснять, как им пользоваться учителю и как работать с ним ученику. А тем самым повышать квалификацию самих учителей.

Рекомендации конференции

1. Признать, что многовариантность учебной литературы - это наилучший путь повышения ее качества.

2. Привлечь для решения проблемы научный, методический, педагогический и издательский потенциал всех регионов Украины. Создать региональные центры по разработке и апробации учебников.

3. Создать при участии всех регионов Украины рабочие группы по разработке системы критериев качества учебной литературы.

4. Создать при Министерстве образования координационный совет для взаимодействия всех участников процесса создания учебников.

5. Законодательно закрепить льготное кредитование издательских проектов и уменьшение налогообложения на полиграфическое производство учебной книги.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно