У СТУДЕНТОВ НОВЫЙ СТАТУС. ПИЩЕВОЙ

21 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 21 июня-27 июня 2002г.
Отправить
Отправить

В конце учебного года студенты-программисты факультета «Автоматика и приборостроение» Национального технического университета «ХПИ» должны были сдать зачет по курсу проектирования баз данных...

В конце учебного года студенты-программисты факультета «Автоматика и приборостроение» Национального технического университета «ХПИ» должны были сдать зачет по курсу проектирования баз данных. А студенты факультета фундаментальной медицины Харьковского национального университета им. Каразина — такой же традиционный для медиков курс по гигиене питания. Эти зачеты остались бы для ребят рядовым событием студенческих лет, если бы не их преподаватели — кандидат физико-математических наук Геннадий Кладов и кандидат медицинских наук Георгий Даниленко. Они объединили студентов разных специальностей и разных вузов в общем проекте, где медики выступали в роли заказчиков, а политехники — исполнителей.

В результате была создана оригинальная компьютерная программа «Пищевой статус студента», которую можно использовать в работе терапевта или семейного врача. С помощью такой виртуальной модели легко определить, насколько обычный рацион пациента соответствует потребностям организма, как он отражается на состоянии его здоровья, и дать рекомендации по корректировке питания.

Заказчик должен
быть реальным

— Геннадий Кузьмич, для чего вам нужно было усложнять себе жизнь, если можно было обойтись обычным зачетом? — спрашиваю Г.Кладова.

— Сама по себе учебная задача проектирования баз данных достаточно неопределенна, — считает преподаватель Харьковской политехники. — В реальной жизни результат ее решения в одинаковой мере зависит как от умения заказчика ее правильно поставить, так и умения исполнителя ее правильно понять. Поэтому учить студентов-программистов проектированию баз данных, так сказать, «вообще», без взаимодействия с реальным заказчиком, не эффективно. Ребят нужно научить общению с заказчиками, которые снабжают программиста всеми необходимыми данными и формулируют задачу. Это не менее важный компонент работы программиста, чем теоретические знания.

— Как была построена работа?

— У нас с Даниленко было по четыре группы старшекурсников, поэтому каждая группа медиков в качестве коллективного заказчика работала со своей группой программистов. Предварительно будущие врачи прослушали обзорную лекцию по программированию, а мои подопечные — о принципах рационального питания. В каждой группе ребята сами выбрали руководителя и аналитиков проекта и приступили к работе. Мы рассчитывали на здоровую конкуренцию и не ошиблись. Все группы выполнили задачу даже в большем объеме, чем мы им планировали, например, самостоятельно сделали статистические выводы о качестве питания студентов.

— Одним словом, медики и программисты поняли друг друга.

— Вполне. На защите проектов будущие врачи уже достаточно грамотно говорили о возможностях использования компьютерных программ, а программисты — о специфике решения медицинских задач. Мы достигли всех поставленных целей — побудили ребят выступить в реальных ролях заказчиков и исполнителей, проверили качество обучения и возможность активизации учебного процесса на базе соревновательности.

Обрести профессиональную уверенность

— На что вы рассчитывали в начале эксперимента? —адресую вопрос Г.Даниленко.

— Я был уверен, что роль заказчика поневоле заставит моих студентов понятно и подробно растолковывать суть курса гигиены питания программистам, которые понятия не имели об этом предмете, — говорит Григорий Николаевич. — А это гораздо труднее, чем просто сдать зачет преподавателю — разработка технического задания для компьютерной оценки характера питания конкретного индивидуума требует более обширных и глубоких знаний. И действительно, благодаря такому сотрудничеству мои ребята увидели медицинскую проблему с точки зрения инженера-программиста.

— Какие данные они закладывали в задачу?

— В течение определенного периода студенты оценивали свое собственное физическое состояние по стандартным тестам, под нагрузкой и без нагрузки — измеряли частоту сердечного сокращения, давление, жизненную емкость легких и так далее. А также фиксировали все, что ели, то есть поступление в организм с едой различных питательных веществ — белков, витаминов, жиров, микроэлементов и так далее. Расчеты велись примерно по 20 компонентам. Каждый из участников проекта провел оценку своего рациона и сделал гигиеническое заключение о полноценности и рациональности своего питания.

— Вы довольны результатами учебного эксперимента?

— Да, студенты хорошо усвоили курс, возросла их профессиональная уверенность в себе, расширился кругозор специалиста.

— А как можно оценить пищевой статус самих участников проекта?

— Данные свидетельствуют, что, к сожалению, у большинства студентов-медиков и состояние здоровья не очень хорошее, и питание недостаточно полноценное.

— Вы им ставили оценки?

— В конце защиты мы предложили студентам самим выбрать лучший проект простым голосованием и были рады, что результаты голосования полностью совпали с нашей оценкой. Первое место заняла работа, которая на самом деле была наиболее серьезной и со стороны медиков, и со стороны программистов. А зачет получили все.

— Этот проект продемонстрировал, что такого рода реальная работа в рамках курсового или дипломного проекта студентов разных специальностей вполне им по силам, — к разговору подключается профессор, заведующий кафедрой НТУ «ХПИ» Феликс Домнин. — Уверен, если обучение медиков насытить математическим аппаратом, они уже на студенческой скамье прочувствуют широкие возможности компьютерных технологий и будут их активно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Разработанные программы мы презентуем на выставке студенческих работ и Всеукраинской олимпиаде по системному программированию. Помимо этого я поддерживаю идею создания специальных вкладышей в дипломы выпускников, куда вносились бы данные о выполнении таких реальных комплексных проектов. Такие вкладыши наряду с теми, где указаны оценки по различным предметам, могли бы стать свидетельством об умении выпускников решать практические задачи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК