Когда человечество изобрело кинематограф, многие скептики говорили, что театр умрет как искусство. Но сегодня люди посещают и театры, и кинотеатры.
С появлением электронных книг исчезновение пророчили уже типографиям и бумажным книгам. Однако мы по-прежнему видим на полках магазинов тысячи печатных изданий, журналов и газет. Одни и те же люди могут сегодня читать книгу с телефона, а завтра купить бумажный томик и с удовольствием шуршать его страницами, делая пометки карандашом.
Электронные издания потеснили печатные, но не уничтожили их полностью. Так происходит с многими явлениями: новое вытесняет старое, но на каждый формат найдется свой ценитель, и у людей есть выбор.
Такая же картина и с онлайн-образованием. Поначалу к нему относились с настороженностью, когда механизмы еще не были достаточно отработаны, онлайн учились единицы. Да и под самим дистанционным обучением подразумевалось минимальное участие преподавателя: курс записывался, студенты его проходили, сдавали экзамены, потом получали оценки.
И тут на помощь пришел кризис. В кризис вообще происходит много интересного, потому что зачастую именно он стимулирует всеобщий прогресс.
Буквально в течение нескольких недель весь мир поголовно должен был перестроиться на новый формат обучения. Университеты, школы, неформальные курсы за короткое время внедрили практики, до которых при иных обстоятельствах дорастали бы годами. И теперь уже под онлайн-образованием стали подразумеваться совершенно два разных формата. Автономные записанные лекции (курсы) никуда не делись, но добавились еще и живые занятия в реальном времени, только по видеосвязи. Это совершенно другой уровень качества и вовлеченности участников в процесс.
Вполне естественно, что не для всех переход в онлайн прошел гладко, но любой тренд требует времени, чтобы он прижился, нашел достаточный отклик в обществе и свою аудиторию. В результате пик кризиса прошел, студенты и школьники стали возвращаться в аудитории, а эффективные практики остались и стали привычными для большинства. Лучшее приживается и всегда оставляет свой след.
Онлайн-образование не сможет полностью заменить очное. Однако оно может его дополнить и свершить то, что не подвластно очной системе.
Глобальные социальные лифты
Если еще в середине прошлого века образование было доступно далеко не каждому, и лишь немногие из представителей «не элит» пробивались наверх, то сейчас учиться можно у лучших специалистов из любой точки мира.
Даже если ребенок живет далеко от мегаполиса, в не очень благополучном с социальной точки зрения регионе, образование становится для него единственной возможностью выбраться из неблагоприятной среды. При этом чтобы получить базовые знания, достаточные для поступления в колледж (а если повезет, и университет) достаточно базового компьютера и Интернета.
На первое место выходят самодисциплина, усидчивость и желание изменить свою жизнь.
Дети и подростки станут более требовательны к качеству образования
Попасть на живые лекции от преподавателей ведущих мировых университетов стало намного проще. Вместе с этим к отсутствию государственного диплома в нашем обществе стали относиться спокойнее. Среди университетов конкуренция между отдельными преподавателями и факультетами вытесняет конкуренцию «корочек».
Студенты отчетливо видят разницу в качестве преподавания и делают выводы.
Будут ли они скучать на унылых лекциях, когда уже видели, как проводят занятия в МИТ и даже могут присоединиться к какой-нибудь бакалаврской программе от европейского вуза?
В частности, говоря о нашей стране, как только в обществе окончательно перестанут гнаться за «корочкой», украинским университетам придется вообще несладко. Им нужно будет выкручиваться, предлагая студентам конкурентные продукты. С другой стороны — хорошим преподавателям откроются новые возможности: если они заинтересуют студентов из других стран, те захотят учиться у них. Границы постепенно стираются, а расстояния сокращаются.
Открытое образование будет развивать мультикультурность
На онлайн-курсы записываются студенты из разных стран, а потом вместе выполняют групповые проекты. При этом они вынуждены сотрудничать, договариваться и достигать общих результатов, но при этом уважать чужие границы и чужую собственность. Образованной молодежью уже сложнее будет манипулировать и навязывать одну картинку, когда она видит целую панораму. Ей также сложнее будет навязать шаблоны «свой-чужой».
Словом, онлайн-образование можно хвалить, можно критиковать. Но тренд уже появился, получил развитие, и теперь плотно влился в нашу жизнь.
Кому-то подходит этот формат, кому-то нужны живые занятия. Понятно одно: онлайн стал дополнением к привычному традиционному обучению, и кто сможет выжать из него максимум, выиграет.
Все статьи Эдуарда Рубина читайте по ссылке